§ 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
Для выделения тех или иных аспектов, характеризующих педагогическую культуру специалиста социальной сферы, необходимо рассмотреть ее структуру, основные компоненты и определить их назначение.
Выделяют внутреннюю и внешнюю составляющие педагогической культуры. Их обычно называют: внутренняя и внешняя культура специалиста.
Внутреннюю составляющую педагогической культуры часто приравнивают к уровню тех знаний и умений в области педагогики, которые имеет человек. С таким подходом нельзя согласиться. Дело в том, что человек может иметь достаточно большой объем знаний и умений, но далеко не всегда пользоваться ими в повседневной жизни и практической деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень знаний и умений характеризует всего лишь компетентность человека в соответствующей области. Внутренняя культура человека — это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления. Изложенное позволяет выделить основные составляющие внутренней культуры специалиста социальной сферы:
а) внутреннее своеобразие личности специалиста с его индивиду- ально-психологическими и социально-педагогическими достоинства- ми и недостатками—индивидуально-личностныйуровень;
б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в про- фессиональной деятельности педагогического опыта. Данную часть внутренней составляющей называют теоретическим (мировоззрен- ческим) уровнем педагогической культуры. Он определяет рацио- нальный уровень (компонент) и показывает, какие психолого-педаго- гические знания и как усвоены социальным работником, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной дея- тельности;
в) чувственное отношение специалиста к объекту, социальной ра- боте, ее результатам, педагогическим составляющим и самосовершен- ствованию в педагогической области. Данная часть внутренней со- ставляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компонентом. Этот ком- понент формируется, развивается и укрепляется в процессе овладения опытом социальной работы, социально-педагогической деятельности и характеризует: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объек- ту социальной работы, самой деятельности; его переживания в про- цессе социальной работы, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в знании и овладении новым для него опытом, социально-педагогической деятельности. Чувственный уровень часто определяет внутреннее отношение социального работника к педагоги- ческой деятельности в процессе работы,потребность в педагогичес- ком самосовершенствовании. Он во многом характеризует его внут- реннюю нравственную культуру.
Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются и проявляются через саму личность, ее волевой компонент. Он определяется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста, его способностью реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной деятельности.
Внешняя составляющая педагогической культуры социального работника — это то, что находит повседневное проявление в его отношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам. Она включает:
а) внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее) — личностный уровень проявления педагогической культуры. Он характеризует педагогичес- кую сторону проявления специалиста как личности;
б) собственно проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, по- ступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) — пове- денческий уровень педагогической культуры. Данный уровень харак- теризует повседневное педагогическое проявление специалиста в общении с людьми, клиентами;
в) проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами — практико-педа- гогический уровень специалиста как педагога. Он показывает степень владения специалистом реальным педагогическим опытом, искусст- вом педагогической деятельности, педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его педагогической де- ятельности;
г) отношение специалиста к объекту социальной работы — уровень внешнего отношения. Он может уметь эффективно выполнять ту или иную социальную работу, реализовывать ее педагогические аспекты, но отношение к ней и результативность часто зависят от конкретных жизненных ситуаций и его личностной позиции. Внешнее отношение показывает внимание специалиста к человеку — объекту его социаль- ной работы, особенности взаимодействия с другими людьми, заинте- ресованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно характеризует проявления педагогической культуры социального пе- дагога. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является выражением его чувственного (эмоционального) уровня — внутренней педагогической культуры.
В условиях роста экономической обусловленности взаимосвязей людей в профессиональной сфере проблема отношения к объекту, самой социальной работе и ее результативности становится особенно актуальной. Социальная работа является сферой преимущественно не коммерческой, а государственной и добровольной деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что в новых условиях нравственная позиция личности социального работника приобретает особое значение как показатель его профессиональной и педагогической культуры.
По своей сути внутренняя педагогическая культура специалиста есть накопленный им социально-педагогический опыт — составная часть социальной работы и сложившееся отношение (эмоционально-чувственное) к нему; внешняя — индивидуальный стиль профессиональной деятельности этого же специалиста, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней.
В целом структура педагогической культуры специалиста представлена на схеме 1.
Рассмотрим содержание основных структурных компонентов, составляющих педагогическую культуру специалиста социальной сферы.
Прежде всего это сам специалист как человек и личность — воплощение реальной педагогической культуры. Именно он является ее носителем, и при ее оценке видят именно конкретного человека — социального работника и его проявление в профессиональной деятельности.
Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень его педагогической культуры. Он включает такие составляющие, как: личность самого социального работника, его теоретический и практический опыт, личностные социально-педагогические качества.
Личность специалиста. Именно через личность с ее индивидуально-психологическими и социальными особенностями воспринимается теоретический и практический опыт. Личность специалиста — это тот внутренний мир, на фоне которого происходили и происходят усвоение и накопление его личностного социально-педагогического опыта.
