§ 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи
Повышение воспитательных возможностей семьи включает решение ряда проблем. Необходимо выявить типичные проблемы и ошибки родителей в воспитании детей и определить те направления деятельности, которые могли бы способствовать повышению их воспитательных возможностей.
Типичные проблемы, обусловливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребенка в семье.
«Близорукость» воспитательных представлений (недостаточность знаний, представлений о воспитании, воспитательных ситуациях на различных этапах возрастного развития ребенка). Как следствие — неумение создавать и использовать возможности воспитательной ситуации; появление необоснованных для ребенка требований, вызванных завышенными ожиданиями родителей, нереализованность значимых целей воспитания. Этот феномен условно назван «эффектом самоусиления сопротивления». Он возникает чаще всего в новой социальной среде, при изменении воспитательных требований, цели воспитания отличаются или противоречат прежним. Ребенок не понимает, что от него хотят родители, и упорно сопротивляется их воспитательному воздействию.
«Фальстарт в воспитании» или нехватка терпения, выдержки перед началом активного этапа воспитательного процесса. Активность многих родителей, возникшая после рождения ребенка (ведение дневника, замеры физиологических данных, тенденции развития речи и т.п.), часто резко падает к 1,5—2 годам. К 2,5—3-летнему возрасту ребенка у них наблюдается своего рода последствия «фальстарта» — преждевременно истраченные силы, известный уровень усталости, переходящий в беспечность и устранение от воспитания. Прозрение, наступающее к 4—5 годам, подтверждает, что время упущено.
Воспитание детей «по образу и подобию» своего детства — это наиболее распространенная форма воспитательной деятельности родителей. Такой опыт бывает далеко не лучшим, но он трансформируется родителями с большим упорством, которые не замечают негативных последствий.
Противопоставление родительских отношений к детям. Оно возникает: при длительном отсутствии одного из родителей в семье в силу каких-либо причин; самоустранении одного из родителей от воспитания детей; амбициозности родителей (одного из родителей) и др. Часто мать занимается воспитанием одна, что способствует формированию у нее особой привязанности к ним. Со временем ее потребность во взаимной исключительной привязанности ослабевает. Включение в процесс воспитания супруга нередко сопровождается повышением претензий к детям. Возникает «ревность» в отношении к ним. Все это способствует формированию отношений противопоставления между детьми и родителями, что негативно сказывается на их воспитании.
Потворствующая гиперпротекция как отражение хронического «синдрома маленького ребенка» или предпочтение видения в подростке детских качеств. Родители как бы игнорируют взросление детей, чрезмерно опекают их в различных жизненных ситуациях. Рассматривая подростка как «еще маленького и беззащитного», они проявляют к нему чрезмерную жалость и опеку, чем снижают уровень требований, сдерживая его развитие, стимулируя инфантилизм (сохранение в психике и поведении взрослеющего человека особенностей, присущих детскому возрасту). Чем дольше по времени насильно удерживается внимание ребенка на этом образе, тем далее отодвигается процесс обращения его внимания на себя, идентификацию своих половых, возрастных и гражданских качеств в процессе социализации.
Атрибутивная (от лат. attributum — придавать, снабжать — определенный, относящийся к определению, употребляющийся в качестве определения) проекция — проектирование чего-либо на другого человека. Она является следствием развитого у родителя эффекта «проекции на подростка собственных нежелаемых качеств». В результате проявляется эмоциональное отвержение или жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в подростке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в себе. Это могут быть агрессивность, упрямство, несобранность, про-тестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Он при этом нередко навязывает подростку статус «неисправимого», «психа», «недотепы» и т.п. Борьба с нежелаемыми истинными или воображаемыми качествами подростка помогает отцу верить, что у него самого данного качества нет.
Снисходительная гиперпротекция. Она проявляется как пониженный уровень требований к ребенку. В таком случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у него, уступает даже в вопросах, в которых, по его же мнению, этого делать никак нельзя. Причинами могут быть: воспитательная неуверенность родителей; умение подростка найти к своему родителю (своим родителям) подход, при котором создается ситуация — «минимум требований — максимум прав». Типичная ситуация в такой семье — бойкий, уверенный в себе подросток, смело предъявляющий требования, и неуверенный, нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель.
Доминирующая гиперпротекция. Она проявляется как чрезмерная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией утраты ребенка вследствие перенесения им тяжелого заболевания, особенно если оно было длительным. Страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его (потворствуя гиперпротекции), в других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).
Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери. Оно проявляется в виде неприятия одним из родителей одного из детей по различным причинам. Чаще всего это происходит в связи с установкой по отношению к полу ребенка. Происходит это на основе предпочтения родителем мужских или женских качеств. При этом имеет место потворствующая гиперпротекция. Отношение к подростку со стороны родителя обусловливается не его особенностями, а теми чертами, которые приписываются его полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, например, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие подростка мужского пола. В таком случае наиболее характерны стереотипные отрицательные высказывания о мужчинах вообще.
Гиперпротекция и жесткое обращение. Причинами такого подхода могут быть: недостаток опеки, контроля, истинного интереса и внимания родителей к ребенку; неразвитость родительских чувств, превратившаяся в эмоциональное отвержение, жесткое обращение; отторжение самого родителя в детстве его родителями (дефицит родительского тепла и любви); гипертрофированная потребность родителя в профессиональном самоутверждении (с возрастом она может ослабеть); для женщин часто это связано со стремлением (с желанием) любым путем «устроить свою жизнь» и др. Проявлением такого обращения может быть, подавление и ограничение возможностей развития ребенка, перекладывание на него значительной части родительских обязанностей, а иногда и раздражительно-враждебного отношения.
Избирательная гиперпротекция. Она имеет место при воспитании двух и более детей и проявляется в виде покровительства, благосклонного отношения, как правило, к младшему ребенку. Она возникает как следствие неадекватности родительских чувств к детям и, в частности, обостренности симпатий к одному из них. Очевидно, что со временем родители начинают проще относиться к организации воспитания каждого последующего ребенка в отличие от первого. Причиной этого может быть то, что при воспитании первого ребенка родители используют преимущественно чужой опыт, младшего же — собственный. В нем все воспринимается с симпатией, даже отклонения в поведении, не простительные для других. Старший сын (дочь) стремятся самостоятельно «ставить на место любимчика».
Дети постоянно находятся в конфликтных отношениях. При их разрешении родители симпатизируют младшему, у старшего активизируется эмоциональное отвержение малыша и одновременно снижается восприимчивость воспитательных воздействий. Узел затягивается, и проблема становится как бы тупиковой.
12. Трансформация психогенных расстройств родителей на детей. Психогении — расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм (интенсивного, но кратковременного или относительно слабого, но длительного воздействия). Отклонениями такого типа могут быть:
приобретенные в браке вследствие нарушения супружеских отношений между родителями (развод, смерть одного из родителей, длительная разлука, тяжелая болезнь, грубость мужа и т.д.), ведущие к воспитательной неуверенности, предпочтению в подростке детских качеств, нарушениям структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности ребенка в семье, фобиям утраты ребенка и пр.; некритического отношения к своей воспитательной деятельности и усвоения негативного опыта воспитания детей, что приводит к чрезмерной самоуверенности; исключительной привязанности, эротического отношения к родителю: ревность, детская влюбленность и т.д., у родителя возникает страх перед самостоятельностью растущего ребенка, появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Сразу это не осознается родителем, а проявляется в поведении ребенка позднее (чаще в неадекватном ожидании родителя);
приобретенные родителями во время их детства вследствие: неправильной постановки воспитания при наличии «фактора противопоказания», не способствующего благоприятному развитию личности ребенка (семья, состоящая из представителей одного пола; неполная семья; невростеническая семья; отсутствие родителей; отвержение родителями самого ребенка и пр.); негативной среды семьи (пьянство, драки, грубость, жестокость; негативные привычки, интересы, стремления и пр.); отрицательного опыта родителей в воспитании детей — будущих воспитателей; акцентуации характера ребенка. В этом возрасте они нередко обостряются и выступают в тесной взаимосвязи с нарушениями в семье. При этом наблюдается не просто «сложение» неблагоприятных факторов, но и значительное усиление связанных с этим воспитательных воздействий неблагоприятного характера (понятие, введенное К. Леонгардом).
Негативные последствия воспитания нередко обусловливают типичные ошибки семейного воспитания — действия (бездействия), которые осуществляют родители в интересах воспитания ребенка. При этом сами родители негативной роли «воспитательной деятельности» не осознают или делают вид, что не осознают. К таким ошибкам относятся:
• недооценка роли личного примера родителей;
• отсутствие единства требований в воспитательной деятельности родителей;
• отстранение детей от посильного домашнего труда;
• неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием;
применение физического наказания;
отсутствие такта в отношении с ребенком;
ссоры родителей в присутствии детей;
• неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы);
• переоценка родителями своих воспитательных возможностей;
• неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, талантливый, необыкновенный») и т.п.
Повышению воспитательных возможностей семьи способствует: а) подготовка молодых людей к семейной жизни. Такая подготовка включает комплекс мер:
формирование педагогических знаний у будущих родителей: понимание важности авторитета родителя; общие представления о воспитании ребенка (подростка); психология половых различий для развития половой идентичности детей, различия мужчин и женщин для нормализации супружеских отношений; причины ранних отклонений (если они есть у ребенка); особенности личности ребенка и их проявления; границы дозволенного поведения детей разного возраста и др.;
овладение родителями средствами и методиками воспитательной работы с ребенком на разных этапах его возраста (воспитание трудом в семье, педагогика детских поручений, воспитание игрой);
формирование у родителей опыта создания педагогически целесообразных отношений с ребенком;
б) поддержание нравственного климата в семье;
в) психологическая и нравственная подготовка к рождению ре- бенка;
г) обеспечение взаимодействия семьи, детского сада, школы;
д) обеспечение единства и согласованности воспитательных уси- лий родителей;
е) формирование критического подхода родителей к своей педаго- гической деятельности, разумного поиска путей совершенствования воспитания детей и др.
Родителям необходимо понять важность воспитания и определить цели и задачи воспитательной деятельности, свое место в ней. Воспитание детей — важнейшая из всех других задач. Его нельзя перенести на другое время. В диапазоне детского возраста активный период воспитания составляет примерно 6—8 лет.
Наиболее ответственные для родителя этапы жизнедеятельности ребенка, которые необходимо учитывать, организуя свою воспитательную деятельность:
до 1,5—2 лет — этап общего развития;
3—7 — дошкольный;
• 8—10 (12 для мальчиков) лет — как младший школьный возраст или переход в подростковый возраст;
• 10(12)—16 лет — подростковый.
Характерной ошибкой многих родителей является неумение дифференцированно подходить к оценке результатов воспитания. Основными показателями оценки действенности этого процесса в семье могут быть:
в дошкольном возрасте (3—7 лет): характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и возможные дефекты; способность к игре; уровень внушаемости; тенденции развития половой идентичности; характер проявления доминирующих способностей; способность к подражанию; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т.п.;
в младшем школьном возрасте (8—10 (12) лет): понимание проблем морали; тенденции физического развития; возможные отклонения в половой идентичности; предрасположенность к виду деятельности; отношение к домашнему и собственному хозяйству; коммуникативные качества; преобладающие реакции на свои права и обязанности гражданина и т.п.;
в подростковом возрасте (10 (12)—16 лет): открытость для родителей по любым вопросам; уровень развития основных черт характера и возможные отклонения; тип реакции и поведения по проблемам пола и секса; тенденции развития нравственных чувств и характера возможных противоречий; степень осознанности своего поведения, прав и свобод; мотивация физического развития; отношение к индивидуальной и совместной деятельности; привычки и характер их проявления и т.д.
Важнейший критерий оценкивоспитанностиребенка—единство сознания и поведения. Это, по мнению Макаренко, наиболее полно выражается в таком явлении, как «поступок наедине». Ребенок проявляет себя наиболее полно и естественно, когда он один и ему не надо приспосабливаться к обстановке, лицемерить.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте характеристику семьи как социокультурной среды развития и воспитания личности.
2. Каковы основные социальные функции семьи но отношению к детям?
3. Назовите основные факторы семьи, существенно влияющие на социальное раз- витие и воспитание ребенка.
4. В чем сущность семейного воспитания?
5. Каковы характерные проблемы, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания детей на разных этапах их возраста?
Каково влияние взаимоотношений в семье па формирующуюся личность?
Каковы основные знания, которые необходимы родителю как воспитателю?
Каковы типичные ошибки семейного воспитания и их последствия?
Какова взаимосвязь семьи и школы в воспитании ребенка?
10. Каковы основные пути повышения воспитательных возможностей семьи?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Влияние семейных конфликтов па воспитание детей, на самих родителей.
Типичные ошибки семейного воспитания и их влияние па растущую личность.
Морально-психологический климат семьи и его значение в воспитании детей.
Основные направления семейного воспитания.
Методы воспитания детей в семье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров ЮЛ. Семейная педагогика. М., 1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Рос- сийской Федерации. М., 2002. Ст. 31—33, 36, 39-40.
Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
Меньшутин В.П. Помощь молодой семье (Заметки психолога). М., 1987.
Мудрость воспитания: Книга для родителей. М., 1987.
6. Семейный кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Россий- ской Федерации. М., 2002. Ст. 121, 123, 151-155.
7. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.
.1 1- 5887
- Раздел I научно-теоретические основы социальной педагогики
- Глава 1
- § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- § 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
- Глава 2
- § 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- § 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
- § 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Социальное развитие человека
- § 2. Социализация человека как социально-педагогическое явление
- § 3. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
- Глава 5
- § 1. Источники социального развития человека
- § 2. Движущие силы социального развития человека
- § 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
- Глава 6
- § 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика
- § 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
- Глава 7
- § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
- § 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
- § 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
- Глава 8
- § 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества)
- § 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов
- Раздел III социальные отклонения в развитии и воспитании детей
- Глава 9
- § 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка
- § 2. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка
- Глава 10
- § 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений
- § 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Глава 11
- § 1. Понятие «трудновоспитуемьш» в социальной педагогике
- Раздел IV
- Глава 12
- § 1. Социокультурная среда семьи
- § 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи
- Глава 13
- § 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность
- § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
- Глава 14
- § 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология
- § 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- § 3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 15
- Глава 16
- § 1. Сми: виды и основные функции
- § 2. Основные методы воздействия сми на личность и группу
- Глава 17
- § 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- § 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- § 3. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- § 4. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Глава 18
- § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- § 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Специалист как личность
- § 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- § 4. Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8