logo
Мардахаев

§ 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов

Для выделения тех или иных аспектов, характеризующих педаго­гическую культуру специалиста социальной сферы, необходимо рас­смотреть ее структуру, основные компоненты и определить их назна­чение.

Выделяют внутреннюю и внешнюю составляющие педагогической культуры. Их обычно называют: внутренняя и внешняя культура спе­циалиста.

Внутреннюю составляющую педагогической культуры часто при­равнивают к уровню тех знаний и умений в области педагогики, ко­торые имеет человек. С таким подходом нельзя согласиться. Дело в том, что человек может иметь достаточно большой объем знаний и умений, но далеко не всегда пользоваться ими в повседневной жизни и практической деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень знаний и умений характеризует всего лишь компетент­ность человека в соответствующей области. Внутренняя культура че­ловека — это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных лич­ностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления. Изложенное позволя­ет выделить основные составляющие внутренней культуры специа­листа социальной сферы:

а) внутреннее своеобразие личности специалиста с его индивиду- ально-психологическими и социально-педагогическими достоинства- ми и недостатками—индивидуально-личностныйуровень;

б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в про- фессиональной деятельности педагогического опыта. Данную часть внутренней составляющей называют теоретическим (мировоззрен- ческим) уровнем педагогической культуры. Он определяет рацио- нальный уровень (компонент) и показывает, какие психолого-педаго- гические знания и как усвоены социальным работником, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной дея- тельности;

в) чувственное отношение специалиста к объекту, социальной ра- боте, ее результатам, педагогическим составляющим и самосовершен- ствованию в педагогической области. Данная часть внутренней со- ставляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компонентом. Этот ком- понент формируется, развивается и укрепляется в процессе овладения опытом социальной работы, социально-педагогической деятельности и характеризует: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объек- ту социальной работы, самой деятельности; его переживания в про- цессе социальной работы, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в знании и овладении новым для него опытом, социально-педагогической деятельности. Чувственный уровень часто определяет внутреннее отношение социального работника к педагоги- ческой деятельности в процессе работы,потребность в педагогичес- ком самосовершенствовании. Он во многом характеризует его внут- реннюю нравственную культуру.

Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются и проявляются через саму лич­ность, ее волевой компонент. Он определяется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста, его способностью ре­ализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессио­нальной деятельности.

Внешняя составляющая педагогической культуры социального ра­ботника — это то, что находит повседневное проявление в его отноше­нии к объекту, социальной работе, социально-педагогической дея­тельности, их результатам. Она включает:

а) внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее) — личностный уровень проявления педагогической культуры. Он характеризует педагогичес- кую сторону проявления специалиста как личности;

б) собственно проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, по- ступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) — пове- денческий уровень педагогической культуры. Данный уровень харак- теризует повседневное педагогическое проявление специалиста в общении с людьми, клиентами;

в) проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами — практико-педа- гогический уровень специалиста как педагога. Он показывает степень владения специалистом реальным педагогическим опытом, искусст- вом педагогической деятельности, педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его педагогической де- ятельности;

г) отношение специалиста к объекту социальной работы — уровень внешнего отношения. Он может уметь эффективно выполнять ту или иную социальную работу, реализовывать ее педагогические аспекты, но отношение к ней и результативность часто зависят от конкретных жизненных ситуаций и его личностной позиции. Внешнее отношение показывает внимание специалиста к человеку — объекту его социаль- ной работы, особенности взаимодействия с другими людьми, заинте- ресованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно характеризует проявления педагогической культуры социального пе- дагога. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является выражением его чувственного (эмоционального) уровня — внутренней педагогической культуры.

В условиях роста экономической обусловленности взаимосвязей людей в профессиональной сфере проблема отношения к объекту, самой социальной работе и ее результативности становится особен­но актуальной. Социальная работа является сферой преимуществен­но не коммерческой, а государственной и добровольной деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что в новых условиях нравствен­ная позиция личности социального работника приобретает особое значение как показатель его профессиональной и педагогической культуры.

