logo
Мардахаев

§ 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление

Понятие «профессиональная деформация» относится и к деятель­ности социального работника. На его личность воздействуют свои, специфические факторы профессиональной деятельности. К наибо­лее важным из них, существенно влияющим на личность социального работника и его поведение, относятся: социальный статус профессии, профессиональной деятельности и субъекта социальной работы в ней; содержание и сама профессиональная деятельность; работа с челове­ком, имеющим социальные проблемы, относящимся к категории людей с особыми нуждами, группой; степень длительности и уровня эмоционально-волевого проявления специалиста в профессиональной деятельности и др.

Социальный статус профессии и профессиональной деятельности. Всякая профессия имеет определенный статус в обществе, который может быть общегосударственным и средовым. Общегосударствен­ный статус характеризуется тем, какое место отведено этой профессии в стране. Он отражается в нормативных документах государства. Фак­тором государственного статуса профессии выступает уровень оплаты труда (материальный статус) специалиста, как отражение его соци­альной значимости. С учетом изложенного в обществе складывается общественное мнение об общественной значимости, признание специ­альности. Общественный статус может совпадать и не совпадать с го­сударственным. В то же время в каждом регионе под воздействием ряда местных факторов формируется средовый статус профессии и профессиональной деятельности.

Под воздействием общественного и средового статуса формирует­ся субъектный статус специалиста (социальный статус субъекта про­фессиональной деятельности).

Социальный статус субъекта (социального работника) и самой профессиональной деятельности (социальной работы). Данный фак­тор включает такие важные явления, как сложившийся статус специ­алиста социальной работы в обществе (данной социальной среде) и субъективный статус социальногоработника.

Сложившийся (средовый или социальный) статус специалиста в обществе формирует у личности, выбравшей эту специальность, опре­деленное отношение к ней, его устремленность к овладению профес­сией и последующей профессиональной деятельности.

В настоящее время социальная работа закреплена в законодатель­ных документах Российской Федерации. В специальной литературе встречается название специалиста этого направления — социальный работник, социальный статус которого во многом определяет отноше­ние членов общества к специалисту как к личности и как человеку, олицетворяющему соответствующую специальность. Социально-пе­дагогическая роль статуса заключается в том, что он, в зависимости от содержания, может возвышать личность, стимулировать проявле­ние ответственности, важности и значимости либо формировать, ук­реплять безразличие к ней и даже пренебрежение.

Субъектный статус — это образ профессии, который сформиро­ван у самого специалиста. Он складывается у человека, выбирающего профессию (абитуриента), как результат его воспитания, профориен-тационной работы с ним; у выпускника профессионального образова­тельного учреждения, как результат его профессиональной подготов­ки; у специалиста в зависимости от его индивидуальности, среды профессиональной деятельности, накопленного опыта, как результат его профессионального самосовершенствования или профессиональ­ной деформации. Субъектный статус может совпадать со средовым, быть ниже его или, наоборот, выше. Его своеобразие зависит от мно­гих факторов как средового, так и личностного характера и может быть высоким или низким, позитивной или негативной направлен­ности. Уровень и направленность субъективного социального статуса являются результатом профессионального самосовершенствования или деформации личности. Именно субъектный статус во многом оп­ределяет мотивацию специалиста в профессиональной деятельности.

Специалистов с высоким позитивным профессиональным субъек­тивным статусом часто относят к фанатам, людям увлеченным своей работой. Это в большей степени характерно для представителей соци­альной сферы. Они готовы идти на лишения, преодолевать большие трудности, терпеть финансовое неблагополучие ради самореализации в профессиональной деятельности и достижения позитивных резуль­татов, добиваться позитивной динамики в объекте социальной рабо­ты. Специалисты с низким субъективным профессиональным стату­сом — это чаще всего те, кто не нашел своей реализации в профессии, стал не творческой, ищущей личностью, а безразличным и к работе, и к ее результатам. Последствием подобной негативной профессиональ­ной деформации может быть полная или частичная неудовлетворен­ность, разочарование в возможности достичь более высокого уровня профессионализма, должностного положения, безынициативность, боязнь новизны, какого-либо негативного результата, иногда зависть к другим, более результативным в работе, и пр.

Негативныйуровеньличного профессионального статуса специа­листа является часто следствием его профессиональной деформации, низкой результативности профессиональной деятельности, разочаро­вания в своих способностях и в самой профессии. Такой специалист не видит (не хочет видеть) социальной значимости своей профессии, личной перспективы в профессиональном росте, профессиональной деятельности. Полное или частичное разочарование в выбранной про­фессии ведет к тому, что он считает, что его профессиональные, часто и жизненные проблемы являются следствием профессионального вы­бора.

Высокий положительный личностный профессиональный статус специалиста может постепенно, а иногда и скачкообразно переходить в низкий и даже в негативный. Это связано с рядом факторов лич­ностного и средового характера. Специалист с таким статусом более уверен в себе и своей профессиональной деятельности, самостоятелен, инициативен. Неожиданный отрицательный (резко отрицательный) результат его профессиональной практики может оказаться для него катастрофическим. Например, у молодого перспективного врача, вдруг, на фоне общего благополучия, умирает больной. Это может так потрясти его, что он мгновенно потеряет и уверенность в себе как спе­циалисте, и перспективу профессионального роста. Резкий спад уров­ня субъективного статуса несет в себе деструктивный, порой разруши­тельный потенциал по отношению к личности специалиста. Далеко не каждый способен без негативных последствий преодолевать такие трудности, а если и преодолевает, то, как правило, под воздействием более сильных внешних факторов, например экономического, боязни смены профессии, жесткого внешнего контроля, связывающего лич­ную инициативу, и пр.

Резкая смена высокого положительного личностного профессио­нального статуса низким и даже негативным нередко встречается среди выпускников, окончивших профессиональное образовательное учреждение с «отличием». Выпускник имеет достаточно высокий по­ложительный субъективный статус. Он привык, что ему все дается легко и у него высокие результаты. На практике при встрече с неор­динарными трудностями в профессиональной деятельности он может получить отрицательный результат. Для него это настолько неожи­данно, что он теряется, проявляет поспешность, старается переделать, стремясь действовать так, как учили. Однако жизнь богаче, она требу­ет неординарности, нетипичности в деятельности, а он к этому не готов и снова получает отрицательный результат, что крайне негатив­но сказывается на его статусе, профессиональной деятельности. Такие факты разрушительно действуют на молодого специалиста, закончив­шего учебное заведение с высоким результатом. В то же время его успешная деятельность, позволяющая наиболее полно проявить себя, получать ожидаемый результат, способствует формированию из него интересной творческой, неординарной, исследовательской личности.

Содержание и сама профессиональная деятельность социального работника как факторы, существенно влияющие на профессиональ­ную деформацию личности специалиста. Содержание способствует формированию профессиональной компетенции, мировоззрения. В процессе профессионального становления у специалиста возникает специфический, профессиональный язык (профессиональная речь) — сленг1, профессиональные мышление, воображение, память. Неслу­чайно люди одной профессии понимают друг друга с полуслова. От­дельные слова, фразы для них имеют глубокий профессионально ори­ентированный смысл и содержание, которое не сводится к передаче специфического словарного запаса. В процессе его освоения заклады­вается основа профессиональной деятельности — опыт (знания, уме­ния и навыки).

На специалиста, формирование его профессионального языка су­щественно влияет и так называемый «субъективный фактор» среды* профессиональной деятельности, социума. Каждый социум харак­теризуется чем-то своим, особым, отличающим его от других, что на­ходит проявление в своеобразии микроклимата, настроя, взаимопо­мощи.

