Глава 15
Проблемы воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях
Лица, нарушившие установленные в государстве законом нормы и правила поведения, подлежат осуждению и привлечению к отбыванию наказания в специальных учреждениях. Перед государством стоит задача не только наказать человека за совершенное преступление, но перевоспитать и возвратить обществу социально-здорового человека. Решение ее возложено на пенитенциарные учреждения. Термин «пенитенциарный» (от лат. poenitentiarius — юридический) означает отношение к наказанию, преимущественно уголовному.
Пенитенциарные учреждения представляют собой специализированные (преимущественно государственные) организации, предназначенные для выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных. Деятельностью в этих учреждениях занимается особая отрасль социальной педагогики. Она изучает возможности исправления нравственной деформации личности осужденного, воздействует на него с целью перевоспитания в условиях отбывания уголовного наказания (особенно лишения свободы) и получила название пенитенциарной (исправительной) педагогики.
В специальной литературе встречается выражение «исправительно-трудовая педагогика». Под ней понимают отрасль социально-педагогической науки, исследующей организованную деятельность по перевоспитанию лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания — как связанным, так и не связанным с лишением свободы.
Истоки исправительной (пенитенциарной) педагогической деятельности уходят в далекое прошлое. Еще в 1841 г. в первой в России Петербургской колонии для несовершеннолетних правонарушителей А.Я. Гердт выдвинул идеи трудового перевоспитания при уважении к личности человека с опорой на самоуправление, сотрудничество педагогов и воспитанников и др. В 1871 г. в Московском университете введен курс «Тюрьмоведение». Профессор университета И.Я. Фой-ницкий впервые поднял вопросы об обращении сотрудников исправительных учреждений с преступниками, нравственно-религиозных средствах и методах воздействия на заключенных. В 1923 г. профессор психоневрологического института СВ. Познышев в монографии «Основы пенитенциарной науки» дал определение пенитенциарной педагогики как воспитательно-образовательной деятельности по исправлению преступников и раскрыл следующие понятия: юридическое и нравственное исправление; воспитательные возможности общеобразовательного обучения, культурно-просветительной работы, трудового воспитания заключенных.
Система исправительной (пенитенциарной) педагогической теории и практики сложилась как самостоятельная отрасль знаний и педагогической деятельности в начале 60-х гг. Это было связано с существенными изменениями, происшедшими в этот период в исправительно-трудовой деятельности.
В настоящее время можно выделить следующие основные задачи теории пенитенциарно-педагогической работы:
а) научно-теоретическое исследование педагогической системы исправления (перевоспитания) и возможности ее совершенствования в условиях пенитенциарных учреждений;
б) выявление и обоснование закономерностей процесса перевоспи- тания осужденных;
в) исследование процесса перевоспитания, его принципов, содер- жания, средств, форм и методов воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения;
г) прогнозирование развития педагогической системы в органах, исполняющих наказания;
д) исследование возможностей уголовного наказания как метода социально-педагогического воздействия на личность осужденного;
е) определение критериев и показателей степени исправления личности, насыщение этих понятий конкретным содержанием для практического применения;
ж) исследование действенности исправительной и перевоспита- тельной деятельности пенитенциарных учреждений;
з) разработка и обоснование путей совершенствования адаптации бывших осужденных после освобождения;
и) социально-педагогические проблемы предупреждения реци- дива;
к) изучение отечественного и зарубежного опыта пенитенциарной педагогики, возможностей его применения в наших условиях. Основные категории исправительно-педагогической работы: Карательно-воспитательный процесс ~ это системная деятельность в рамках исполнения уголовного наказания, предусматривающая исправление, перевоспитание осужденного.
Исправителъно-воспитательный процесс — целенаправленная и управляемая работа с детьми, подростками и взрослыми в условиях специального образовательного учреждения, способствующая их исправлению, перевоспитанию.
Образовательно-воспитательный процесс в пенитенциарном учреждении — обучение и воспитание (перевоспитание, исправление) осужденных детей и подростков в специальных образовательных учреждениях. Его задача — дать им общее среднее (полное), а также начальное профессиональное образование и одновременно добиться перевоспитания.
Исправительно-трудовое воздействие — это использование возможностей педагогически организованной трудовой деятельности в интересах целенаправленного развития, воспитания человека.
Исправление (человека) — это процесс качественного позитивного изменения личности осужденного в результате целенаправленной воспитательной деятельности, направленной на то, чтобы привить ему нравственные ценности, помочь избавиться от недостатков, отрицательных привычек, пороков характера.
Перевоспитание — это направленная воспитательная деятельность, нацеленная на исправление (радикальную коррекцию) предшествующего результата воспитания человека, привитие ему качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие социально вредных привычек, норм и правил поведения, общения и т.д.
