Механизм бодрствования и сна
Ретикулярная формация и промежуточный мозг оказывает на кору постоянную активное влияние. Кора, находясь в активном состоянии, оказывает тормозящее влияние на гипногенные центры ствола и препятствует распространению тормоза из гипногенных центров лобной доли.
При уменьшении активирующих влияний на кору, снижается ее тормозящее действие на гипногенные центры нижележащих структур, усиливается активность гипногенного центра лобной доли.
Поэтому считают, что гипоталамус, активируя кору, имеет непосредственное отношение к поддержанию бодрствующего состояния и организации поведенческих реакций, а ретикулярная формация – к реакции пробуждения.
По концепции П.К. Анохина, торможение в коре, происходящее во время начала сна, снимает с гипоталамических «центров сна» сдерживающее влияние корковых клеток: активность гипоталамических центров увеличивается, распространяется на другие отделы ствола мозга, блокирует на уровне таламуса восходящие центростремительные импульсы, активирующие кору больших полушарий. От этого тонус коры понижается, что обеспечивает глубокий сон. Сон, начавшийся как активный процесс, становится пассивным. Следовательно, смена бодрствования сном, углубление сна осуществляется при сложных взаимоотношениях коры, гипоталамуса и таломоретикулярной системы.
-
Содержание
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.