Теоретический социально-педагогический опыт — это те медицинские, психолого-педагогические, социальные, профессиональные знания, которые необходимы специалисту для квалифицированной деятельности, в том числе и педагогической, так как она представляет естественную составную часть социальной работы. Психолого-педагогические знания лежат в основе собственно педагогической деятельности; медицинские и социальные — необходимый компонент,
Нравственно-волевой
Схема 1. Структура педагогической культуры специалиста социальной сферы
предрасположения и предостережения, которые надо учитывать специалисту; профессиональные — особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывают то, на чем основывается действенность всей профессиональной деятельности специалиста социальной сферы.
Практический опыт представляет усвоенные умения и навыки — это получившая закрепление на практике реализация педагогического аспекта профессиональной деятельности специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов, при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капитал», который прошел апробацию социальным работником и может быть им использован в типичных ситуациях. В содержание педагогического опыта включаются:
уровень владения специалистом искусством педагогической деятельности (педагогическое мастерство);
развитие профессионально важных (с позиции педагогики) личностных качеств, позволяющих специалисту наиболее полно реализовать педагогический аспект в процессе социальной работы в интересах эффективности профессиональной деятельности.
Педагогическое мастерство складывается из уровня:
владения специалистом педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами;
развития у него педагогической техники: самоуправления; вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека; культуры общения; культуры речи.
Профессионально важные качества (с позиции профессионально-педагогической деятельности) выделяют то индивидуальное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального работника. К таким качествам относятся:
Педагогическая направленность — это особенности развития питания личности, характеризующие ее предрасположенность к педагогической деятельности, в том числе и в отношении людей — объектов социальной работы. Она проявляется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.
Нравственные качества — это то, что усвоено человеком и стало его отличительной чертой. К ним относятся: нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, общению, социальной работе, социально-педагогической деятельности; нравственные чувства: удовлетворение от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем, социальной работы, социально-педагогической деятельности, своей профессиональной деятельности, нравственной по своей сути; неудовлетворение от нерешенных социальных проблем человека, несоблюдения моральных норм как самим, так и другими. Это такие нравственные чувства специалиста, как долг, совесть, честь. Именно они способствуют формированию нравственных привычек.
Коммуникативные (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) качества — способность быстро и правильно строить общение. Социальный работник постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом, человеком, кому нужна его помощь. Эффективность его деятельности зависит от искусства его поведения с клиентом. К коммуникативным качествам относятся:
контактность в общении — способность входить в общение с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаимодействие. Данная способность имеет профессионально важное значение для социального работника;
каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого (клиента). Существует даже термин «суггестопедия», введенный Г.К. Лезановым. Он означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику сугге-стопедийность определяется как способность специалиста к вербальному или невербальному доминированию в процессе социальной работы с клиентом (внушение словом, интонацией или мимикой, жестами, действиями). Другими словами, это способность (предрасположенность) специалиста к внушающему воздействию на клиента в процессе социальной работы с ним. Она проявляется в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владения искусством общения с клиентом, убеждения, умения увлекать его, заражать идеями самореализации, поиска вариантов, побуждать к самореализации и пр.
Перцептивные, социально-перцептивные (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) качества — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.п.). Термин «социальная перцепция» введен американским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула—объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимых ситуаций. Социально-перцептивные качества социального работника отражают его способность видеть и понимать как свое внутреннее состояние, так и клиента, с которым он работает. К ним относятся:
педагогическая наблюдательность — видение своих особенностей и клиента, динамики их проявления. Для социального работника исключительно важным фактором является то, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности;
педагогическая интуиция — способность видеть взаимосвязь проявления особенностей личности и внутреннего состояния человека, его индивидуальных черт, перспектив их изменения, возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта социальной работы с различными типами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных способностей воспитателя привел Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья». Для социального работника исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения активизацией целенаправленной самореализации;
рефлексия — умение видеть себя глазами другого человека. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны помогает ему критически относиться к своему поведению, к тому, что и как он делает, более ответственно оценивать свою профессиональную деятельность, в том числе и педагогическую. Она позволяет осознать собственные недостатки и целенаправленно работать над собой по самосовершенствованию, понять свое состояние и волевым усилием добиваться целесообразного самоуправления в процессе профессиональной деятельности, общения, взаимодействия;
педагогическое мышление — это способность социального работника осознанно использовать психолого-педагогические знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их решения;
педагогическое воображение — это способность специалиста в процессе социальной работы представлять поведение свое и клиента, динамику их изменения. Оно помогает специалисту определять наиболее целесообразные поведение и способ решения социальной проблемы клиента.
Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе получения знаний, их осмысления, накопления опыта наиболее целесообразного решения педагогических задач по отношению к различным категориям клиентов.
Эмоциональные качества личности, характеризующие переживания специалиста, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами человека в процессе работы с ним и оказывающие существенное влияние на его профессиональную деятельность. К ним относятся:
— эмоциональная устойчивость — самообладание, способность к саморегуляции, позволяющая социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности. Она выступает важным условием эффективности деятельности социального работника, так как позволяет ему управлять своим состоянием в различных ситуациях и этим помогает принимать взвешенные, осмысленные решения, добиваться достижения цели;
— эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения. Специалист работает с человеком, живым существом. В этих условиях способность к сопереживанию позволяет ему с большей душевной теплотой относиться к состоянию клиента, его реальным социальным проблемам, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия, в этом случае, помогает подбирать и использовать необходимые, именно в данной ситуации, средства и приемы взаимодействия, которые в большей степени помогут специалисту в работе с этим клиентом.
Однако следует иметь в виду, что социальный работник в большей степени имеет дело с людьми, имеющими особые нужды, сложные социальные проблемы, инвалидами и пр. Глубокие сопереживания оставляют неизгладимый след в душе социального работника, в его эмоциональной сфере, что нередко приводит к деформации личности (профессиональной деформации) специалиста.
Практика работы в социальной сфере показывает необходимость учета особенностей эмоциональной устойчивости и эмпатии социального работника. С этой целью рекомендуется:
проводить профессиональный отбор специалистов для работы в социальной сфере. В ней не могут участвовать чуждые эмпа-тии. В зависимости от глубины ее выраженности определяется сфера целесообразного использования специалиста. Людям, глубоко эмпа-тичным, не рекомендуется работать с теми, кто находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает чувство сострадания. Для этой категории специалистов, особенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия;
сопереживания специалиста в работе с клиентом должны носить внешне-эмоциональное проявление, не переноситься внутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет до глубины души переживать сам, то его надолго не хватит. Элемент профессионального актерства в деятельности вполне может иметь место. Он проявляется в искреннем сочувствии клиенту, реальной деятельности по оказанию помощи в наиболее полном решении его социальных проблем;
активно учиться управлять своими чувствами и при усилении переживания уметь переключаться, снимать возрастающее эмоциональное напряжение;
Личность специалиста
Теоретические знания
медицинские; психологические; педагогические; социальные; профессионал ьн ые
Практический опыт владение технологиями, методами, средствами, приемами;
развитие под. техники: самоуправления, воздействия, культуры общения, культуры речи
Профессионально важные качества
Педагогическая направленность
Нравственные качества усвоенные нормы морали; нравственные чувства: развитие долга, совести, чести; нравственные привычки и нр.
Коммуникативные контактность в общении; суггсстопсдийность
Перцептивные пед. наблюдательность; пед, интуиция; рефлексия; пед. мышление; нед. воображение
Эмоциональные эмоц, устойчивость; эмпатия
Схема 2. Структура личного социально-педагогического опыта социального работника
— добиваться внедрения правила жизни: состояние в работе с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом, сотрудниками и особенно на поведение в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать в самопроявление.
Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят проявление в его личном социально-педагогическом опыте — внутренней составляющей педагогической культуры этого социального работника (см. схему 2).
Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста есть не что иное, как проявление личного опыта в индивидуальном стиле его деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности есть своеобразие индивидуального проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его результативность. Индивидуальный стиль педагогической деятельности социального работника включает:
а) проявление специалистом себя как профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности выражает себя конкретный человек;
б) нравственный идеал специалиста в профессиональной деятель- ности, который определяет сформировавшееся у него отношение к ней и культуру проявления в социальной работе. Каждый социальный работник в своей профессиональной деятельности олицетворяет оп- ределенное отношение к ней и образ действий, которые характеризу- ют его как личность, и сформировавшуюся установку в социальной работе. Изменение стиля действий может иметь место при професси- ональной деформации его личности;
в) отношения специалиста к самому себе, клиенту, своей работе с ним;
г) своеобразие реализации (проявления) педагогического мастер- ства в процессе профессиональной деятельности социального работ- ника через:
реализацию педагогических технологий, методов и методик, средств и приемов педагогической деятельности. Педагогическая подготовка способствует наиболее полному проявлению педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста и оказывает существенное влияние на ее результативность;
проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи). Именно через педагогическую технику он реализует свой педагогический потенциал в социальной практике;
д) педагогический такт и этика в процессе социальной работы — соблюдение специалистом этических норм и выполнение правил в процессе профессиональной деятельности;
е) уровень достигаемых результатов в работе специалиста. Общая схема проявления педагогической культуры представлена
на схеме 3.
- Раздел I научно-теоретические основы социальной педагогики
- Глава 1
- § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- § 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
- Глава 2
- § 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- § 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
- § 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Социальное развитие человека
- § 2. Социализация человека как социально-педагогическое явление
- § 3. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
- Глава 5
- § 1. Источники социального развития человека
- § 2. Движущие силы социального развития человека
- § 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
- Глава 6
- § 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика
- § 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
- Глава 7
- § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
- § 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
- § 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
- Глава 8
- § 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества)
- § 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов
- Раздел III социальные отклонения в развитии и воспитании детей
- Глава 9
- § 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка
- § 2. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка
- Глава 10
- § 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений
- § 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Глава 11
- § 1. Понятие «трудновоспитуемьш» в социальной педагогике
- Раздел IV
- Глава 12
- § 1. Социокультурная среда семьи
- § 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи
- Глава 13
- § 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность
- § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
- Глава 14
- § 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология
- § 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- § 3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 15
- Глава 16
- § 1. Сми: виды и основные функции
- § 2. Основные методы воздействия сми на личность и группу
- Глава 17
- § 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- § 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- § 3. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- § 4. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Глава 18
- § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- § 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Специалист как личность
- § 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- § 4. Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8