§ 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
Принципы социальной педагогики как практики. Они подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. Каждый из них, в свою очередь, зависит от закономерностей, из которых выстраиваются соответствующие принципы. В социальной педагогике к таким факторам относятся: объектный, субъектный, средовый и технологический.
А. Объектный фактор — это фактор, установленный лицом (группой), в отношении которого осуществляется социально-педагогическая деятельность. Она всегда носит адресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболее важными принципами являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.
Принцип природосообразности. Человек — природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность и динамика развития и воспитания конкретного человека.
Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его (человека) следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работы общих законов развития природы, другими словами, естественных возможностей человека. Соблюдение этих требований позволит наиболее полно использовать индивидуальные природные задатки каждого ребенка в процессе их направленного, целесообразного и наиболее полного развития. Основные требования — это:
знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю социально-педагогическую работу;
изучать и знать не только возрастные и половые индивидуальные особенности, но и ближайшие и перспективные возможности человека — объекта социально-педагогической работы;
соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с задатками ребенка, средства их достижения — с его индивидуальными возможностями;
в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучать особенности индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекцион-но-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования;
— в процессе социально-педагогической работы учитывать не только природосообразность развития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей.
Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек — это особый индивидуальный мир со своим содержанием, возможностями развития, воспитания и взаимодействия со средой жизнедеятельности. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.
Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:
человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы с ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;
предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;
учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной деятельности;
стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для человека в процессе социально-педагогической работы с ним.
Принцип гуманизма. Слово «гуманизм», «гуманность» (от лат. hu-manus — человечный) означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.
Основные требования принципа:
развитие и воспитание направляется в интересах человека и должно способствовать его самосовершенствованию;
воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности;
гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью;
в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.
Особые требования предъявляются при взаимодействии с детьми, нуждающимися в помощи. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, способствующие его наиболее полному и целесообразному развитию, воспитанию и самореализации.
Б. Субъектный фактор — это фактор, обусловливающий своеобразие организации и осуществление социально-педагогической деятельности субъектом. Он важен при определении, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности. Данный фактор важен и при оценке (анализе) процесса и (или) результата этой деятельности. Главными принципами, отсюда вытекающими, являются: личностная обусловленность и взаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности.
Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе. Собственно социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле. В процессе ее происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта. Одна и та же педагогическая деятельность, выполняемая одним и тем
человеком, а тем более другими людьми отличается и воспринимается по-разному. Можно копировать деятельность, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как ее автор. Усвоенному обязательно будет не хватать обаяния исполнителя, его эмоциональности, волевой напористости, искусства поведенческого и речевого воздействия и т.д.
Аналогичное явление можно наблюдать в актерской игре. Казалось бы, что это одно и то же воспроизведение, одна и та же среда — сцена, а результат чем-то да и отличается. Это отличие зависит от внутреннего и эмоционального состояния актера, его партнеров, восприятия актерской игры зрителями, ощущением этого восприятия и другими факторами.
Считается, что педагог, как и актер, должен уметь решать профессиональные задачи в любом состоянии. Однако это не так. Актер обычно перед спектаклем нуждается в направленном перевоплощении в образ героя. Он переодевается, гримируется, входит в роль, отрешаясь от всех своих проблем, которые у него были до этого момента. Воспитатель такой возможности не имеет. Он призван мгновенно включаться в ситуацию, принимать решение и действовать. От его деятельности зависит направленность и интенсивность воспитательного воздействия.
Творческая деятельность педагога индивидуальна. Перенять опыт практической деятельности можно на уровне умения, но ее эффективность и результативность будут другими. Они могут быть лучше или хуже. Результативность во многом определяется не только педагогическим мастерством педагога, но и его творческим подходом, своеобразием личности. Опытом можно овладеть, но обаянием, отношением к делу, индивидуальным стилем невозможно.
Принцип личностной обусловленности педагога подразумевает учет следующих рекомендаций:
объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способного обеспечить результативность;
в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настраивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;
в ситуации, когда педагог не обладает возможностями добиться прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его заменить;
в педагогической деятельности важно оценивать особенности индивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования самосовершенствования педагога;
овладение педагогическим опытом другого лица предусматривает необходимость учета и своеобразия его личности, в какой степени его можно усвоить.
Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника. Его следует учитывать при:
— профессиональном отборе (в какой степени из претендента можно сформировать специалиста);
организации работы с молодым специалистом;
обеспечении прогнозируемого результата;
повышении ответственности специалистов.
Профессиональная подготовленность определяется соответствующей компетентностью, умением и внутренней потребностью социального работника реализовать ее в конкретных условиях и к определенному объекту.
Основные требования принципа:
— в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогической деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется субъект. На практике это требование далеко не всегда выполнимо (в этом случае специалист, не имеющий опыта работы, не должен допускаться к ней);
следует дифференцированно подходить к определению субъекта социально-педагогической деятельности;
специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации;
в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.
