logo search
Мардахаев

Глава 5

Механизмы и движущие силы социального развития

ребенка

Человек, появившись на свет, развивается, формируется, стано­вится личностью. Для социального развития он наделен значитель­ным потенциалом и механизмами его реализации. Этот потенциал с рождения включает определенные для каждого человека биологичес­кие, физиологические, психические, энергетические и социальные возможности для развития и самореализации. Потенциальные воз­можности человека либо реализуются, либо нет. В первом случае они укрепляются, приобретают новое качественное содержание. Реализа­цию потенциала человека можно сравнить с бутоном красивого цвет­ка. Он может созреть и раскрыться во всей своей красоте либо увя­нуть, так и не раскрывшись. Потенциальные возможности развития особенно велики в самом раннем возрасте, когда ребенок предраспо­ложен к значительной динамике роста. Полная его реализация позво­ляет человеку достичь высокого уровня самосовершенства.

Для обеспечения наиболее целесообразных условий саморазви­тия ребенка воспитателю необходимо знать его индивидуальные возможности, динамику их изменения и факторы, от которых в большей или меньшей степени они зависят. Индивидуальные воз­можности ребенка определяются основными источниками и их дви­жущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека.

Основные вопросы главы:

  1. источники социального развития человека;

  2. движущие силы социального развития человека;

  3. роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании.