Врожденные формы поведения
Врожденные (инстинктивные) формы поведения характеризуются тем, что их составные компоненты жестко генетически детерминированы: для их осуществления животные не нуждаются в специальном обучении.
Инстинкт (от латинского – побуждение) представляет собой совокупность сложных врожденных стереотипных актов поведения, характерных для особей данного вида в определенных условиях. Примерами могут служить пищевой, подражательный, стадный, игровой (у молодняка), миграционный инстинкты. Каждый такой инстинкт может включать и более простые инстинктивные акты, например освобождение птенца из яйца, клевание зерна, сосание молока детенышами, ориентировочно-исследовательскую реакцию и т.д.
Согласно учению И.П. Павлова в физиологическом понимании инстинкты представляют собой закрепленные эволюцией цепи сложнейших безусловных рефлексов, которые включают побуждающие и подкрепляющие рефлекторные звенья. Иными словами, сложные безусловные рефлексы (например, гнездостроительный, игровой и др.) представлены не одиночной рефлекторной дугой с ее афферентным, центральным и аффекторным механизмами, а целостным поведенческим комплексом.
Ученику И.П. Павлова академику Л.А. Орбели принадлежит аргументированная концепция постнатального дозревания безусловных рефлексов под влиянием и при взаимодействии с условными, которая во многом предвосхитила достижения современной этологии. Стало ясно, что врожденное и индивидуально приобретенное в организации целенаправленного поведения находятся в более сложных отношениях, чем представлялось раньше. Например, строительство гнезда у крысы – врожденный цепной рефлекс, но его можно разрушить при выращивании крысы в клетке с решетчатым полом, где попытка животного собрать материал для строительства гнезда ранее оканчивалось неудачей (И.В. Симонов). Врожденный цепной рефлекс насиживания яиц не проявляется в условиях клеточного содержания кур.
В настоящее время взгляд на исключительно генную природу инстинктов изменился. Гены не могут предопределять течение онтогенеза независимо от окружающей среды, следовательно, любые типы поведения представляют собой результат генетических и средовых взаимодействий. Инстинкт тоже требует «научения», что иллюстрируется наличием так называемого импринтинга. Термину «инстинкт» предпочитают в настоящее время выражение «врожденные формы поведения», подчеркивая лишь их относительную независимость от влияния окружающей среды.
В реализации поведенческих актов, основанных на врожденных реакциях животного, важную роль выполняют образования промежуточного мозга (гипоталамуса) и лимбической системы. Благодаря им поведенческие реакции носят адаптивный, приспособительный характер и способствуют поддержанию биохимического и метаболического гомеостаза. Это хорошо видно на примере механизма, обеспечивающего регуляцию потребления животным корма.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.