§ 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Существуют различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К основным из них относятся социальные службы для детей (Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 1.). Под ними понимаются учреждения, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальную поддержку, оказание социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальную реабилитацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения, в том числе детей, без образования юридического лица.
Основными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
Передача ребенка в семью. Для передачи ребенка в семью законодательством России предусматривается:
• усыновительная семья — семья, усыновившая (удочерившая) ребенка (детей). Усыновление (удочерение) — это наиболее предпочтительная форма устройства детей, лишившихся родительского попечения. Оно допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Ребенок в этом случае в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает родителей в лице усыновителей и родную семью. Усыновители, добровольно принимающие на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравниваются к ним во всех отношениях и наделяются теми же правами. Усыновление проводится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка с участием органов опеки и попечения (Семейный кодекс РФ, ст. 129—130).
При решении вопроса об усыновления ребенка, достигшего десятилетнего возраста, требуется его согласие на усыновление именно этим лицом. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (Семейный кодекс РФ, ст. 137);
• передача ребенка в опекунскую (попечительскую) семью. Опекунская (попечительская) семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается от 14 до 18 лет. Они устанавливаются в течение месяца с момента, когда стало известно, что несовершеннолетний находится без защиты. Опекунами (попечителями) детей назначаются только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению соответствующих обязанностей, отношение к ребенку членов семьи, а также, если это возможно, желание самого ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 150—151).
Опекунские родители получают денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, по ценам соответствующего региона до достижения ребенком 16-летнего (учащимся общеобразовательного учреждения — до 18-летнего) возраста. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех детей, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам, находятся в длительных командировках;
• приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Деятельность приемной семьи осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 829 от 17 июля 1996 г., утвердившее Положение о приемной семье.
Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья — приемной. Общее число детей в такой семье, включая родных и приемных, как правило, не должно превышать 8 человек.
Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Орган опеки и попечительства оказывает необходимую помощь приемным родителям и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).
На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и представляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство оплачивает и труд приемных родителей как воспитателей. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновение между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.
По опыту зарубежных стран в России получило развитие создание замещающей семьи для устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В основе этой деятельности лежит стремление дать каждому ребенку опыт жизни в семье — одна из принципиальных идей концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. Такая концепция разработана и утверждена Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации № 1/1 п. 125 от 7 июля 1998 г.
В России наметился процесс создания семейных воспитательных групп. Этой формой социального обслуживания обеспечиваются несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении.
Семейная воспитательная группа представляет собой подразделение специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющее свою деятельность на основе Устава и Положения. Базой для создания такой группы является реальная семья российских граждан, которая берет на себя заботу о воспитаннике специализированного учреждения и осуществляет ее при активной поддержке последнего.
Нормативно-правовой основой формирования семейной воспитательной группы являются:
Семейный кодекс Российской Федерации, ст. 123, которая гласит: «Дети оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку (попечительство) или в приемную семью)... Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации».
Правительством Российской Федерации принято Постановление № 896 от 27 ноября 2000 г. «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В положении закреплено право специализированных учреждений на создание семейных воспитательных групп.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации разработаны рекомендации специализированным учреждениям для работы с несовершеннолетними, к ним приложено «Примерное положение о семейной воспитательной группе», на основе которого сегодня они создаются и функционируют. При открытии таких учреждений на местах рекомендованное положение конкретизируется с учетом местных условий.
В семейную группу, как правило, помещают детей, обнаруживших позитивные тенденции в процессе социальной реабилитации.
Семейная воспитательная группа, как показывает практика, может изменить свой статус, т.е. стать переходной формой к приемной, попечительской семье или усыновлению. В этом случае она выполняет роль центра адаптации ребенка к семейным условиям, выявления и развития его предрасположенности жить в семье.
