Многодневные ритмы, селенобиология
Сейчас уже установлена связь между движением Луны и некоторыми метеорологическими явлениями. Количество выпадающих осадков, например, изменяется в соответствии с лунным месяцем: за день до новолуния и через один день после него барометр показывает меньшее давление; грозовая деятельность достигает наибольшей величины через два дня после новолуния.
Существует наука биометеорология, изучающая влияние погодных факторов на живые организмы. В биологии хорошо известны лунные биоритмы. Им подвержены животные и водоросли, которые обитают в прибрежной полосе океанов и открытых морей.
Луна движется среди звезд на восток, вследствие этого изменяются ее фазы, а весь путь по небосводу она совершает примерно за 28 суток. Этот период обычно называют лунным месяцем.
Наблюдения за Луной начались еще в глубокой древности и послужили основой для составления (наряду с солнечным) лунного календаря. Однако попытки осмыслить эти наблюдения выходили за рамки чисто хронометрических вычислений и приводили в конце концов к различным правилам и примерам, которыми земледельцы и скотоводы пользовались в своей повседневной практике. Так, у русского народа было множество примет, связанных с Луной. Вот некоторые их них: «Посев на молодую Луну (то есть после новолуния) – к урожаю», «Яровую рожь и пшеницу сеять в новолуние. Лен сеять в последнюю четверть», «В первые дни новолуния сеять горох», «В новолуние дрова не рубят», «В новолуние солений не солят, ничего впрок не готовят», «Строевой лес руби в новолуние, вырубленный на ущербе сгнивает», «На молодом месяце рыба клюет».
В науке долгое время отрицали какую-либо связь погоды с Луной. В последние десятилетия в связи с расширением наших представлений об околоземном космическом пространстве, о процессах в атмосфере, определяющих климат и погоду, положение несколько изменилось.
Селенобиология изучает влияние Луны на земные организмы. Основой этой науки следует считать астрономическую теорию движения Луны.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.