Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
Проведенные в последние годы экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что здоровье и работоспособность человека во многом определяется состоянием его биологических ритмов. Целостный организм может существовать только при определенных фазовых соотношениях разных колебательных процессов в клетках, тканях, органах и функциональных системах, с одной стороны, и при их синхронизации с условиями окружающей среды, с другой.
Понимание роли и значения ритмов в жизненных процессах позволяет предвидеть всевозможные нарушения в организме, вскрывать их механизмы и разработать эффективные мероприятия по предупреждению и коррекции этих нарушений. Интерес к биологическим ритмам прослеживается на протяжении двух с половиной тысячелетий и восходит к древнегреческому поэту Архилоху, который писал: «Познай, какой ритм владеет людьми».
С древних времен человеку было свойственно искать постоянство, повторяемость в явлениях, связь жизненных процессов с окружающими условиями.
В циркадных ритмах прежде всего поражает их всеобщность, универсальность. Они видимо, присущи всем без исключения организмам, от одноклеточных водорослей до человека включительно. И появляются во всех важнейших жизненных отправлениях: питание, обмен веществ, рост, размножение, передача наследственной информации. Весьма характерно, что у всех живых существ (простейших, растений, животных) основные свойства ритмов одинаковы: стабильность фазы, независимость периода от температуры, устойчивость к метаболическим ядам и другим экстремальным факторам.
Одним из главных факторов, к которому необходимо было приспособиться живым организмам, - это суточное вращение планеты. Действительно, условия обитания живых существ резко менялись со сменой дня и ночи. Причем строгая повторяемость изменений давала уникальную возможность заранее готовиться к ним. Первые организмы, вероятно, уже обладали средством для такой адаптации.
В. Гуфеланд (1779) называл 24-часовой период «единицей нашей естественной хронологии». И на самом деле, происхождение и свойства циркадной системы определили ту важную роль, которую она играет в жизни всех живых организмов. Очевидно, древнейшая ее функция состояла в приурочивании биологической активности к наиболее благоприятному времени суток – сейчас это основа существования животных с дневным или ночным образом жизни. Другая, вероятно, основная для высокоорганизованных существ – взаимное согласование физиологических процессов во времени, поддержание стабильной последовательности событий, обеспечение предельно экономной физиологической регуляции. И, наконец, организмы действительно «используют» околосуточные ритмы для «измерения времени». Эту функцию с полным правом можно назвать живым биологическими часами в самом точном смысле этого слова. Интересно отметить, что выражение «живые часы» впервые в 1814 г. использовал в своей диссертации французский студент-медик Ж. Вире.
Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что при отборе людей для работы в сложных экстремальных условиях целесообразно наряду с другими факторами учитывать также индивидуальные биоритмологические характеристики. Возможно, наибольшую способность переносить экстремальные воздействия проявят лица с наиболее поздними фазами суточных ритмов («совы» и «жаворонки»).
Ритмичность биологических процессов – неотъемлемое свойство живой материи. Живые организмы в течение многих миллионов лет живут в условиях ритмических изменений географических параметров среды. Биологические ритмы – это эволюционная форма адаптации, определяющая выживаемость живых организмов.
Выработанная всем ходом эволюции временная последовательность взаимодействия различных функциональных систем организма с окружающей средой способствует гармоничному согласованию, настройке разных ритмических биологических процессов на один лад и тем самым обеспечивает нормальную жизнедеятельность целостного организма. Нарушение этого согласования приводит к «поломке» регуляторных физиологических механизмов организма и к возникновению болезненного состояния. Дело в том, что циклическое колебание физиологических процессов энергетически и биологически наиболее целесообразно, выгодно и соответствует принципу оптимальной организации. Четкий ритм энергетических процессов обеспечивает последовательность взаимодействия многочисленных физиологических и биохимических реакций.
Точность, с которой каждый организм придерживается свойственного ему ритма, привела к возникновению термина «биологические часы». В повседневной жизни нас окружают многочисленные физические и социальные синхронизаторы (или датчики времени), то есть процессы и явления, способствующие наилучшему согласованию ритмов организма с ритмами окружающей среды.
К физическим синхронизаторам относятся смена дня и ночи с чередованием света и темноты, суточные колебания температуры и влажности воздуха, барометрического давления, напряженности электрического и магнитного полей Земли. На суточную периодичность жизненных процессов могут оказать влияние десятки метеорологических и гелиогеофизических факторов.
К социальным датчикам времени, оказывающим синхронизирующее воздействие на ритмические жизненные явления, прежде всего следует отнести распорядок нашей производственной и бытовой деятельности.
Важное значение имеет не только регулярное чередование труда и отдыха, сна и бодрствования, но и влияние на организм таких социальных датчиков времени, как организация учебного процесса в институте и быта в общежитии, колебания интенсивного городского шума, освещения улиц, а также синхронизация – совпадение ритма каждого индивида, каждого студента с общим ритмом жизни своих товарищей по учебе и общественной работе.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.