Сама профессиональная деятельность также оказывает значитель­ное воздействие на развитие личности. В ходе ее появляются профес­сиональные умения и навыки, развиваются профессионально важные качества личности, приобретается соответствующий опыт деятель­ности. Именно профессиональная деятельность способствует самосо­вершенствованию специалиста, росту его профессионализма, пози­тивному изменению личности, возникновению профессиональной культуры. В зависимости от индивидуальности работника и среды профессиональной деятельности у него развиваются профессиональ­но важные качества, определенная личностно обусловленная позиция

1 Сленг (от англ. slang — слова, выражения) — слова или выражения, употребляе­мые людьми определенных возрастных групп, профессий, социальных прослоек и пр.

самопроявления, индивидуальный стиль профессиональной деятель­ности и поведения.

Сорока-Росинский, замечательный русский педагог, отмечал, что каждый педагог — это определенный тип и стиль деятельности. Среди них он выделял: педагогов-теоретистов — это специалисты, увлечен­ные теоретическими подходами в ущерб практике; педагогов-реалис­тов, хорошо разбирающихся в людях, чувствующих их настроение, умеющих вместе с ними радоваться и горевать, жить интересами каж­дого; педагогов-утилитаристов, знающих людей, особенно с позиции их недостатков, и обстановку, активно работающих на результат, для них важны тренировки, оформление, показная деятельность и пр.; пе­дагогов-артистов (педагогов-интуитивистов), способных работать по вдохновению, настроению, по наитию, интуиции и др. В чистом виде, отмечал Сорока-Росинский, приведенные типы педагогов встречают­ся редко, чаще бывают различные комбинации.

Следует также подчеркнуть, что всякая профессиональная дея­тельность способствует появлению своеобразного типа человека. Это своеобразие проявляется в восприятии явлений окружающей дейст­вительности, отношении к ним, в образе поведения, стиле самопрояв­ления в среде жизнедеятельности и самой деятельности. В частности, преподавательская (учительская) деятельность формирует поучаю­щий тип человека; управленческая — управленческий, командирский; научная — исследовательский, дотошный и др. Социальный работник при встрече с человеком, нуждающимся в его помощи, часто испыты­вает внутреннюю потребность в ее оказании.

Работа с человеком, имеющим социальные проблемы, человеком с особыми нуждами, группой. Деформационное воздействие человечес-крго фактора обусловлено взаимодействием культур субъекта и объ­екта деятельности, эмоциональным воздействием (заражение) и воле­вым давлением со стороны объекта.

В процессе взаимодействия социального работника с клиентом происходит взаимообогащение культур. Не только субъект (социаль­ный работник) передает (обогащает, если есть чем обогащать), транс­формирует свою культуру на объект, но и сам обогащается его куль­турой. Данный процесс позволяет специалисту лучше понимать объект своей деятельности. Неслучайно субъект профессиональной деятельности со временем настолько вживается в культуру объекта, что нередко сам становится ее носителем и проявляет ее в своей по­вседневной жизни.

Противостоять негативной объектной культуре субъекту помога­ет только высокая личная культура, его интеллигентность, постоян­ный самоконтроль и личная ответственность.

В процессе профессиональной практики на личность специалиста большое влияние оказывают его непосредственный руководитель, наиболее авторитетные коллеги, культура взаимоотношений в про­фессиональной среде. Особенно их воздействие сказывается на моло­дых специалистах, невольно подражающих авторитетам. Подражание, заимствование опыта нередко приводят к поглощению различных норм, правил, принципов не только положительного, но и негативного поведения, проявления в самореализации. Данный факт свидетельст­вует о том, что на профессиональной деформации личности специа­листа сказывается не только взаимодействие культур субъекта и объ­екта, но и культуры среды профессиональной деятельности. В ней формируется определенная субкультура, характеризующая ее исклю­чительность и своеобразие.

