logo
Мардахаев

§ 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики

Методологические основы социальной педагогики. В широком смыс­ле к ним следует отнести теоретические, концептуальные положения, знания, которые выполняют по отношению к социальной педагогике методологическую функцию. Они вырабатываются такими науками, как философия, социальная философия, педагогика, психология, со­циальная психология, социальная работа, этнография, социология, медицина и др. В узком смысле это — цели, принципы построения, формы организации способов научного познания социально-педаго­гической действительности.

Основные категории социальной педагогики — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-пе­дагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспита­ние, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др. Сущность категорий рассматривается в соответст­вующих главах пособия.

Назначение (цель) социальной педагогики — способствовать со­циальному формированию личности, группы с учетом ее своеобра­зия и социокультуры государства (общества), в котором ей предсто­ит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных воз­можностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).

Предмет социальной педагогики — социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия сто реализации. Однако пере­численное недостаточно полно раскрывает содержание предмета со­циальной педагогики. Поэтому каждый раздел будет его дополнять.

Содержание социальной педагогики определяется ее функциями, каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отра­жающих ее содержание. Функции (от лат. functio — отправление, дея­тельность) — обязанность, круг деятельности, назначение. Функции социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним отно­сятся:

• Познавательная — исследование практики педагогической дея­тельности ее полномочными представителями (социальными педаго­гами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятель­ность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).

• Задачи педагогики. Они подразделяются на общие — теорети­ческие, практические и частные — по отраслям практической деятель­ности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому из них по направлениям — теоретическому, практическо­му и образовательному. Задачи социопедагогики:

Задачи социального воспитания:

Задачи изучения человека как социальной единицы:

Задачи изучения личностной позиции и активности человека в со­циальном самосовершенствовании:

2 - 5887

В публикациях встречается смешение понятий «социальная педа­гогика» и «социальная работа». Основными причинами такого подхо­да являются:

  1. Институт социальной педагогики не получил широкого разви­тия в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть со­циальной работы. В России социальная работа развивалась в том же русле.

  2. В России институты социальной работы и социальной педаго­гики формировались одновременно. Ее первые теоретики (В.Г. Боча­рова) считали, что отечественная социальная работа отличается от американской тем, что она делает значительный акцент на активиза­цию самого человека в решении своих социальных проблем. В этом заключается педагогика социальной работы — социальная педагогика.

  3. Такой подход к социальной педагогике как педагогике социаль­ной работы поддерживается зарубежными специалистами. Он им по-нятеп,

Однако следует подчеркнуть, что социальная работа и социальная педагогика имеют свои цели, объект и предмет (см. табл. 1).

Таблица 1

Социальная работа

Социальная педагогика

Цель

Социальная защита, социальная по­мощь, социальная поддержка, соци­альное обслуживание и пр.

Социально-педагогическая оценка (экспертиза), социальное развитие, социальное воспитание, их коррек­ция и реабилитация, исправление и перевоспитание

Объект

Человек, имеющий социальную про­блему, которую он не может решить самостоятельно

Человек, нуждающийся в социаль­но-педагогической помощи. Социально-педагогические прогно­зирование, оценка (экспертиза)

Предмет

Оказание материальной помощи, социальная защита человека, про­цесс консультирования, процесс со­циального обслуживания человека с особыми нуждами и пр.

Социально-педагогический процесс развития, воспитания, коррекции или реабилитации и пр. Методы и методика проведения со­циально-педагогических прогнози­рования, оценки (экспертизы)

В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педаго­гика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет. Реализуют они свои цели соответствующими (своими) методами, средствами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите и раскройте основные направления, отражающие развитие социальной педагогики.

  1. Что представляет собой социопедагогика?

  2. Дайте характеристику педагогики среды.

  3. Что представляет собой педагогика социального становления личности?

  4. Дайте характеристику педагогики социальных отклонений.

  5. Каково место и роль самого человека в социальном становлении?

  6. Что такое социальная педагогика?

  7. Дайте характеристику социальной педагогики как теории.

  8. Дайте характеристику социальной педагогики как практики.

  1. Дайте характеристику социальной педагогики как учебной дисциплины.

  2. Назовите и дайте характеристику основных категорий социальной педагогики.

  3. Каково назначение социальной педагогики?

  4. Что является предметом социальной педагогики?

  5. Каковы основные функции социальной педагогики?

  6. Каковы основные задачи социальной педагогики?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Социальная педагогика как теория.

  2. