Вопросы и задания
1. Назовите несколько психологических теорий (концепций, подходов), характерных для классической науки. По каким признакам можно сказать, что они типичны именно для классической науки?
2. На каком основании можно сказать, что аналитическая психология К. Г. Юнга, гештальтпсихология и теория интеллекта Ж. Пиаже являются неклассическими научными теориями?
3. Назовите признаки, по которым можно отнести трансперсональную психологию С. Грофа к постнеклассической науке.
4. Приведите примеры идеальных объектов, описываемых в психологических теориях, помимо тех, что разобраны в данной главе.
5. Выберите любую психологическую теорию, которая не была проанализирована в главе. Что является ее эмпирической основой? Попытайтесь назвать, какие аксиомы составляют ее базис, приведите примеры логического вывода в рамках теории, на основе чего сформулированы теоретические утверждения. Является ли она теорией ad hoc или более широким теоретическим обобщением?
6. Приведите примеры аксиоматических и гипотетико-дедуктивных психологических теорий, кроме тех, что названы в качестве примеров в тексте.
7. Какие особенности познавательной деятельности человека становятся психологическими предпосылками редукционизма в науке?
8. В чем разница между редукцией как методологическим приемом в научном исследовании и редукционизмом как подходом к объяснению изучаемой реальности?
9. Выберите в качестве условного примера достаточно узкую тему научного исследования. Сформу-
143
лируите неоперационализируемую и операционализируемую гипотезу применительно к данной теме.
10. К какому виду плана исследований относится план вашей дипломной работы? Если от относится к доэкспериментальным или квазиэкспериментальным планам, то при каких изменениях в нем можно было бы сказать, что это — план классического эксперимента?
11. Какой план исследования применяется при изучении, например, взаимосвязи стиля внутрисемейного общения и параметров личности детей? Попытайтесь аргументировать свою точку зрения.
12. Назовите средства, которые обеспечивают достоверность выводов научного исследования.
- Введение в методологические основы психологии
- Оглавление
- Глава 1. Структура и функции методологического знания и его значение для психологии
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Вопросы и задания
- Глава 2. Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологаи науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3. Уровни методологического знания
- 3.1. Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- 3.2. Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- 3.5. Соотношение естественно-научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании
- Связь уровней психической регуляции и способов их эмпирического описания
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Методологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории л. С. Выготского
- Методологические предпосылки и выводы психологической теории поля к. Левина
- Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта ж. Пиаже
- Вопросы и задания
- Глава 4. Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- 4.1.2. Неклассическая наука
- 4.1.3. Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- Вопросы и задания
- Глава 5. Фундаментальные методологические проблемы психологии
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- 5.3. Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Вопросы и задания
- Глава 6. Категории психологии
- 6.1. Категория деятельности
- 6.2. Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Вопросы и задания
- Глава 7. Методологические принципы психологии
- 7.1. Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- Параметры психического развития в основных теориях
- 7.3. Принцип системности
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы