logo
Мардахаев

§ 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений

Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписа­ние, установленная мера. «Социальная норма» («социальные нор­мы») — это официально установленные или сложившиеся под воз­действием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических услови­ях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установлен­ные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.

В социальных нормах преломляется и отражается предьгдущий со­циальный опыт общества и осмысление современной действительнос­ти. Они закрепляются в законодательных актах, должностных ин­струкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппиро­ванные по основным нормообразующим факторам, они подразделя­ются на: правовые, нравственные, этические, религиозные и др., слу­жат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и дея­тельности.

Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей — гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр., в процессе чего он усваивает социальный опыт поведения, необходимый ему для самореализации как личности.

Социальное отклонение — это социальное развитие человека, по­ведение которого не соответствует общественным ценностям и нор­мам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности). Выделяют такие формы социального отклонения: асоциальное поведение и анти­социальное.

Асоциальное поведение (от греч. а — отрицательная частица «не», «без» и лат. socialis — общественный, связанный с жизнью и отноше­ниями людей в обществе) — это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит проти­воправных действий. Антисоциальное (от греч. anti — против и соци­альный) — это противоправное поведение человека.

В социологии выделяют такое явление, характеризующее несоот­ветствующее нормам проявление человека в социальной среде, как аномия. Термин «аномия» предложен французским социологом Д. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недоста­точность. Американский социолог Р. Мертон в 30-х гг. выдвинул тео­рию социальной аномии, под которой рассматривал состояние «без-нравия» в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению. По его мнению, во всяком обществе господствуют опреде­ленные цели и средства их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для ано­мии. Мертон обосновывает следующие типы реакции человека при аномии (логически возможных вариантов сочетания отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам их достиже­ния): конформизм, инновативность, ритуализм, ретризм, бунт.

Конформизм (от позднелат. conformns — подобный, сходный) — равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средст­вам их достижения, сложившимся в обществе.

Инновативность (от лат. innovatio — возобновление, перемена) — положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выбо­ре средств, которое ведет к новационному поведению, новационной деятельности человека.

Ритуализм — отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах составляет поведение ри­туального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм и пр.).

Ретризм — отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы и т.д.).

Бунт — отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революцион­ные перемены в социальных нормах и ценностях.

В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение — отклоняющееся поведение. Под этим термином понимается поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и роле­вым предназначениям.

Термин «отклоняющееся» (поведение) часто заменяют термином «девиантное» (от лат. deviatio — отклонение) или «делинквентное» (от лат. delinquens — правонарушитель). Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступ­ки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, проти­воречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризу­ется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздей­ствиям.

В 1950-х гг. американский социолог А. Коэн выдвинул теорию де-линквентных субкультур. В основе этой теории лежит обоснование осо­бой субкультуры у людей делинквентного типа, определяющей ориен­тацию их на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в «большом» обществе. К таким представителям принадлежат те, для ко­торых нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм. К субкультуре насилия относят агрессивное поведение, воровство и пр. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и оп­ределяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.

Существуют различные теории формирования девиантного поведе­ния человека. Среди них: биологические — своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо, Шелдон); психологические — особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, право­нарушениям (Фрейд); социологические — девиантное поведение челове­ка является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др.).

Анализ различных теорий показывает, что и биологические, и пси­хологические теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании. Они свидетельст­вуют о том, что человек, с рождения неся в себе агрессивное начало, может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное (девиантное или делинквент-ное) поведение.

В основе отклоняющегося поведения человека лежат его биопси­хологические характеристики, процесс и результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения: отрицательно выраженная направленность личности (интересы, по­требности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и соответст­вующие им (негативной направленности и отрицательным привы­чкам) положительные чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают регуляторами его антисоциального, аморального поведения, действий и поступков.

Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами становления девиантного поведения являются:

возникновение противоречиямежду социальными нормами илич-ностью;

проявление несогласия, отрицание социальныхтребованийребен-

ком;

проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

'рецидивы противозаконныхдействий;

накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганст­во, проституция и др.);

Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социально-негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование. К таким группам фак­торов и их составляющих следует отнести (см. схему 1):

А. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низ­кий уровень интеллектуального развития от рождения или как ре­зультат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные от­клонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствую­щие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаж­дений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личнос­ти, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.

Б. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Раз­личные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познава­тельной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр.

В. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию воз­растного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый, отроческий возраст (11 — 13, 14—16 лет) — переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Подростки — как правило, школьники — находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детст­ва и начала «вырастания» из него.

Юношеский возраст (от 17 до 23 лет) представляет собой в бук­вальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически — это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными (достигшими полной половой зрелости), однако на его долю выпадает задача многочисленных «до­делок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномернос­тью созревания.

Несоответствие индивидуальности

Недостатки в воспитании

Несоответствие воспитания возрасту

Негативная личностная позиция ребенка

Ребенок

Отклонения в психическом и физиологическом развитии (врожденные и приобретенные)

Негативные факторы среды

Схема 1. Группы факторов, существенно влияющих на формирование девиантного поведения человека

К проблемам подросткового возраста, неучет которых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся:

а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное раз- витие организма в период полового созревания; неразвитость сердеч- но-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка; «гормональная буря» эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбу- димости, эмоциональной неустойчивости;

б) обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учи- телями, выражающиеся в «конфликте» морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

в) стремления заменить отношения с позиции «морали подчине- ния» на «мораль равенства»;

г) повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;

д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, по- требность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам и др.

Г. Негативные факторы среды формирования личности. Семья, как фактор негативного формирования личности:

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает нега- тивный пример для подражания, формирует соответствующее миро- воззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребен- ком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостат- ку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному внима- нию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, по­буждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в тече­ние длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на де­душку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходи­мое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их без­надзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно теле­видения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающие­ся на воспитание человека.

Д. Недостатки в воспитании ребенка, подростка:

а) ошибки семейного воспитания;

б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формирова- нию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать че- ловеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные слож- ности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в обра- зовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка, подростка определенным негативным моде- лям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих услови- ях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, кото- рые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступ- ной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товари- щеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к право- нарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, нарко- тикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной дея- тельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и под- ростками и пр.;

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонару­шителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (соци­альной среде).

Е. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная — ведет к воз- никновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в со- четании с аморальной способностью самовыражения приводит к пра- вонарушениям; заниженная — рождает неуверенность в себе, поведен- ческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как пра- вило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопреде- ляют личную позицию подростка и активность в достижении целей;

в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствова- нию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и не- сформированностью потребности быть лучше;

г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и со- перничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое со- перничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактив- ности;

д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потреб- ности и активного желания самоисправления;

е) стремление подростка к общению, участию в неформальных мо- лодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.

Описав основные группы факторов, обусловливающих формиро­вание негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, не­обходимо определить и наиболее важные направления педагогичес­кой деятельности по их профилактике и преодолению.