В работе с человеком имеют место общение, взаимодействие, воз­действие как со стороны социального работника, так и со стороны клиента. При этом особенно сильно влияет на личность социального работника эмоциональное состояние клиента, его волевое давление (об этом речь будет идти дальше). Социальный работник совместно с клиентом организует его деятельность, управляет ею, побуждает его к чему-либо и т.д. В этом процессе происходит развитие личностных качеств специалиста, его педагогической техники. Именно она (педа­гогическая техника) во многом определяет формируемый индивиду­альный стиль специалиста в работе с определенной категорией людей, его профессиональную культуру.

Профессиональная практика социального работника сказывается на его авторитете. Он начинает работать, опираясь на авторитет должности, который во многом определяется общественным и средо-вым статусом этой профессиональной деятельности. Авторитет долж­ности усиливается или снижается авторитетом личности, ее обаянием, субъектным статусом, отношением к профессиональной деятельности и ее результативностью.

Во взаимодействии с группой сказывается дополнительный фак­тор — психология коллектива. Он либо усиливает влияние деятельнос­ти специалиста на группу и таким образом помогает ему, положительно воздействуя на развитие его личности, либо ослабляет его, мешает, про­тиводействует ему, негативно сказываясь на его деформации.

Степеньэмоционально-волевого проявления специалиста в профес­сиональной деятельности. Эмоционально-волевое проявление пред­ставляет типичный эмоциональный фон, на котором он осуществляет свою профессиональную деятельность. Все остальные факторы как бы накладываются и преломляются через него, усиливая или ослабляя эмоциональное состояние специалиста.

Социальный работник как человек не может безразлично отно­ситься к своим профессиональным задачам. Его профессиональная деятельность немыслима без эмоционального и волевого проявления. Во взаимодействии людей происходит исключительно сложное эмо­ционально-волевое взаимопроявление, либо обогащающее, либо де­формирующее, либо в чем-то обогащающее, а в чем-то деформирую­щее. На эмоционально-волевое проявление социального работника влияют различные факторы. Среди них следует выделить: субъектный (типичное эмоциональное проявление специалиста); объект деятель­ности и его эмоциональное проявление; сама профессиональная дея­тельность, ее результативность; а также субъектная воля и объект­ная воля.

Субъектный эмоциональный фактор — типичное эмоциональное проявление специалиста в профессиональной деятельности. Эмоцио­нальное проявление — это чувственное переживание специалиста, ко­торое он испытывает в процессе профессиональной практики. Оно возникает под воздействием ведущих факторов, обусловливающих профессиональную деятельность социального работника.

Фактор самой профессиональной деятельности. Он может вызы­вать безразличие, удовлетворение и создавать комфортность или дис­комфортность при самореализации специалиста. Комфортность имеет место, когда специалист увлечен своей профессией, любит ее, находит в ней свое призвание, у него есть достижения в процессе профессио­нальной деятельности и он получает удовлетворение от деятельности и ее результата.

Фактор объекта деятельности и его эмоционального воздействия. Объект социальной работы — это человек, находящийся в кризисной ситуации, в том числе с особыми нуждами. Он представляет собою наиболее незащищенное существо, имеющее порой значительные трудности при адаптации и самореализации в среде жизнедеятельнос­ти. В работе с таким объектом требуются особое отношение, сопере­живание со стороны социального работника. Эмоциональное проявле­ние в работе с клиентом оказывает значительное влияние на деформацию личности специалиста.

Объект социальной работы как живое существо имеет свою пси­хику, эмоциональное своеобразие. Взаимодействие его с социальным работником способствует их взаимозаражению. Эмоциональное со­стояние субъекта (объекта) передается объекту (субъекту). Чем более эмоционален человек, тем более он способен трансформировать свое состояние на другого, психологически заражать его.

