§ 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
Преодоление дезадаптации представляет собой реадаптацию. Термин «реадаптация» (от лат. re... — приставка, обозначающая возобновление или повторность действия; противоположное действие или противодействие и adaptatio — приспособление, прилаживание) означает восстановление адаптационных возможностей человека под воздействием каких-либо факторов, в том числе и вследствие направленной самоактивности. Реадаптация человека рассматривается как процесс, проявление и результат.
Следует выделять выражение — «реабилитационная деятельность». Это комплекс мер, направленный на стимулирование приспособления человека (группы) на том или ином уровне к определенным условиям внешней среды, восстановление его (ее) адаптационных возможностей. По мнению многих ученых, реабилитация является этапом, на котором преобладают психосоциальные методы воздействия, стимуляция социальной активности человека (трудовая терапия, профессиональное обучение или переобучение), специальная педагогическая, психотерапевтическая работа с клиентом и его родственниками. Реадаитированный — человек, преодолевший дезадаптацию.
По отношению к группе наблюдается такое явление, которое можно назвать «коадаптация» (от лат. со... — приставка — вместе и adaptare — приспособлять) — общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям.
Адаптация, дезадаптация и реадаптация свойственны каждому человеку. Они проявляются в различных жизненных ситуациях, помогая ему усваивать или утрачивать определенные социальные нормы и правила, приобретать или терять социальный опыт. В зависимости от того, какой социальный опыт теряется, дезадаптация и реадаптация носят позитивный или негативный характер. Данный факт должны учитывать и педагогически целесообразно использовать в своей профессиональной деятельности воспитатели.
Работая с детьми девиантного поведения, необходимо создавать для них иную среду жизнедеятельности. В этой среде каждый ребенок проявляет себя в соответствии с новыми условиями, выполняет другие нормы и правила, вследствие чего в нем происходят качественные изменения. По своей сущности иная обстановка способствует дезадаптации, стимулирующей снижение негативного опыта поведения, отношений, деятельности и постепенного приобретения нового, позитивного.
В практической деятельности воспитателей подобную ситуацию специально создают для организации перевоспитательной работы с детьми и подростками. Однако сама среда не воспитывает, необходимо превратить ее в воспитательную среду. Это имеет место только тогда, когда воспитанник принимает ее и становится активным участником жизнедеятельности, проявляя себя в соответствии с замыслом воспитателя. Искусство воспитателя и заключается в том, чтобы сделать воспитанника соучастником воспитательного процесса, выполняющим (в основном) все требования воспитательной среды.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Что такое адаптация, социальная адаптация, социальная адаптация ребенка?
Место адаптации в социальном развитии ребенка.
Что представляет собой адаптация как процесс, как проявление, как результат?
Факторы, существенно сказывающиеся па адаптации человека, и их характеристика.
Понятие «функциональная адаптация человека», се сущность, проявление, факторы, влияющие на нее.
Адаптивность и неадаптивность, адаптивность среды: сущность и содержание.
Понятие «дезадаптация»: сущность и содержание.
Дезадаптация как процесс, проявление и результат.
9. Дезадаптированный, дезадаптированный ребенок, дезадаптированная группа и их характеристика.
Основные факторы (внутренние и внешние), обусловливающие дезадаптацию человека, и их характеристика.
Основные пути, способствующие предупреждению дезадаптации детей и подростков.
Понятие «реадаптация человека». Реадаптация как процесс, проявление и результат.
Использование понимания дезадаптации и реадаптации в исправительной и перенос питательной работе с детьми и подростками.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Дезадаптирующий ребенок, проблемы снижения его деформирующего влияния на окружающих.
Типичный дезадаптированный ребенок, его социально-педагогическая характеристика.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабили- тационной работы. 1995. № 1.
Буянов ММ. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.
Социальная дезадаптация детей и подростков; причины, проявления, преодоление. М., 1995.
4. Шибаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. М., 1996.
Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М, 1995.
Северный А.А., Иовчук Н.М. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996.
- Раздел I научно-теоретические основы социальной педагогики
- Глава 1
- § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- § 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
- Глава 2
- § 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- § 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
- § 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Социальное развитие человека
- § 2. Социализация человека как социально-педагогическое явление
- § 3. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
- Глава 5
- § 1. Источники социального развития человека
- § 2. Движущие силы социального развития человека
- § 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
- Глава 6
- § 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика
- § 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
- Глава 7
- § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
- § 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
- § 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
- Глава 8
- § 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества)
- § 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов
- Раздел III социальные отклонения в развитии и воспитании детей
- Глава 9
- § 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка
- § 2. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка
- Глава 10
- § 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений
- § 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Глава 11
- § 1. Понятие «трудновоспитуемьш» в социальной педагогике
- Раздел IV
- Глава 12
- § 1. Социокультурная среда семьи
- § 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи
- Глава 13
- § 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность
- § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
- Глава 14
- § 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология
- § 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- § 3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 15
- Глава 16
- § 1. Сми: виды и основные функции
- § 2. Основные методы воздействия сми на личность и группу
- Глава 17
- § 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- § 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- § 3. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- § 4. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Глава 18
- § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- § 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Специалист как личность
- § 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- § 4. Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8