Исправительно-воспитательный процесс включает системную последовательность действий социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели. Он состоит из нескольких этапов и обеспечивается субъектами, направляющими свою социально-педагогическую деятельность на определенный объект.
Субъекты воспитания — сотрудники исправительных учреждений, социальные педагоги (воспитатели). Они делятся на две большие группы: аттестованные и вольнонаемные. В зависимости от своих функциональных обязанностей сотрудники и воспитатели по-разному участвуют в организации и обеспечении воспитательного процесса. Непосредственно воспитанием занимаются: начальники отрядов, преподаватели школ и профессионально-технических училищ, социальные педагоги (воспитатели); опосредованно: сотрудники режимно-оперативных, производственных, медицинских отделов и служб.
Объекты воспитания, перевоспитания — люди, по различным причинам нарушившие закон и осужденные судом. Они отличаются по возрасту, полу, социальной опасности, отношению к отбыванию наказания, религиозности и пр.
Каково содержание основных этапов процесса исправления?
1. Подготовительныйэтап.
При поступлении на место отбывания наказания на основе полученных документов осужденного и беседы с ним проводится педагогическая диагностика. Выясняется, что представляет собой осужденный как личность, причины его девиантного поведения, позитивные аспекты личности, отношение к решению суда, к отбыванию наказания и др. Полученные данные позволяют воспитателям определить цели и задачи перевоспитательной работы на начальный и последующий периоды срока наказания, особенности взаимодействия с осужденным и возможности их реализации. На этой основе изыскивается вариант реализации функционирующей в данном пенитенциарном учреждении технологии перевоспитания каждого осужденного. Затем следует планирование реализации воспитательной деятельности с прибывшим осужденным.
2.Этап непосредственнойреализации.
Реализация технологии начинается с деятельности по оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях. В работе с рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и возможности возникновения конфликта между ним и коллективом, группой и другим осужденным. В этом случае и характер педагогической деятельности имеет свое, специфичное содержание, определяемое средой и опытом воспитателей.
Постепенно осужденный вовлекается в общий сложившийся ис-правительно-воспитательный процесс на период назначенного ему срока. Завершается его адаптация постепенным вхождением в общий ритм труда, отдыха, взаимоотношений с окружающими. Собственно исправительный процесс включает ряд подэтапов.
При реализации технологии исправления от воспитателей требуется особенно большое терпение, гибкость, творческий подход, инициатива и оптимизм, уверенность в своей способности добиться позитивного результата в воспитательной работе с каждым осужденным. Действенность практического осуществления исправительного процесса обеспечивается умелой педагогической деятельностью воспитателей, его эффективность определяется степенью исправления осужденного.
По степени исправления осужденных выделяют три группы.
Первая группа — встал на путь исправления. Осужденные характеризуются положительным отношением к труду, воспитательным мероприятиям, соблюдением требований режима, стремлением к повышению общеобразовательного и профессионального уровня, участием в общественной жизни учреждения и в работе самодеятельных организаций.
Вторая группа — твердо встал на путь исправления. Осужденные характеризуются проявлением инициативы в трудовой деятельности, соблюдением требований режима и позитивным влиянием на других осужденных, непосредственным участием в проводимых воспитательных мероприятиях, положительным отношением к обучению в школе и профессиональной подготовке, активностью в работе самодеятельных организаций, признанием своей вины, раскаянием в совершенном преступлении.
Третья группа — доказал свое исправление. Осужденные, кроме вышеизложенного, отличаются самовоспитанием, самообразованием. Они, как правило, составляют руководящее ядро самодеятельных организаций, открыто осуждают свою прошлую преступную деятельность.
На практике встречается и более детальная классификация осужденных по степени исправления.
Выделяются и три группы лиц, не вставших на путь исправления. Среди них:
Первая группа — «болото» (такое название ввел Макаренко) — это осужденные, которые характеризуются неопределенным поведением.
Вторая группа — грубые нарушители установленного порядка — лица, не желающие подчиняться требованиям администрации, допускающие грубые нарушения режима отбывания наказания, поддерживающие открыто или скрыто неформальных отрицательных лидеров.
Третья группа—злостные нарушители — это лидеры отрицательных группировок и их опора.
Выделяют иногда группу тех осужденных, кто недостаточно изучен и не может быть включен в те или иные классификации.
Встречаются и другие подходы, например, стратификация, т.е. деление осужденными самих себя на слои, касты (страты).
Одна из исключительно важных проблем в работе с ними — это восстановление связи их помыслов, чувств с семьей (если в ней есть хоть какой-то позитивный потенциал), с родственниками, наиболее близкими им людьми. В каждом конкретном случае эта проблема имеет индивидуальный характер.
Работа с заключенными требует от администрации и воспитателей достаточной гибкости, своевременного анализа эффективности педагогической деятельности на каждом подэтапе, коррекции своих усилий, обеспечения наибольшей индивидуализации воспитательной деятельности.