Эмоциональное взаимодействие предъявляет высокие требования к личности социального работника. Не каждый человек способен быть им. Данный факт следует учитывать молодому человеку при выборе профессии и при профессиональном отборе в учебных заведениях и центрах социальной работы. Специалисту нельзя быть «черствым», но и нельзя быть эмоционально заразительным. Сочувствуя клиенту, он как бы эмоционально проживает его проблемы. Чем глубже это пере­живание, тем большее влияние на личность специалиста оно оказыва­ет. Длительная работа социального работника с людьми эмоциональ­ными, имеющими особые нужды, сложные жизненные проблемы, нередко требует от него большого психического перенапряжения. Ему необходима большая психологическая энергия для преодоления воз­никающего эмоционального переживания. Внутренняя энергия спе­циалиста компенсирует негативное влияние клиента. Неслучайно после работы с таким клиентом он может ощущать сильную уста­лость, опустошенность, такое состояние, как будто его лишили внут­ренней энергии, необходимой ему для самопроявления.

Длительная профессиональная деятельность, требующая высокого эмоционального напряжения, постепенно ведет к негативной профес­сиональной деформации личности. Последствиями ее могут быть либо привыкание и нереагирование на внутренние проблемы клиента (в этом случае говорят, что специалист «одеревенел», стал «толстоко­жим», безразличным к чужой боли), либо саморазрушение личности субъекта (складывается психопатология личности), что требует уже специальной реабилитационной помощи. Высокая негативная эмоци­ональность социального работника, в свою очередь, способствует соответственному заражению клиента, его деформации. Поэтому со­хранение эмоциональной устойчивости специалиста является важ­нейшей задачей обеспечения его профессионального долголетия, по­зитивной роли в социальной работе.

Фактор среды выполнения профессиональной деятельности. Среда, как уже отмечалось, — это тот микроклимат, в котором ведется соци­альная работа. Она характеризуется эмоционально-психологическим настроем, который либо стимулирует эффективность профессиональ­ной деятельности и способствует оптимальному развитию качеств и свойств личности специалиста, либо ведет к ее негативной професси­ональной деформации. В одной среде специалист осуществляет свою деятельность с удовольствием, получает поддержку, помощь, участие, в другой — наоборот, у него нет опоры, он чувствует неодобрение, не­уважение, зависть и даже осуждение. Все это существенно сказывает­ся не только на профессиональной деятельности, но и на самой лич­ности социального работника.

Результат профессиональной деятельности. Данный фактор так­же является исключительно важным, серьезно влияющим на личность социального работника. Положительный результат формирует у него удовлетворение, уверенность в себе, желание повторять подобную де­ятельность. Отрицательный же создает неудовлетворение, неуверен­ность, разочарование в ней. Под воздействием негативного результата происходит и негативное изменение личности. Особенно сказывается влияние на специалиста такого результата, в котором он сильно заин­тересован. Высокая заинтересованность в результативности своей де­ятельности и глубокое переживание за ее достижение способствуют, с одной стороны, большей отдаче, ответственности в работе, с дру­гой — полученный негативный результат имеет и большие отрица­тельные последствия для личности.

Воля — это способность социального работника осуществлять ре­гуляцию и саморегуляцию своей деятельности и поведения, выражаю­щиеся в активном преодолении трудностей, противоречий и конфлик­тов при выборе и достижении сознательно поставленных целей. Она выражает его индивидуальность, является самопроявлением и само­выражением его Я в профессиональной деятельности. В социальной работе происходит взаимодействие воли субъекта и воли объекта дея­тельности.

Субъектная воля — это воля социального работника, позволяющая ему выбрать наиболее оптимальную цель профессиональной деятель­ности и достичь ее, преодолевая и внутренние, и внешние трудности, препятствия, конфликты. Специалист с сильной волей способен обес­печивать успешность своей профессиональной деятельности с различ­ными категориями людей. Такая профессиональная практика в боль­шей степени способствует положительной деформации личности — самосовершенствованию. Сильная воля и низкий профессионализм социального работника могут привести к негативному результату в работе с клиентом, сформировать у клиента сознание обреченности, бесполезности усилий, подавить его волю. В зависимости от позиции социального работника субъетная воля, вступая во взаимодействие с объектной, может не только стимулировать ее направленное самопро­явление, но и подавлять, разрушать ее. В этом случае требуется боль­шая педагогическая культура работника, осознанность действий и поступков, недопущение диктаторства. Приоритетная роль в дея­тельности социального работника принадлежит педагогике сотруд­ничества.

