logo
Мардахаев

§ 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Существуют различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К основным из них относятся социальные службы для детей (Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 1.). Под ними понимаются уч­реждения, независимо от организационно-правовых форм и форм соб­ственности осуществляющие мероприятия по социальному обслужи­ванию детей (социальную поддержку, оказание социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и ма­териальной помощи, социальную реабилитацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, зани­мающиеся предпринимательской деятельностью по социальному об­служиванию населения, в том числе детей, без образования юридичес­кого лица.

Основными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

Передача ребенка в семью. Для передачи ребенка в семью законо­дательством России предусматривается:

• усыновительная семья — семья, усыновившая (удочерившая) ребенка (детей). Усыновление (удочерение) — это наиболее предпочти­тельная форма устройства детей, лишившихся родительского попече­ния. Оно допускается в отношении несовершеннолетних детей и толь­ко в их интересах. Ребенок в этом случае в правовом отношении пол­ностью приравнивается к родным детям, приобретает родителей в лице усыновителей и родную семью. Усыновители, добровольно при­нимающие на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравниваются к ним во всех отношениях и наделяют­ся теми же правами. Усыновление проводится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка с участием органов опеки и по­печения (Семейный кодекс РФ, ст. 129—130).

При решении вопроса об усыновления ребенка, достигшего деся­тилетнего возраста, требуется его согласие на усыновление именно этим лицом. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усы­новителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (Семейный кодекс РФ, ст. 137);

передача ребенка в опекунскую (попечительскую) семью. Опекун­ская (попечительская) семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспита­ния идентичны.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается от 14 до 18 лет. Они устанавлива­ются в течение месяца с момента, когда стало известно, что несовер­шеннолетний находится без защиты. Опекунами (попечителями) детей назначаются только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению соответствующих обя­занностей, отношение к ребенку членов семьи, а также, если это воз­можно, желание самого ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 150—151).

Опекунские родители получают денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, по ценам соответствующего региона до достижения ребенком 16-летнего (учащимся общеобразовательного учреждения — до 18-летнего) воз­раста. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех детей, родители которых могут лично осуществлять воспитание и со­держание детей, но добровольно передают их под опеку (попечитель­ство) другим лицам, находятся в длительных командировках;

• приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попе­чительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Дея­тельность приемной семьи осуществляется на основании Постановле­ния Правительства Российской Федерации № 829 от 17 июля 1996 г., утвердившее Положение о приемной семье.

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья — приемной. Общее число детей в такой семье, включая родных и приемных, как правило, не должно превышать 8 человек.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Орган опеки и попечительства оказывает необходимую помощь приемным родителям и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспи­тания ребенка (детей).

На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяй­ственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и представля­ются льготы, установленные законодательством Российской Федера­ции для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство оплачива­ет и труд приемных родителей как воспитателей. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновение между прием­ными родителями и приемными детьми алиментных и наследствен­ных правоотношений.

По опыту зарубежных стран в России получило развитие создание замещающей семьи для устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В основе этой деятельности лежит стремление дать каждому ребенку опыт жизни в семье — одна из принципиальных идей концепции совершенствования государственной системы профи­лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в со­временных условиях. Такая концепция разработана и утверждена Меж­ведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации № 1/1 п. 125 от 7 июля 1998 г.

В России наметился процесс создания семейных воспитательных групп. Этой формой социального обслуживания обеспечиваются несо­вершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении.

Семейная воспитательная группа представляет собой подразделе­ние специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуж­дающихся в социальной реабилитации, осуществляющее свою дея­тельность на основе Устава и Положения. Базой для создания такой группы является реальная семья российских граждан, которая берет на себя заботу о воспитаннике специализированного учреждения и осуществляет ее при активной поддержке последнего.

Нормативно-правовой основой формирования семейной воспита­тельной группы являются:

Семейный кодекс Российской Федерации, ст. 123, которая гласит: «Дети оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку (попечи­тельство) или в приемную семью)... Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены за­конами субъектов Российской Федерации».

Правительством Российской Федерации принято Постановление № 896 от 27 ноября 2000 г. «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуж­дающихся в социальной реабилитации». В положении закреплено право специализированных учреждений на создание семейных воспи­тательных групп.

Министерством труда и социального развития Российской Феде­рации разработаны рекомендации специализированным учреждениям для работы с несовершеннолетними, к ним приложено «Примерное положение о семейной воспитательной группе», на основе которого сегодня они создаются и функционируют. При открытии таких уч­реждений на местах рекомендованное положение конкретизируется с учетом местных условий.

В семейную группу, как правило, помещают детей, обнаруживших позитивные тенденции в процессе социальной реабилитации.

Семейная воспитательная группа, как показывает практика, может изменить свой статус, т.е. стать переходной формой к приемной, по­печительской семье или усыновлению. В этом случае она выполняет роль центра адаптации ребенка к семейным условиям, выявления и развития его предрасположенности жить в семье.

Ребенок в семейной воспитательной группе состоитв статусе вос­питанника, а воспитатель — сотрудника, который несет ответст­венность за воспитанника. Ответственность за результативность про­должающегося реабилитационного процесса лежит на воспитателе семейной группы и специалисте учреждения. Работа воспитателя яв­ляется контрактной и имеет срочный характер. Контракт автомати­чески расторгается после того, как задача, поставленная перед воспи­тателем,решена. Государство оплачивает содержание детей в семье и труд одного из ее членов как воспитателя, оказывает содействие в со­циальном и индивидуальном развитии воспитанников.

В России имеют место и другие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. К таким фор­мам относятся:

Условиями функционирования детской деревни являются сле­дующие:

— деревня (12—15 семейных домов) представляет собой не только комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, но и общество единомышленников.

Директор деревни со своей семьей живет здесь же, активно всем помогая.

Международная и отечественная практика свидетельствует, что такая форма обустройства детей, оставшихся без попечения родите­лей, представляет наиболее оптимальный вариант для их воспитания.