Следует отметить также, что подэтапы воспитательной деятельности по своему содержанию и направленности зависят от ряда факторов, в том числе:
— особенностей характера осужденного;
срока пребывания в пенитенциарном учреждении, назначенного для осужденного;
своеобразия коллектива осужденных, его позитивных воспитательных возможностей;
— педагогического опыта администрации и воспитателей;
— воспитательных возможностей самого учреждения. Данные факторы отражаются на качественно-количественных характеристиках протекания податапов педагогической деятельности по исправлению (перевоспитанию) осужденного, длительности каждого подэтапа; включенности самого осужденного в процесс самоисправления, самовоспитания и т. д.
Заключительный подэтап педагогической деятельности, как правило, имеет особый характер. Он во многом зависит от предшествующей воспитательной работы с осужденным. В этот период возникают новые проблемы: предстоящее самообеспечение, восстановление связей с близкими для них людьми, наличие постоянного места житель-ства1, трудоустройство и многие другие, если они не решены в процессе отбывания наказания.
В этот период особенно важно согласование действий социального воспитания и социальной работы. Они во многом могут предопределять перспективы действенности всей исправительной деятельности.
3. Заключительныйэтап.
На данном этапе имеет место оценка действенности всей воспитательной работы с человеком и выводы для работы с другими. Такая оценка может быть дана далеко не сразу после отбывания срока осужденным. Для него начинается подэтап адаптации. Именно адаптационный период нередко определяет перспективы рецидивности бывше-
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР от 14 июня 1983 г. (с изменениями от 22 августа 1995 г.) за гражданами, временно отсутствующими без уважительных причин свыше шести месяцев, жилое помещение не сохраняется. Как отмечает прокурор Управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры России С. Клименко: «Ситуацию, когда, отсидев срок и выйдя на свободу за ворота тюрьмы, человек становится бомжем, можно охарактеризовать кратко — узаконенная бездомность».
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 70% от общего числа людей, не имеющих крыши над головой, — бывшие осужденные» (Российская газета. 1997. 23 октября).
го осужденного. Данный факт зависит от действенности воспитания, осознания бывшим осужденным необходимости соблюдения правовых норм, а также от наличия места жительства, возможности трудоустройства, особенностей среды, в которой предстоит жить, ее нравственного климата, отношения к бывшему осужденному окружающих.
Следует отметить, что в течение срока наказания, особенно на его заключительном этапе, решению многих проблем может способствовать активная и направленная деятельность попечительского совета при воспитательной колонии уголовно-исправительной системы.
Исправительно-воспитательный процесс осуществляется в специфических условиях пенитенциарного учреждения. К таким условиям относятся:
а) частичная или полная изоляция осужденных от общества;
б) отдельное содержание в течение длительного времени мужчин или женщин;
в) процесс перевоспитания в условиях исполнения уголовного на- казания;
г) жесткие правовые рамки жизни, учебы и труда, а также взаимо- отношений осужденных с воспитателями и администрацией;
д) особый статус осужденных, регламентированный специальны- ми правами и обязанностями.
Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфических принципов.
Выделяются следующие принципы перевоспитания осужденных.
Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Процесс перевоспитания невозможен без четкого и конкретного определения его цели, под которой понимается идеальное представление о предполагаемом, «проектируемом» (Макаренко) результате педагогической деятельности. «Цели воспитательного процесса, — писал Макаренко, — должны всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем в отдельности... Эти цели и должны выражаться в проектируемых качествах личности, в картинах характеров...»
Цель определяется как идеальное представление будущих результатов: начальная перспектива в зависимости от достигаемых результатов перевоспитания уточняется с переходом к новой более сложной. Она выступает как первоначальный ориентир, позволяющий воспитателю выстроить перед осужденным целую систему «перспективных линий» — от ближней до дальней. В качестве дальней цели может быть определена перспектива окончательного перевоспитания и возвращения бывшего преступника в жизнь общества сознательным, законопослушным его членом.
Принцип соответствия цели средствам, формам и методам перевоспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному. Цель всегда рассматривается в соответствии со средствами. Средства, формы и методы выступают конкретным педагогическим инструментарием достижения цели. Последняя всегда предусматривает использование наиболее оптимального педагогического инструментария, который позволил бы в соответствующих условиях конкретным воспитателям добиться перевоспитания каждого осужденного.
Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с окружающей жизнью. Сущность его заключается в том, что процесс перевоспитания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он попадет после его выхода на свободу. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателями, так как абстрактная цель перевоспитания может оторвать человека от реальной жизни. В таком случае он после освобождения из мест заключения может не найти свое место в обществе, и общество не примет его, что вызовет рецидив. Последствия подобного рецидива часто проявляются в агрессивных действиях освобожденного, предусматривающих применение административных мер.