Объектная воля — это воля человека, с которым работает социаль­ный работник. Она может быть достаточно сильной и превосходить субъектную волю. В последнем случае, если она принадлежит клиен­ту, у которого сформировано недоверие к мнению других, специалис­ту трудно влиять на него. Его деятельность становится малоэффек­тивной, и изменить это исключительно трудно. Работа с такими кли­ентами негативно деформирует личность специалиста. Как свидетель­ствуют факты, он оказывается беспомощен в работе с отдельными личностями, тяготится общения с ними, испытывает огромные психо­логические трудности в профессиональной деятельности.

Сильная негативная волевая позиция клиента может деморализо­вать деятельность социального работника. Он не получает в лице та­кого клиента соучастника в решении проблем последнего. Позитивная волевая позиция клиента, наоборот, может способствовать укрепле­нию уверенности в положительном результате, усилению волевой по­зиции специалиста в достижении цели. Это облегчает деятельность социального работника, формирует у него уверенность в себе, позво­ляет получить в лице клиента и помощника, и соучастника в решении социальной проблемы.

Существует мнение, что специалист обязан справляться с любой личностью, так как имеет профессиональную подготовку. Однако те, кто так рассуждают, забывают, что социальный работник — это преж­де всего человек с определенной эмоциональной и волевой сферой. Она вполне может оказаться слабее объектной. В этом случае только профессиональное мастерство и культура специалиста могут быть эф­фективными в социальной работе. В противном же целесообразно передать объект другому специалисту. Недостаточный учет данного фактора может так деформировать личность социального работника, что он как специалист будет потерян.

Необходимо подчеркнуть, что в данной проблеме достаточно сложно определить, действительно ли социальный работник не может справиться с объектом и нуждается в помощи или он хочет избавить­ся от неудобного для него клиента. Выявить эту грань непосредствен­ному руководителю удается далеко не всегда.

Эмоционально-волевое проявление социальногоработника впрофес-сиональной деятельности. Эмоции и воля — явления тесно взаимосвя­занные. Неслучайно говорят об эмоционально-волевой характеристи­ке специалиста. Успешные волевые проявления подкрепляются положительными эмоциями, и наоборот, слабость, неуверенность вы­зывают и соответствующие эмоции. Личностная профессиональная деформация специалиста в первую очередь сказывается на эмоцио­нально-волевой сфере. Ее разрушение практически ведет к професси­ональной непригодности специалиста.

Таким образом, рассмотрены основные факторы, существенно влияющие на профессиональную деформацию социального работни­ка. При их анализе отмечались личностный (субъекта социальной ра­боты) и средовый факторы. Личностный — это тот потенциал (поло­жительный и отрицательный), который присущ социальному работ­нику и его осознанная самоактивность. В процессе профессиональной деятельности как раз он имеет тенденцию к развитию. Что именно, в каком направлении и с какой интенсивностью получит развитие (за­держится в развитии), зависит от самоактивности специалиста и среды, в которой он осуществляет свою профессиональную деятель­ность. Самоактивность социального работника определяет его жиз­ненную позицию, в какой степени и в каком направлении он является самосозидателем или пассивным реализатором себя в профессии. В народе говорят: «Под лежачий камень вода не течет». Проявляя в профессиональной практике творчество, инициативу, активность или пассивность по обстоятельствам, копируя те или иные личности, про­являя волю и характер, социальный работник создает себя.

Среда выступает фоном, стимулирующим или сдерживающим самопроявление и развитие чего-либо в процессе профессиональной деятельности социального работника. Она позволяет наиболее полно реализоваться всем тем проявлениям, которые характерны, хотя бы в зачаточном состоянии, специалисту.