logo
Мардахаев

§ 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»

В процессе социально-педагогической работы с детьми улицы предусматривается создание так называемого «реабилитационного пространства» (РП) для несовершеннолетних из группы риска. Под ним в зарубежной теории и практике социальной работы понимается формирование территориальной системы ведомств, служб, учрежде­ний, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск и реабилитацию несовершеннолетних, входящих в целевую группу безнадзорных. По существу выражение «реабилита­ционное пространство» не совсем корректно.

Во-первых, выявление несовершеннолетних, относящихся к груп­пе риска, — это только первый шаг в организации деятельности по их социальной защите и налаживании социально-педагогической работы с ними.

Во-вторых, обеспечение взаимодействия между ведомствами одного региона может создать наиболее благоприятные условия для выявления лиц группы риска, но проблема заключается в организа­ции защиты прав каждого и социально-педагогической работы с ним и группой в целом.

В-третьих, реабилитационное пространство предусматривает воз­можности преодоления негативного влияния факторов среды, способ­ствующего развитию безнадзорности, чего не наблюдается в представ­ленном определении.

В-четвертых, данное определение больше говорит о создании сис­темы взаимодействия по организации деятельности, направленной на защиту прав ребенка, преодоление создавшихся социальных проблем для него, но не предусматривает решение возникающих в данной си­туации социально-педагогических задач.

Целесообразно назвать изложенную идею как создание террито­риальной системы профилактической деятельности по защите прав ребенка (ТСЗПР — территориальная система защиты прав ребенка). Она может решать следующие задачи:

— выявлять несовершеннолетних лиц группы риска;

Основные функции ТСЗПР:

Основные принципы деятельности социального работника в ТСЗПР.

Принципы деятельности социального работника в ТСЗПР можно разделить на группы в зависимости: от отношения к объекту деятель­ности специалиста — ребенку, юноше и от профессионализма и пози­ции специалиста в деятельности.

Принципы, обусловленные профессионализмом специалиста и его деятельностью.

Принцип компетентности. В работу с детьми и молодежью можно включаться только компетентному человеку, знающему субкультуру молодежи, умеющему ее понимать и уважать. В противном случае ему просто будет сложно понять «детей улицы», их особую субкультуру, интересы, увлечения, позиции, отношение к окружающей среде, людям разного возраста и статуса.

Принцип искренности. С детьми и молодежью можно строить диа­логовые отношения только тогда, когда между собеседниками склады­ваются доверительные отношения. Это обязывает специалиста быть всегда искренним, говорить только то, что знает сам, в чем уверен. Не следует обещать детям то, во что он сам не верит или в чем сомнева­ется. Если специалист не знает ответа на поставленный ему вопрос, лучше в этом честно признаться. От этого его авторитет не уменьшит­ся, и в то же время возможности для дальнейшего диалога не будут утрачены.

Принцип естественности в профессиональной деятельности. Со­циальный работник строит свою деятельность как можно более есте­ственно. Он не играет, а относится к ней с позиции своей компетен­ции. Он слушает ребят, интересуется их опытом, в меру необходимос­ти учится понимать их.

Принципнезависимости и достаточности, какличности, способной привлекать детей, быть для них интересной. Дети тянутся к тому, кто привлекает их внимание своей личностью, авторитетностью, незави­симостью и силой воли. Социальный работник, решивший работать с детьми улицы, должен чувствовать себя личностью и уметь ее про­являть.

Принципы, обусловленные отношением специалиста к объекту де­ятельности и самой деятельности.

Принцип уважения личного достоинства ребенка. Социальный ра­ботник должен подходить к ребенку с учетом того, каков он есть, с его достоинствами и недостатками. Не следует выделять его как «типич­ного», «нормального». Он оказался в данной жизненной ситуации по различным причинам. Специалист не должен опускаться до унижения ребенка. Он, напротив, должен стремиться помочь ему в его жизнен­ной ситуации. С каждым из них он строит свою деятельность, прини­мая во внимание его индивидуальность.

Принцип доверия к несовершеннолетнему. В основе деятельности специалиста — доверие к подростку. Оно подразумевает принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний выдает в про­цессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверитель­ных отношений с ним. Как правило, подросток, почувствовав полное доверие со стороны педагога, сам открывает ему секреты и представ­ляет правильную информацию. В дальнейшем социальный педагог досконально проверяет ее и пользуется полученными данными ис­ключительно аккуратно.

Принцип добровольности. Он основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социаль­ный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон процесса — социального работника и ребенка (подростка). Реализация требований этого принципа — дело исключительно деликатное. Специ­алист может вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только тогда, когда существует явная угроза его жизни и здоровью. В то же время каждый день пребывания на улице формирует у него соответст­вующий социальный опыт, «благополучие», и далеко не всегда этот под­росток заинтересован в помощи специалиста. Опасность для его жизни, перспективы криминализации остаются очень большими.

Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. В основе со­циально-педагогической деятельности лежат интересы детей группы риска, каждого ребенка, подростка. Во всех спорных ситуациях, в ко­торых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовер­шеннолетних, специалист встает на сторону несовершеннолетнего. Проявление ребенка, не соответствующее общественным нормам, вос­принимается не как преступление, а как социальная болезнь, не всегда понятная ему самому, но ощущаемая им и окружающим миром в том или ином виде.

Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы предусматривает определенные этапы:

1-й этап — контакт и мотивирование. Этот этап подразумевает контакт с несовершеннолетним и его мотивирование на ресоциализа-цию. В этот период:

Ориентировочное время первого этапа — 1—4 недели.

2-й этап — ресоциализация. На этом этапе необходимо обеспечить первичную реабилитацию (ресоциализацию) несовершеннолетнего. В зависимости от характера социально-педагогической проблемы такая деятельность может осуществляться в специальном центре (приюте) или по месту постоянного жительства ребенка. Содержание деятельности включает:

— разработку индивидуальной программы социально-педагогичес­кой работы с несовершеннолетним. Эта программа предусматривает коррекцию последствий различных форм насилия над ребенком в се­мейной, школьной или иной среде, ставшей причиной его ухода на улицу; определение содержания и способов реализации культурно-эс­тетического, интеллектуального развития и восстановительного обра­зования ребенка; возможную коррекцию системы нравственных цен­ностей, стереотипов поведения и мировосприятия, коммуникативных свойств и форм общения и другие социально-педагогические проб­лемы;

— адаптацию ребенка в новых (изменяющихся) условиях. Это особенно важно, когда ребенок попадает в специальное учреждение (реабилитационный центр). В определенной степени он нуждается в такой адаптации и помощи для снятия стрессовых явлений из-за нахождения в новых, непривычных для него условиях, которые не­обходимы ему для смены стереотипов уличной жизни, установок на выживание в агрессивных социальных средах на принятие социаль­ных норм и стереотипов поведения в новых условиях жизни и вос­питания;

Ориентировочное время второго этапа — 2—4 месяца.

3-й этап завершающая реабилитация. Это этап завершения со­циально-педагогической (реабилитационной) работы с ребенком и его окружением. Практически речь идет о реализации результатов пер­вичной ресоциализации (приобретения ребенком нового социального опыта) в повседневной жизни. По тому, как проходит этот этап, можно судить о степени достижения социально-педагогической цели в работе с ребенком и его окружением.

В процессе социально-педагогической работы с ребенком собира­ется информация о том, что сделано и какие получены результаты.

Полученная информация позволяет проследить ход выполнения про­граммы индивидуальной работы, дать ей количественную и качест­венную оценку, фиксировать промежуточные результаты, выявить, какое влияние она оказала на судьбу каждого воспитанника. База дан­ных представляет статистический материал по проблеме социально-педагогической работы с детьми улицы. Такой материал необходим для осмысления опыта социально-педагогической работы и разработ­ки рекомендаций для специалистов, работающих на разных этапах ре­абилитационной работы с несовершеннолетними.

Данные аналитической работы и деятельность по выполнению программ служат основанием для изменения общественного мнения, политики в области прав несовершеннолетних и нормативно-законо­дательной базы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Каковы основные причины активного влияния улицы на формируемую личность ребенка?

  2. СТ. Шацкий о природных свойствах ребенка, обусловливающих влияние улицы на формируемую личность.

  3. Основные факторы улицы, существенно влияющие на социальное воспитание ребенка, и их характеристика.

  4. Что понимается под выражением «дети улицы»?

  5. Основные причины формирования «детей улицы».

  6. Что понимается под социальным сиротством?

  7. Типичные группы «детей улицы» и их характеристика.

  8. Дайте характеристику понятий «бездомные», «безнадзорные» и «беспризорные дети».

  9. Что понимается под педагогикой среды, педагогизацией среды?

  1. Сущность и содержание профилактики безнадзорности и беспризорности.

  2. Основные этапы социально-педагогической работы с несовершеннолетними детьми улицы и их характеристика.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Безнадзорность в подростковой среде как социально-педагогическая проблема.

  2. Защита прав ребенка улицы: сущность, содержание, особенности обеспечения.

  3. Дети улицы и социально-педагогическая работа с ними.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Семейный кодекс Российской Федерации. Ст. 11 — 13, 18, 20, 21.

  2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних. Федеральный закон № 120-ФЗ, 24 июня 1999 г.

  3. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защи­те их прав. Указ Президента Российской Федерации № 1338 от 6 сентября 1993 г. // Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994). М, 1994.

  1. Конвенция о правах ребенка // Справочник НИИ семьи и воспитания. Изд. 2-е. М., 2001.

  2. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благо­получия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на наци­ональном и международном уровнях // Всемирные федеральные законы об образова­нии и правах ребенка с комментариями. Р/и-Д., 2002.

  3. Дети улиц // Информационно-консультативный вестник. М., 1997, 2000.

  4. Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дез­адаптации детей и подростков: документы и материалы. В 2 ч. М, 1997.