Воспитателям рекомендуется помочь человеку восстановить и наладить социально полезные связи и отношения с другими людьми, социальным окружением; постоянно держать осужденных в курсе событий внутриполитической и международной жизни, расширять круг общественно-политических интересов, формировать у них положительные социальные установки. Этому способствует также и приобщение осужденных к делам колонии, вовлечение их в трудовую и общественную деятельность.
Принцип активности осужденного в общественно полезной деятельности. Данный принцип непосредственно связан с предыдущим. Сущность его заключается в том, что важнейшим источником развития человека, его перевоспитания выступает собственная активность. Его основу в общем виде можно определить как формирование личности в деятельности. Включение человека в активную общественно полезную деятельность способствует его социальной переориентации, перевоспитанию. Такой подход не подавляет личность, а, наоборот, активизирует ее, помогает наиболее полному проявлению духовных сил.
Общественно полезная деятельность осужденных — это прежде всего их производительный труд. Воспитательная функция труда в процессе формирования личности общеизвестна. Он активно используется в жизнедеятельности осужденных. Кроме того, в условиях заключения к общественно полезной относятся учебная, общественная деятельность в часы досуга, участие в художественной самодеятельности, культурно-досуговая и физкультурно-спортивная работа.
Принцип воспитания в коллективе. Данный принцип вытекает из социальной обусловленности развития (исправления) осужденных. В условиях жесткой изоляции, принудительного пребывания в определенных администрацией отряде, бригаде, звене резко возрастает роль ближайшего социального окружения. Коллектив может быть самым разным: от позитивного (о котором писал Макаренко как наиболее важном средстве перевоспитания) до резко негативного — «асоциальный коллектив». В негативном (асоциальном) плане это не коллектив, а сообщество, группа и пр. В ряде исправительных учреждений процветают отрицательные традиции, с молчаливого согласия «авторитеты» уголовного мира («углы», «паханы», «главворы») насаждают враждебные нормальному человеческому общежитию правила поведения и взаимоотношений. В таких «зонах» воспитательная, а тем более перевоспитательная работа требует особого педагогического мастерства.
Сформировать коллективистские отношения в среде осужденных чрезвычайно сложно, но вполне возможно. Такой опыт есть в ряде подразделений. Основу данного опыта создала педагогическая теория коллектива, разработанная Макаренко, которая трансформирована и адаптирована к условиям современных исправительных учреждений.
Принцип сочетания требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним. В основе его лежит гуманное отношение к человеку. Макаренко утверждал, что не может быть воспитания без требовательности, и одновременно предупреждал: «Нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».
Воспитательный процесс, ориентированный только на подавление, нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэффективен, как и педагогика вседозволенности. Важно видеть в человеке не только недостатки, но и то положительное, на что можно опереться в работе с ним. Отсюда вытекает следующий принцип.
Принцип опоры на положительное вличности. В перевоспитательной работе с осужденными исключительно важно уметь видеть в личности не только недостатки, но и положительное. Это тот союзник, опираясь на которого, можно направить усилия воспитанника на позитивную (продуктивную) деятельность, на самопроявление, а в перспективе и на активизацию его перевоспитания. Реализация этого принципа необычайно сложна для воспитателей даже чисто психологически, ибо серьезные нравственные дефекты, отрицательные черты характера осужденных, их негативное отношение как к требованиям исправительно-трудового права, так и их носителям (воспитателям осужденных) лежат, что называется, на поверхности. В то же время те качества и черты характера, которые отражают человеческую сущность личности, осужденные чаще всего прячут от окружающих, дабы не стать объектом насмешек и издевательств со стороны других, а подчас и не осознаются ими самими.
Принцип опоры на положительные качества личности не означает снижения требовательности к осужденным, а тем более захваливания и попустительства. Большой вред как самому человеку, так и коллективу наносят те руководители и воспитатели, которые, используя такие, например, черты характера, как коммуникативность, активность в общественных делах, ставят некоторых осужденных в привилегированное положение, допускают по отношению к ним послабление требований режима, а иногда даже создают группы «активистов».
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в процессе перевоспитания. Осужденные различаются по полу, возрасту, образованию, национальным, религиозным и социально-групповым, индивидуально-психологическим особенностям, социально-педагогической запущенности, образу жизни до осуждения, типу совершенного преступления и т.д. Все это и требует своеобразия подхода как к определенной группе, так и к отдельной личности. Дифференциация — это выделение типичных отличительный свойств явлений, предметов, объектов, по которым можно в некоторой целостности (общности) выявить группу или ряд групп. Принцип дифференцированного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволит воспитателям наиболее полно учесть особенности каждого.
