logo
Мардахаев

§ 4. Пути повышения педагогической культуры социального работника

Существует множество путей формирования социально-педагоги­ческой культуры специалиста социальной сферы.

Первый путь — способствовать повышению общей культуры спе­циалиста. Именно она определяет личность и помогает наиболее пол­ному проявлению ее педагогической культуры.

В основе второго пути лежит углубление и расширение личного пе­дагогического опыта социального работника применительно к реали­зации его в условиях социальной сферы. Он включает:

а) повышение теоретической подготовки специалиста в медицин- ской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно педагогическую под- готовку и определяют его компетенцию в использовании их в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные про- блемы;

б) усвоение педагогических технологий, методов и методик, средств и приемов, необходимых специалисту для практического применения в социальной сфере;

в) развитие педагогической техники, позволяющей специалисту наиболее полно реализовать свои педагогические возможности в про- цессе социальной работы: овладение и совершенствование навыков самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения и куль- туры речи;

г) накопление опыта реализации своей педагогической подготовки в социальной сфере.

Третий путь включает создание условий для наиболее активного использования социально-педагогической подготовки в процессе со­циальной работы.

Четвертый — проявление специалистом самостоятельности в реа­лизации педагогических аспектов в процессе социальной работы.

Пятый — изучение и использование опыта ведущих специалистов социальной работы, активно реализующих на практике свою педаго­гическую подготовку.

Шестой — обеспечение целеустремленности и настойчивости самого социального работника в педагогическом и профессиональном самосовершенствовании.

Ведущая роль в овладении социально-педагогической культурой работника социальной сферы принадлежит ему самому, его системе работы над собой. Существует выражение «культура профессиональ­ного самообразования педагога» (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой удовлетворения познавательной потребности лич­ности специалиста, связанной с проявлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Культура самообразования формируется у будущего социального работника в ходе его обучения, профессио­нального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее развитие после выпуска в период его адаптации как мо­лодого специалиста в должности, в процессе последующей его про­фессиональной деятельности.

Ни один из изложенных путей отдельно не решает проблемы по­вышения педагогической культуры работника социальной сферы. Только в комплексе при заинтересованности самого специалиста они могут действительно способствовать решению проблемы повышения его социально-педагогической культуры.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Что понимается иод культурой личности, профессиональной культурой и педа­гогической культурой социального работника?

  2. Какова взаимосвязь социально-педагогической культуры и профессионального мастерства?

  3. Назовите и дайте характеристику основных компонентов структуры социально-педагогической культуры специалиста.

  4. Дайте характеристику места и роли самой личности специалиста в овладении и проявлении социально-педагогической культуры.

  5. Назовите и дайте характеристику основных сфер проявления социально-педаго­гической культуры человека.

  6. Назовите и дайте характеристику наиболее типичных форм проявления внешней педагогической культуры специалиста социальной сферы.

  1. Дайте характеристику основных уровней педагогической культуры человека применительно к специалисту социальной сферы.

  2. Каковы наиболее важные пути формирования социально-педагогической куль­туры специалиста социальной сферы?

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Взаимосвязь педагогической культуры и педагогического мастерства социально­го работника.

  2. Культура взаимодействия социального работника и клиента.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бобнева МИ. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

  2. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М., 1990.

  3. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М.,

1994.

  1. Левитан КМ. Основы педагогической деонтологии. М, 1994.

  2. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюн. М., 1989.

  3. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М, 1987.

  4. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988.

Содержание

Предисловие «.5