Ребенок в семейной воспитательной группе состоитв статусе воспитанника, а воспитатель — сотрудника, который несет ответственность за воспитанника. Ответственность за результативность продолжающегося реабилитационного процесса лежит на воспитателе семейной группы и специалисте учреждения. Работа воспитателя является контрактной и имеет срочный характер. Контракт автоматически расторгается после того, как задача, поставленная перед воспитателем,решена. Государство оплачивает содержание детей в семье и труд одного из ее членов как воспитателя, оказывает содействие в социальном и индивидуальном развитии воспитанников.
В России имеют место и другие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. К таким формам относятся:
фостеровская (замещающая) семья — это временная семья, принимающая на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей на договорных началах с местными органами опеки и попечительства и под их контролем. Она осуществляет заботу, уход и воспитание ребенка. Родительская ответственность между фостеров-ской семьей и местными органами власти определяется договором. В случае невыполнения семьей договорных положений органы опеки и попечительства вправе его расторгнуть. Позитивная роль их в том, что ребенок воспитывается в семье и находится под контролем и семьи, и государственного органа. Негативная роль фостеровской семьи заключается в том, что в случае невыполнения семьей своих обязанностей создается вновь серьезный травмирующий ребенка факт — вторичное лишение его родительской заботы;
детские деревни (SOS-Киндердорф) — заведение для воспитания детей-сирот в условиях, приближенных к семейным. Впервые были созданы в 1949 г. австрийским педагогом Германом Гмайнером, ныне функционируют в 120 странах мира. В России первой такой деревней стала Томилино Московской области, затем появились подобные деревни в Орловской области и других. Они представляют собою несколько детских домов с семейным воспитанием и самостоятельным ведением хозяйства для разновозрастных детей (мальчиков и девочек) 6—8 лет с воспитателем, берущим на себя функции матери. В них создаются наиболее благоприятные условия «созданной семьи» для воспитания детей, совместный поиск воспитателями наиболее оптимальных методов и методик жизнедеятельности и воспитания детей. Одна из наиболее сложных социально-педагогических проблем в таких семьях — это личная жизнь воспитателей. Они посвящают себя детям и жизни в таких семьях. В случае нарушения этих обязанностей их могут лишить права выполнять родительские функции по отношению к созданной семье.
Условиями функционирования детской деревни являются следующие:
мать (незамужняя женщина, посвятившая себя воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства) — глава семьи. Для нее это — призвание и профессия;
братья и сестры — это дети разного возраста, родные братья и сестры не разделяются;
каждая семья проживает в уютном отдельном доме — доме семьи;
— деревня (12—15 семейных домов) представляет собой не только комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, но и общество единомышленников.
Директор деревни со своей семьей живет здесь же, активно всем помогая.
Международная и отечественная практика свидетельствует, что такая форма обустройства детей, оставшихся без попечения родителей, представляет наиболее оптимальный вариант для их воспитания.
- Раздел I научно-теоретические основы социальной педагогики
- Глава 1
- § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- § 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
- Глава 2
- § 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- § 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
- § 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Социальное развитие человека
- § 2. Социализация человека как социально-педагогическое явление
- § 3. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
- Глава 5
- § 1. Источники социального развития человека
- § 2. Движущие силы социального развития человека
- § 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
- Глава 6
- § 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика
- § 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
- Глава 7
- § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
- § 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
- § 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
- Глава 8
- § 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества)
- § 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов
- Раздел III социальные отклонения в развитии и воспитании детей
- Глава 9
- § 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка
- § 2. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка
- Глава 10
- § 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений
- § 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Глава 11
- § 1. Понятие «трудновоспитуемьш» в социальной педагогике
- Раздел IV
- Глава 12
- § 1. Социокультурная среда семьи
- § 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи
- Глава 13
- § 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность
- § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
- Глава 14
- § 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология
- § 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- § 3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 15
- Глава 16
- § 1. Сми: виды и основные функции
- § 2. Основные методы воздействия сми на личность и группу
- Глава 17
- § 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- § 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- § 3. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- § 4. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Глава 18
- § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- § 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Специалист как личность
- § 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- § 4. Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8