logo
Мардахаев

§ 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособле­ние, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направ­лена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Социальная педагогика изучает проблему социальной адапта­ции — активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наи­более благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, при­нятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ре­бенка — процесс и результат согласования индивидуальных возмож­ностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических

общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Социальная адаптация является необходимым условием для обес­печения оптимальной социализации человека. Она позволяет челове­ку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосо­вершенствование. Природа сформировала предрасположенность че­ловека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различ­ной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно при­спосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, ак­тивность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс представляет естественное развитие адап­тационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в дет­ском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она по­зволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстанов­ке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благо­приятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, от­ношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптиро-ванности к определенным условиям среды в данный период времени. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные прояв­ления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его диском­фортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания по­мощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятель­ности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социаль­ного развития.

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и прави­лам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она — показа­тель его социального развития и воспитания, степени его соответст­вия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами — это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаи­моотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположен­ность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоак­тивности.

Индивидуальное своеобразие человека — это личные качества, при­сущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспо­собляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедея­тельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям об­становки.

Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабли­ваться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваи­вает опыт адаптации к ней и подобной ей (типичной) ситуации. Одно­временно у него формируется способность к приспособлению, что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореали­зации. Чем больше у человека опыт приспособления к новым услови­ям, тем быстрее происходит его адаптация. Он способен достаточно активно привыкнуть к типичным (сходным) для него условиям, тем, в которых он уже бывал.

Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Данный факт имеет исключительно важное значение в пони­мании природы формирования адаптационных возможностей. Ребен­ку, который постоянно находится в одних и тех же условиях, сложно приспособиться к новым, например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется к группе детского сада, школе.

Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный пери­од жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации снижают действенность его опыта. Возникновение такой потребности вызовет у него определенные трудности.

Настрой — это внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации. Он сказывается на состоянии человека. Даже при наличии опыта, если нет соответствующего настроя на самопроявле­ние, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время он может формироваться в процессе самопроявления человека, кото­рое способно увлекать, стимулируя интерес, желания, устремлен­ность.

Состояние — определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется внутренним фактором (например, состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом и др.) и внешним (новизна, приятие или неприятие средой и др.). Оно может меняться в процессе адаптации как в пози­тивную, так и в негативную сторону в зависимости от изменения об­становки и степени самореализации.

Самоактивность — это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации. От нее зависит очень много. Она позволяет преодолевать значительные трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо нет.

Предрасположенность человека к адаптации представлена в схеме 1.

ИI щи видуа.ч ы | ос с вособра.) i lc

I

Опыт

\

Настрой

Состояние

1 ■

Самоа кгн ш юсть

\

Ситуация (среда проявления)

Схема 1. Предрасположенность человека к адаптации

Большое значение адаптация имеет для ребенка, находящегося в различных условиях: в семье, детском саду, школе. Адаптация в дет­ском саду, позволяет ему чувствовать себя в группе естественно и наи­более полно проявлять себя. Для адаптированных детей воспитатель­ная деятельность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития и воспитания ребенка во многом определяется программой и деятельностью воспитателей. В школе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребен­ку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (профессионально-технической, вузовской) программой с учетом индивидуальных возможностей.

Адаптация нужна и в других условиях. Главными являются: адап­тация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза); профессиональная в связи со сменой места работы; адаптация пенсионера. Каждая из них имеет свое содержание и жизненно важное значение для человека. Например, адаптация вы­пускника профессионального образовательного учреждения (началь­ного, среднего или высшего) представляет собой процесс и результат успешного приспособления его к социальным условиям среды про­фессиональной деятельности. От успешности адаптации зависит, в какой степени специалист реализует себя в профессии, найдет свое место в производственном коллективе, будет успешно справляться с профессиональной деятельностью, достигнет положительного резуль­тата. В этом нуждается и выпускник, и производство.

Выделяют такое понятие как функциональная адаптация. Она ха­рактеризует процесс и результат приспособления человека к выпол­нению определенной деятельности, профессиональных обязанностей. Она присуща любому человеку, приступающему к какой-либо дея­тельности. Время, необходимое для функциональной адаптации, зави­сит от перерыва в деятельности. Чем больше перерыв в деятельности, тем больше времени необходимо человеку для его функциональной адаптации.

Функциональная адаптация также зависит от опыта в соответст­вующей деятельности, длительности временного перерыва, например, настроя надеятельность, состояния и самоактивности.

Стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживает развитие их адаптационных возможностей. Такие дети в новых условиях испытывают большие трудности в адаптации, а сле­довательно, в самореализации и социальном развитии, например, не посещавшие детский сад значительно сложнее адаптируются к школе, школьному коллективу.

Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или ти­пичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность). Она необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, об­щении с другими людьми. В учебе, например, она означает способ­ность обучаемого к гибкой переориентации относительно содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. В специальной литературе существует такое выражение, как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы, и др.), функциональные изменения со стороны нервной и сер­дечно-сосудистой систем.

Неадаптивность характеризует то, что у человека имеется несоот­ветствие между целями и достигаемыми результатами деятельности. Она свидетельствует о его неспособности адаптироваться в этих усло­виях к предлагаемой деятельности.

Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Суще­ствуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адап­тации определенной категории людей. Адаптированность среды ха­рактеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школь­ного возраста и пр.

Ситуационные адаптационные возможности человека непостоян­ны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.