По своей сути внутренняя педагогическая культура специалиста есть накопленный им социально-педагогический опыт — составная часть социальной работы и сложившееся отношение (эмоционально-чувственное) к нему; внешняя — индивидуальный стиль профессио­нальной деятельности этого же специалиста, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней.

В целом структура педагогической культуры специалиста пред­ставлена на схеме 1.

Рассмотрим содержание основных структурных компонентов, со­ставляющих педагогическую культуру специалиста социальной сферы.

Прежде всего это сам специалист как человек и личность — вопло­щение реальной педагогической культуры. Именно он является ее но­сителем, и при ее оценке видят именно конкретного человека — соци­ального работника и его проявление в профессиональной деятельности.

Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень его педагогической культуры. Он включает такие состав­ляющие, как: личность самого социального работника, его теоретичес­кий и практический опыт, личностные социально-педагогические ка­чества.

Личность специалиста. Именно через личность с ее индивиду­ально-психологическими и социальными особенностями восприни­мается теоретический и практический опыт. Личность специалис­та — это тот внутренний мир, на фоне которого происходили и происходят усвоение и накопление его личностного социально-педа­гогического опыта.

Теоретический социально-педагогический опыт — это те медицин­ские, психолого-педагогические, социальные, профессиональные зна­ния, которые необходимы специалисту для квалифицированной дея­тельности, в том числе и педагогической, так как она представляет естественную составную часть социальной работы. Психолого-педа­гогические знания лежат в основе собственно педагогической дея­тельности; медицинские и социальные — необходимый компонент,

Нравственно-волевой

Схема 1. Структура педагогической культуры специалиста социальной сферы

предрасположения и предостережения, которые надо учитывать спе­циалисту; профессиональные — особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывают то, на чем основывается действен­ность всей профессиональной деятельности специалиста социальной сферы.

Практический опыт представляет усвоенные умения и навыки — это получившая закрепление на практике реализация педагогического аспекта профессиональной деятельности специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов, при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капи­тал», который прошел апробацию социальным работником и может быть им использован в типичных ситуациях. В содержание педагоги­ческого опыта включаются:

Педагогическое мастерство складывается из уровня:

Профессионально важные качества (с позиции профессионально-педагогической деятельности) выделяют то индивидуальное своеоб­разие специалиста, которое накладывает на него специфика профес­сиональной деятельности социального работника. К таким качествам относятся:

Педагогическая направленность — это особенности развития питания личности, характеризующие ее предрасположенность к педа­гогической деятельности, в том числе и в отношении людей — объек­тов социальной работы. Она проявляется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.

Нравственные качества — это то, что усвоено человеком и стало его отличительной чертой. К ним относятся: нормы морали, выражаю­щие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, общению, социальной работе, социально-педагогической деятельности; нравст­венные чувства: удовлетворение от повседневного проявления нравст­венности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем, социальной ра­боты, социально-педагогической деятельности, своей профессиональ­ной деятельности, нравственной по своей сути; неудовлетворение от нерешенных социальных проблем человека, несоблюдения моральных норм как самим, так и другими. Это такие нравственные чувства спе­циалиста, как долг, совесть, честь. Именно они способствуют форми­рованию нравственных привычек.

Коммуникативные (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) качества — способность быстро и правильно строить обще­ние. Социальный работник постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом, человеком, кому нужна его помощь. Эффектив­ность его деятельности зависит от искусства его поведения с клиен­том. К коммуникативным качествам относятся:

Перцептивные, социально-перцептивные (от лат. perceptio — вос­приятие и socialis — общественный) качества — восприятие, понима­ние и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.п.). Термин «социальная перцепция» введен американ­ским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характе­ристик стимула—объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимых ситуаций. Социально-перцептивные качества социального работника отражают его способность видеть и понимать как свое внутреннее состояние, так и клиента, с которым он работает. К ним относятся:

Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе получения знаний, их осмысления, накопления опыта наиболее целе­сообразного решения педагогических задач по отношению к различ­ным категориям клиентов.