Для дифференциации осужденных необходимо выделить группы, чтобы учитывать своеобразие каждого. Они могут быть сформированы:
по характеру совершенных преступлений (корыстные, насильственные, насильственные некорыстные, насильственные корыстные);
по количеству судимостей (впервые судимые, неоднократно судимые);
по степени криминальной зараженности (глобальная, парциальная, предкриминальная);
по степени общественной опасности (признанные или непризнанные особо опасными рецидивистами);
по возрасту;
по образованию;
по полу;
но степени исправления;
9) по характеру общественной активности (актив, резерв актива, пассив, «болото», контрактив);
10) по неформальному положению осужденных в самой общности («главворы», «паханы», «мужики», «углы», «обиженные») и т.д.
Такая дифференциация позволяет заметить в личности осужденного наиболее существенное и требующее учета в воспитательной работе с ним.
Принцип индивидуального подхода в процессе перевоспитания. Каждый человек — это свой мир, свои возможности, свои социальные проблемы, и потому он, естественно, требует индивидуального подхода. Особенно это важно в процессе перевоспитания. Об этом еще в 1924 г. писал Сорока-Росинский. Он, в частности, отмечал, что одно из необходимых условий функционирования школы для трудновоспитуемых — это «индивидуальный подход к воспитаннику». Макаренко также обращал внимание на важность индивидуального воспитания. «Для того чтобы работать с отдельной личностью, нужно ее знать и ее культивировать». Именно через индивидуальный подход можно реально рассчитывать на действенность перевоспитания конкретного человека.
Принцип комплексного подхода. Идея комплексного подхода вытекает из понимания личности как целостности, как сложной динамичной системы. Речь идет об использовании комплекса мер воспитательного воздействия, способного обеспечить разносторонность развития.
Комплексный подход является одним из важных принципов организации и практической деятельности по перевоспитанию субъекта. Он распространяется на определение целей и задач перевоспитания; обеспечение их соответствия методам перевоспитания; организацию формального и. неформального общения личности; планирование воспитательного процесса; привлечение к непосредственной и опосредованной воспитательной работе всех сотрудников подразделений, общественности; всестороннее изучение личности осужденных на всех этапах воспитательного процесса (от организации приема вновь прибывших осужденных до подготовки их к освобождению); реализацию в практической деятельности исправительных учреждений всей системы принципов перевоспитания осужденных.
Основные направления, средства, методы и формы воспитатель-нойработы вусловиях пенитенциарногоучреждения.
В общей педагогике гражданское воспитание является одним из основных направлений и задач педагогической деятельности. В пенитенциарной педагогике оно становится целью целостного и комплексного перевоспитания. Выделяют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях.
Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им, а также организацию правомерного, ответственного и социально активного поведения. Это направление занимает особое место в условиях исправительного учреждения. Его задача заключается в том, чтобы максимально добиваться усвоения осужденными знаний основных законов государства, и на этой основе способствовать формированию у них высокого правосознания. Такой подход позволяет в определенной степени возвращать в общество правопослушных (законопослушных) людей.
Нравственное воспитание осужденных. Оно предусматривает целенаправленную деятельность на преодоление у осужденных чуждых обществу моральных качеств и убеждений. Итогом воспитательной работы должно быть формирование нравственных чувст, сознания и нравственного поведения.
Трудовое воспитание осужденных. Его цель — закрепление у осужденных трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного отношения к нему, осознанной потребности трудиться. Это направление является исключительно важным, так как труд, трудовая деятельность — одно из основных средств исправления и перевоспитания осужденных. Труд — основа нравственного воспитания.
Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных. Сама обстановка пенитенциарного учреждения предусматривает важное значение этого направления в работе с осужденными. Оно позволяет не допустить деградации личности осужденного, сохранять его человеческое достоинство. Оно направлено на развитие физических способностей, укрепление здоровья, формирование морально-волевых качеств.
Важное значение имеет активизация самовоспитания осужденных. Это направление является ведущим во всей системе воспитательной деятельности с осужденными. Главным его назначением является включение заключенного в самовоспитательную деятельность, осознание им необходимости преодоления каких-либо негативных качеств личности. Оно направлено на превращение объекта воспитания в субъект самовоспитания. В этом суть всей воспитательной (перевоспитательной) деятельности в условиях исправительного учреждения.
Существуют различные средства исправления и перевоспитания осужденных. Следует различать средства педагогического процесса и средства педагогической деятельности.
Средства педагогического процесса — те, которые являются составной частью перевоспитания и обеспечивают его функционирование в интересах исправления осужденных. К ним относятся: труд, режим, культурно-досуговая деятельность, общественная работа и др.
Средства педагогической деятельности — те, что использует воспитатель для воздействия на воспитуемых в процессе воспитательной деятельности. К ним относятся: слово, действия, пример, книга, технические средства и пр.
