logo
Мардахаев

§ 1. Сми: виды и основные функции

Средства массовой информации — понятие, объединяющее все ка­налы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.). Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечиваю­щие сбор, обработку и распространение информации в массовом мас­штабе.

К основным видам СМИ относятся:

Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение, кино и компьютерные технологии. Телевидение позволяет обеспечи­вать «доставку на дом» готовой программы, репортажа в момент свершения события (маленький экран не давит, а незаметно решает свои задачи), домашний просмотр (отсутствует психологическая на­строенность восприятия зрелища, которая есть в кинематографе) по­зволяет непроизвольно и естественно поглощать предлагаемую ин­формацию.

Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответст­вующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные тех­нологии позволяют активизировать участие пользователя, мотивиро­вать активность, развивать интерес и пр.

Основные функции СМИ:

• общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач);

• воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.).

Исследование воздействия СМИ на личность и группу (массы) потребителей осуществляется социологией, психологией и педагоги­кой. Психология изучает в большей степени механизмы влияния на аудиторию, а педагогика — способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного воз­действия, а также условия, обеспечивающие эффективность исполь­зования различных программ.

Существует выражение «педагогика средств массовой информа­ции», под которым подразумевается теория и практика исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения направленного влияния на человека, группу (определенную группу населения).

При изучении проблем воздействия СМИ на аудиторию применя­ются определенные концептуальные подходы. В основе их лежат со­ответствующие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы влияния на личность, группы и их последствия. К таким теориям от­носятся:

• Теория унифицированный последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИ одинаково, т.е. у них очень похожие реакции. Практически такое влияние имеет место в определенных ус­ловиях и по отношению к определенной аудитории. Предрасположен­ность аудитории (человека) к агрессии может активизироваться при просмотрах некоторых передач. Например, телевизионная программа с элементами насилия может усилить насильственные тенденции, уже существующие у соответствующей части зрителей; человек, имеющий склонность к противоправным действиям, смотря передачи, демон­стрирующие подобные действия, может утвердиться в потребности их свершения и пр.

Тот факт, что эффекты телевидения не являются единообразными, не снижает их значимости. К примеру, даже если какая-то телепро­грамма оказывает определенное воздействие всего на 0,1% зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 млн человек, то это влияние распространится на 4 тыс. зрителей!

• Теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги). Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии. В его ос­нове лежит утверждение того, что усвоение модели поведения чело­века происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как они ведут себя в той или иной ситуации, человек, подражая им, усваивает их опыт. В этом отношении СМИ демонстрируют примеры, становят­ся источником научения. Для того чтобы происходило социальное на­учение человека, необходимо, чтобы имело место:

  1. наличие примера;

  2. запоминание модели поведения;

  3. осмысление действий;

  4. мотивация;

  5. реализация модели поведения.

• Теория культивирования (постепенного формирования образа мысли) (Джордж Гербнер и его коллеги). Увеличивающееся, много­кратное действие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяже­нии продолжительного времени способствует постепенному измене­нию у их потребителей представлений об информируемом явлении, процессе, социальной реальности. Такое влияние на аудиторию спо­собствует формированию (культивирует формирование) у нее опре­деленных позиций, взглядов в соответствии с информацией создан­ной на телеэкране. Использование этой теории находит активное применение в процессе решения определенных политических задач, проведения предвыборных кампаний и пр.

Механизмы влияния СМИ на личность (аудиторию) обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воз­действуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на ми­ровоззрение и проявление активности. Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий:

Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину воздействия на него сюжета фильма (информации) и способствует усвоению предлагаемой реакции. Эмоциональное проявление героя фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрите­лем на уровне соответствующего опыта. Такое воздействие называ­ют «эмоциональной инфекцией». В основе этого лежит тот факт, что человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведе­нии кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с этим человеком. Объектами подражания часто становятся герои телепередач. Особенно это характерно для детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они актив­но имитируют героев фильма, повторяя их речи, действия и пос­тупки;

• создание эффекта достоверности предлагаемой информации. Такой эффект необходим, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. С этой целью предлагаемая информация максимально приближается к действи­тельности. Чаще всего создается эффект реальности, используются «достоверные» факты, либо на фоне действительно достоверных по­даются те, которые должны быть восприняты как таковые. Такой эф­фект создает у потребителя веру в предлагаемую информацию, жела­ние принять ее. Для усиления достоверности информации нередко приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица. Человек верит авторритету: «он не может врать»;

Так, телевизионные программы предусматривают использование (создание) определенных условий (эффектов) и тем самым способст­вуют достижению соответствующего результата воздействия на лич­ность, группу (аудиторию) (См. табл. 1).

Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, устано­вочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последст­вия. В частности:

последствия, сказывающиеся на отношении человека креальной жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно ин­тенсивное общение с Интернетом приводят к формированию так на­зываемых «виртуальных» (не имеющих физического воплощения или отличающихся от реально существующего) интересов, потребностей, образа жизни. Такой человек живет нереальными взглядами, идеями, ему скучно от естественной жизни, ее проблем, его постоянно тянет к компьютеру (телевизору), с ним ему интересно, он чувствует себя комфортно;

Таблица 2

Последствия воздействия СМИ

Сферы влияния СМИ

Поведенческие последствия

Образ деятельности, 1гредставленный СМИ, выступает руководством для зрителя

Установочные последствия

Соответствующие установки, существенно вли­яющие на отношения этого зрителя, его дей­ствия и поступки

Когнитивные последствия

Изменения знаний, мировоззрения зрителей

Последствия, отражающие отноше­ние человека к реальной жизни, ок­ружающим людям

«Виртуальные» (не имеющие физического во­площения или отличающиеся от реально су­ществующих) интересы, потребности, образ жизни

Психологические последствия

Глубокие переживания, возбуждения, страхи и пр.

Физиологические последствия

Например, сексуальное возбуждение под вли­янием просмотра порнографии