Эмоциональные качества личности, характеризующие пережива­ния специалиста, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами человека в процессе работы с ним и оказывающие суще­ственное влияние на его профессиональную деятельность. К ним от­носятся:

эмоциональная устойчивость — самообладание, способность к саморегуляции, позволяющая социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности. Она высту­пает важным условием эффективности деятельности социального ра­ботника, так как позволяет ему управлять своим состоянием в различ­ных ситуациях и этим помогает принимать взвешенные, осмысленные решения, добиваться достижения цели;

эмпатия — способность эмоционально отзываться на пережи­вания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, обще­ния. Специалист работает с человеком, живым существом. В этих ус­ловиях способность к сопереживанию позволяет ему с большей душевной теплотой относиться к состоянию клиента, его реальным социальным проблемам, лучше понимать его внутренний мир, пере­живания. Эмпатия, в этом случае, помогает подбирать и использовать необходимые, именно в данной ситуации, средства и приемы взаимо­действия, которые в большей степени помогут специалисту в работе с этим клиентом.

Однако следует иметь в виду, что социальный работник в большей степени имеет дело с людьми, имеющими особые нужды, сложные со­циальные проблемы, инвалидами и пр. Глубокие сопереживания ос­тавляют неизгладимый след в душе социального работника, в его эмо­циональной сфере, что нередко приводит к деформации личности (профессиональной деформации) специалиста.

Практика работы в социальной сфере показывает необходимость учета особенностей эмоциональной устойчивости и эмпатии социаль­ного работника. С этой целью рекомендуется:

Личность специалиста

Теоретические знания

медицинские; психологические; педагогические; социальные; профессионал ьн ые

Практический опыт владение технологиями, ме­тодами, средствами, прие­мами;

развитие под. техники: само­управления, воздействия, культуры общения, культуры речи

Профессионально важные качества

Педагогическая направленность

Нравственные качества усвоенные нормы морали; нравственные чувства: развитие долга, совести, чести; нравственные привычки и нр.

Коммуникативные контактность в общении; суггсстопсдийность

Перцептивные пед. наблюдательность; пед, интуиция; рефлексия; пед. мышление; нед. воображение

Эмоциональные эмоц, устойчивость; эмпатия

Схема 2. Структура личного социально-педагогического опыта социального работника

— добиваться внедрения правила жизни: состояние в работе с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом, сотруд­никами и особенно на поведение в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать в самопроявление.

Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, разви­тие его профессионально важных качеств находят проявление в его личном социально-педагогическом опыте — внутренней составляю­щей педагогической культуры этого социального работника (см. схе­му 2).

Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалис­та есть не что иное, как проявление личного опыта в индивидуальном стиле его деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности есть своеоб­разие индивидуального проявления педагогического мастерства и тех­ники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его резуль­тативность. Индивидуальный стиль педагогической деятельности со­циального работника включает:

а) проявление специалистом себя как профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности выражает себя конкретный человек;

б) нравственный идеал специалиста в профессиональной деятель- ности, который определяет сформировавшееся у него отношение к ней и культуру проявления в социальной работе. Каждый социальный работник в своей профессиональной деятельности олицетворяет оп- ределенное отношение к ней и образ действий, которые характеризу- ют его как личность, и сформировавшуюся установку в социальной работе. Изменение стиля действий может иметь место при професси- ональной деформации его личности;

в) отношения специалиста к самому себе, клиенту, своей работе с ним;

г) своеобразие реализации (проявления) педагогического мастер- ства в процессе профессиональной деятельности социального работ- ника через:

д) педагогический такт и этика в процессе социальной работы — соблюдение специалистом этических норм и выполнение правил в процессе профессиональной деятельности;

е) уровень достигаемых результатов в работе специалиста. Общая схема проявления педагогической культуры представлена

на схеме 3.