Основные средства педагогического процесса:
Труд как основа перевоспитания осужденных. Главное назначение — придать ему воспитательный характер. Для этого необходимо:
обеспечить общественно полезный характер труда;
использовать труд для удовлетворения потребностей индивида как средство развития личных потребностей;
способствовать физическому и нравственному развитию человека в процессе трудовой деятельности. Общественный характер труда способствует нравственному воспитанию;
обеспечить высокий уровень организации и культуры труда;
способствовать состязательности в процессе труда, сплочению людей в интересах общего результата.
Режим как средство перевоспитания осужденных.
Собственно режим организует в основном внешнее поведения личности. Он представляет комплекс требований, правил, ограничений, запретов, охватывающих всю жизнь осужденных, их труд, быт, отношения с администрацией, внешним миром, трудовыми коллективами. Ограничения распространяются на сферу труда, быта, питания, пользование предметами культурного назначения, общение с родственниками и знакомыми, свободу передвижения и т.д. Вводимые ограничения и особый порядок жизнедеятельности обусловлены необходимостью, с одной стороны, оказания карательного воздействия, а с другой — потребностями специально организуемого воспитательного процесса.
Воспитывающее влияние режима предусматривает:
разрушение старых установок, позиций, переориентацию интересов, на которых были основаны отрицательные взгляды, цели, привычки, приведшие человека к преступлению;
разрушение старого стереотипа поведения и общения;
формирование привычек и навыков нравственного поведения, компенсирующих недостатки личности.
В то же время излишне строгая регламентация жизни и деятельности человека может привести и к формированию таких качеств, как иждивенчество, безынициативность, приспособленчество.
В воспитательных целях предусматривается снижение режимных требований по мере исправления человека.
Общеобразовательное обучение осужденныхкак средствоперевос-питания осужденных.
Практика убедительно доказала действенность обучения осужденных как средства их исправления. Учащиеся-осужденные значительно реже нарушают режим отбывания наказания, в их среде более здоровый морально-психологический климат, они лучше работают.
Характерно, что каждый школьный урок предоставляет учителям дополнительную возможность для воспитательного воздействия на обучаемых-осужденных. В настоящее время число лиц с низким уровнем образования среди осужденных растет, поэтому потребность в обучении естественно возрастает.
Профессиональное образование осужденныхкак средство воспитания осужденных.
Данное средство помогает осужденным овладеть профессией либо повысить профессиональную квалификацию. Этот факт положительно отражается на процессе перевоспитания человека в период отбывания наказания, а также оказывает ему помощь впоследствии, после возвращения из мест лишения свободы, в трудоустройстве и самореализации.
Организационными формами профессионального образования осужденных являются:
— индивидуальное обучение осужденных, имеющих небольшой срок наказания, осуществляется наставником из числа квалифицированных специалистов. Главная цель его — быстрое включение осужденного в трудовую деятельность;
бригадное обучение реализуется в группах до 10 человек под руководством инструктора — опытного специалиста. Его задача — подготовка большего количества рабочих массовых профессий;
курсовое обучение — создаются курсы от 10 до 70 человек. На этих курсах изучается теория и проводятся практические занятия. В их задачи входит повышение квалификации, изучение нового оборудования и новой технологии, обучение передовым методам труда, а также вторым и смежным специальностям;
школы передового опыта призваны ознакомить осужденных с передовыми методами труда без отрыва от производства;
классы мастеров существуют для обеспечения предприятий колонии квалифицированными рабочими. Они охватывают 25—30 человек, их цель — обучение одной или смежным специальностям.
Высшей формой профессионального образования в исправительных учреждениях является обучение в профессионально-техническом училище (ПТУ). Туда зачисляют тех, кто не имеет никакой специальности и изъявил желание учиться.
Кулътурно-досуговая деятельность также выступает средством перевоспитания. Использование свободного времени для организованного досуга, общественной работы обладает большим нравственным потенциалом в воспитательной деятельности с осужденными. Для этого вводятся элементы самоуправления, кружки самодеятельности, народного творчества, чтение и обсуждение книг, просмотры телепередач, кинофильмов и пр.
Средства педагогической деятельности описаны в общей педагогике. Они те же, но реализуются в специфических условиях пенитенциарного учреждения.
Рассмотрим основные методы воспитания осужденных.
Методы (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения поставленной задачи. Методы воспитания — это совокупность подходов и приемов воспитательного воздействия, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания. Методы воспитания осужденных — это те же методы общей системы воспитания, но применяемые к специфическому объекту в условиях исправительных учреждений.
К ним относятся:
методы, способствующие формированию положительных потребностей, мотивов, чувств и поведения воспитуемых, это убеждение, организация деятельности, пример;
методы коррекции непосредственно не формируют личность, но активно содействуют этому процессу, ускоряя развитие или, напротив, задерживая появление нежелательных свойств и качеств, предотвращая нежелательное поведение. Это методы стимулирования положительной активности (поощрения, соревнования), организации перспективных линий, параллельного действия, торможения отрицательной активности (принуждения), метод критики.