В. Средовый фактор — это фактор, обусловливающий влияние среды на объект и субъект социально-педагогической деятельности и ее результат. Он либо усиливает действенность практики социального педагога, либо ее ослабляет. Социальная педагогика рекомендует использовать позитивное влияние средовых факторов на процесс социально-педагогической деятельности либо нейтрализовать или существенно снизить их негативное влияние. Наиболее важными принципами при этом являются: культуросообразность, социальная обусловленность, средовая обусловленность.
Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности.
Собственно принцип культуросообразности воспитания был сформулирован Дистервегом. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. Человек — продукт своего времени и его культуры.
Основные требования принципа:
приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной (народной) культуре;
использовать в воспитательной деятельности своеобразие народного воспитания, возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и пр.);
начинать социальное воспитание с родного языка, активно включая народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучать на фоне родного языка и культуры;
активно использовать культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, духовные ценности мировой культуры.
Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности. Данный фактор имеет место при:
организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность осуществляется на определенном фоне);
социально-педагогической экспертизе работы учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);
социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;
социально-педагогической оценке деятельности специалиста, с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;
— экспертизе социально-педагогической деятельности партии, движения.
Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (например, особо оборудованная комната в специализированном центре, домашняя обстановка, школа). Средовые факторы — это то, с чем взаимодействует человек. В этом случае они выступают средством его развития, воспитания. Необходимость управлять факторами социального окружения человека, чтобы стимулировать через них его целенаправленное индивидуальное развитие, и лежит в основе принципа средовой обусловленности.
Каждый фактор имеет собственное воспитательное воздействие (воспитательный потенциал), свои особенности, которые учитываться специалистом. Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовывать и даже противодействовать ему. Основные требования принципа:
для каждого воспитательного мероприятия (воздействия) существует наиболее благоприятная, благоприятная (недостаточно благоприятная), неблагоприятная среда;
с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное их достижение;
социальному работнику необходимо уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижая или нейтрализуя влияние негативных;
факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к ним в процессе профессиональной деятельности;
факторы среды нередко являются средством воспитания ребенка, поэтому в работе с детьми необходимо умение прогнозировать характер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы.
Г. Технологический фактор — это фактор, определяющий закономерности собственно социально-педагогической деятельности. Он требует учета возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности. По сути эти принципы воспитания относятся к общей педагогике. В них в значительной степени отражаются закономерности самой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.
Между всеми принципами существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Ни один из них, ни какая-либо группа еще не определяют эффективность социально-педагогической деятельности. Они лишь акцентируют внимание на одну или несколько сторон деятельности, выделяя наиболее важные требования, выполнение которых обеспечивает ее эффективность. Чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем больший результат можно получить.
Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным из них, неизбежно ведет к снижению или непрогнозированности результатов социально-педагогической деятельности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
В чем заключается закономерный, объективный характер принципов социальной педагогики?
Каковы основные принципы социальной педагогики, обусловленные социальностью личности?
Каковы основные принципы социальной педагогики, обусловленные социальным фактором формирования и развития личности?
Каковы основные принципы педагогики, обусловленные взаимосвязью личности, среды и воспитания?
В чем проявляется взаимосвязь принципов социальной педагогики и каково их влияние на цели, задачи, содержание и способы реализации?
Каковы основные рекомендации принципов социальной педагогики, которые необходимо учитывать социальному работнику в процессе практической деятельности?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Принцип (на примере одного из принципов социальной педагогики) и реализация его требований в социальной работе.
Основные рекомендации принципов социальной педагогики, которые необходимо учитывать социальному работнику в процессе практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Галагузова МЖПрофессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. 1992. № 6.
Виеиаид М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики // Социальная работа. 1992. № 6.
Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. М., 1996.
Социальная педагогика / Под ред. ВА. Никитина. М., 2000.
Г л а в а 3 Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования
Профессиональная деятельность социального работника представляет собой систему последовательных этапов — определенный процесс.
Здесь необходимо рассмотреть следующие проблемы:
понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса;
общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.
- Раздел I научно-теоретические основы социальной педагогики
- Глава 1
- § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- § 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
- Глава 2
- § 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- § 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
- § 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Социальное развитие человека
- § 2. Социализация человека как социально-педагогическое явление
- § 3. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
- Глава 5
- § 1. Источники социального развития человека
- § 2. Движущие силы социального развития человека
- § 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
- Глава 6
- § 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика
- § 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
- Глава 7
- § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
- § 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
- § 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
- Глава 8
- § 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества)
- § 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов
- Раздел III социальные отклонения в развитии и воспитании детей
- Глава 9
- § 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка
- § 2. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка
- Глава 10
- § 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений
- § 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Глава 11
- § 1. Понятие «трудновоспитуемьш» в социальной педагогике
- Раздел IV
- Глава 12
- § 1. Социокультурная среда семьи
- § 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи
- Глава 13
- § 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность
- § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
- Глава 14
- § 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология
- § 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- § 3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 15
- Глава 16
- § 1. Сми: виды и основные функции
- § 2. Основные методы воздействия сми на личность и группу
- Глава 17
- § 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- § 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- § 3. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- § 4. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Глава 18
- § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- § 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Специалист как личность
- § 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- § 4. Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8