Методы воспитания, их сущность и рекомендации по их практическому применению описаны в общей педагогике.
Формыреализации перевоспитания, исправления осужденных.
Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание; устройство, структура, система организации чего-либо. Следует различать следующие формы: системы исправления, педагогического (ис-правительно-педагогического) процесса, педагогического взаимодействия, педагогического воздействия.
Формы системы исправления представляют собой организационную систему в данной колонии или специальном образовательном учреждении, предназначенную для решения задач исправления, перевоспитания правонарушителей. К ним относятся: открытая, полурежимная, режимная.
Формы педагогического (исправителъно-педагогического) процесса — это содержательно-организационные основы, обусловливающие педагогический процесс в колонии, исправительном учреждении: трудовые, учебно-трудовые лагеря; спецшколы и т.п.
Формы педагогического взаимодействия — это способы организации конкретного педагогического действия в пространстве и во времени. В процессе перевоспитания осужденных — это те же способы педагогического взаимодействия, которые сложились в общей педагогике, но используемые в специфических условиях исправительного учреждения: совместная деятельность, сотрудничество, советы, обсуждения и др.
Формы педагогического воздействия подразделяются: по объекту (индивидуальные, групповые, массовые); по субъекту (воспитатель, группа воспитателей, группа осужденных, коллектив осужденных); по месту проведения воспитательного мероприятия (аудиторные, 'клубные, спортивные и пр.); по использованию преимущественного метода воспитания — лекционные, беседы, упражнения, состязательные и пр.
Все формы тесно взаимосвязаны и взаимодополняют воспитательную деятельность.
Каждая категория осужденных требует учета ее специфики в интересах перевоспитания. Каковы же особенности процесса перевоспитания некоторых категорий осужденных?
Особенности перевоспитания осужденных несовершеннолетних.
Рост преступности среди несовершеннолетних требует усиления внимания к этой категории осужденных, поиска путей наибольшей эффективности перевоспитательной работы с ними.
Характеристика личности и групп осужденных несовершеннолетних включает:
особенности подросткового возраста: бурное физическое развитие организма, энергия, инициативность, активность, повышенная возбудимость, неуравновешенность, впечатлительность, недостаточно критическое отношение к себе, неадекватная оценка действительности;
нравственную неустойчивость, стремление к «легкой, красивой жизни», активно рекламируемой средствами массовой информации;
— низкий культурный уровень;
— завышенную или заниженную самооценку;
— склонность к общению, проведение свободного времени в группах (преступность часто носит групповой характер);
— избыток свободного времени и неумение его организовать;
приобщение к алкоголю, наркотикам, ранняя половая жизнь, что ведет к разрыву родственных связей, потере интереса к учебе или работе;
трудновоспитуемость или педагогическую запущенность вследствие неблагополучия обстановки в семье или ошибок семейного воспитания, а также под воздействием преступной деятельности отдельных взрослых, втягивающих подростков в сферу своей деятельности и др.
В исправительной работе с подростками используются:
— возможности профессионального образования, приобщения их к общественно полезному труду;
— увлечение подростков полезными делами коллектива;
педагогический такт, терпимость, избежание поучений нравоучений, доверие;
организация свободного времени, активное использование его для развития позитивного интереса, культуры воспитанников и физических возможностей;
активное использование позитивных возможностей коллектива осужденных по перевоспитанию и др.
Особенности перевоспитания осужденных женщин. Социально-демографическая характеристика осужденных женщин:
а) увеличивается число несовершеннолетних преступниц, его зна- чительную часть составляет женщины от 19 до 30 лет;
б) часть из них состояла или состоит в браке (сохранение семьи для осужденной женщины менее вероятно), среди них:
осужденные, у которых сохранились семьи;
осужденные, у которых семьи распались;
не состоявшие в браке, но имеющие детей;
лишенные родительских прав;
родившие детей в местах лишения свободы;
вступившие в брак во время отбывания наказания;
в) увеличивается число осужденных, не имеющих постоянного места жительства;
г) много не занятых общественно полезной деятельностью и пр. Уголовно-правовая характеристика: широкий спектр правонару- шений — от убийств, грабежей до мошенничества и т.п.
Деградация личности зависит от позиции женщины, индивидуальных особенностей, влияния на нее пребывания в местах лишения свободы, самого исправительного учреждения и окружающих ее осужденных.
Перевоспитательная деятельность должна учитывать весь комплекс своеобразия женщин: физиологические, социально-демографические, уголовно-правовые факторы, а также влияние на нее процесса исполнения наказания. Здесь играют роль возраст, наличие семьи, родственников и их отношение к осужденной, характер преступления, отношение к наказанию и воспитателям. Пребывание в месте осуждения может привести к деградации или сохранению человеческого достоинства и др.
Особенности перевоспитания лиц с аномалиями в психике.
Лица с отклонениями в психике — это особая категория осужденных. К ним относятся люди:
— перенесшие травматические поражения головного мозга;
— имеющие отклонения в психическом развитии, связанные с истерическими и психопатическими явлениями. Они правоспособны и вменяемы, сохраняют социальные связи и в подавляющем большинстве случаев трудоспособны. Психические аномалии у осужденных в условиях изоляции могут усиливаться, что приводит к обострению их агрессивности;
— имеющие ограничения в тех или иных видах деятельности;
— находящиеся в определенной психологической изоляции, испытывающие недоброжелательное отношение, насмешки, а порой и издевательства со стороны других осужденных.
В воспитательной работе с осужденными, имеющими аномалии в психике, важно:
знать характер психической аномалии человека и возникающие в связи с ней социальные проблемы, медицинские рекомендации в работе с ним;
оградить его по возможности от негативного влияния других осужденных;
стремиться привлечь его к той деятельности, которая наиболее посильна и может быть реализована в условиях колонии;
обеспечивать периодическое медицинское освидетельствование, при необходимости специальное лечение.
Встречаются случаи, когда вполне здоровый человек симулирует психическую невменяемость с целью побуждения пересмотра результата осуждения или хотя бы получения поблажек. Выявление таких лиц — задача сотрудников и работников медицинских органов.
Особенности перевоспитания верующих.
В места лишения свободы приходит определенная часть людей верующих. С другой стороны, некоторые отбывающие наказание под воздействием факторов окружающей среды приобщается к религии. Особенно характерно это для ряда исправительных колоний, которые поддерживают связи с религиозными конфессиями по месту их размещения. Этому способствуют также активные посещения колоний священнослужителями, их беседы с осужденными, проведение религиозных служб.
В работе с данной категорией людей важно создать им условия для соблюдения религиозных обрядов. В этом проявляется индивидуальное право гражданина. Активное использование возможностей религиозной службы, общения со священнослужителями могут способствовать решению проблемы перевоспитания осужденных.
Имеют место случаи, когда бывший осужденный после выхода из колонии, оказываясь в сложной ситуации, обращается к церкви, где находит приют и получает возможность временной адаптации. Это также имеет позитивное значение для реализации результата его перевоспитания. Данный факт важен еще и потому, что в настоящее время явно недостаточно ни государственных, ни общественных учреждений, которые бы помогли человеку после отбывания наказания в адаптации по месту жительства.
Таковы наиболее важные образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях, которые необходимо учитывать администрации и воспитателям.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Раскройте сущность понятия «пенитенциарная (исправительная) педагогика» и ее основных задач.
2. Дайте общую характеристику исправительного процесса осужденных.
3. Назовите и дайте характеристику основных принципов перевоспитания право- нарушителей.
Каковы основные направления воспитательной работы с осужденными?
Дайте характеристику основных средств перевоспитания отбывающих наказание.
6. Назовите основные методы и формы перевоспитателыюй работы в условиях пе- нитенциарного учреждения.
7. Каковы особенности перевоспитания различных категорий осужденных?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Темы определяются самостоятельно на инициативной основе в зависимости от наличия материала.
ЛИТЕРАТУРА
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
Васильев В.П. Юридическая психология. СПб., 1997.
3. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. М, 1996.
4. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова и М.П. Стуровой. Рязань, 1993.
Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.
Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова: В 2 т. М.,
1993. Т. 1.
Сорока-Росипский В.Н. Педагогические сочинения / Сост. А.Т. Губко. М., 1991.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1984. Т. 4.
- Раздел I научно-теоретические основы социальной педагогики
- Глава 1
- § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- § 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
- Глава 2
- § 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- § 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
- § 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Социальное развитие человека
- § 2. Социализация человека как социально-педагогическое явление
- § 3. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
- Глава 5
- § 1. Источники социального развития человека
- § 2. Движущие силы социального развития человека
- § 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
- Глава 6
- § 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика
- § 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
- Глава 7
- § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
- § 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
- § 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
- Глава 8
- § 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества)
- § 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов
- Раздел III социальные отклонения в развитии и воспитании детей
- Глава 9
- § 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка
- § 2. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка
- Глава 10
- § 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений
- § 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Глава 11
- § 1. Понятие «трудновоспитуемьш» в социальной педагогике
- Раздел IV
- Глава 12
- § 1. Социокультурная среда семьи
- § 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи
- Глава 13
- § 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность
- § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
- Глава 14
- § 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология
- § 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- § 3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 15
- Глава 16
- § 1. Сми: виды и основные функции
- § 2. Основные методы воздействия сми на личность и группу
- Глава 17
- § 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- § 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- § 3. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- § 4. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Глава 18
- § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- § 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Специалист как личность
- § 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- § 4. Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8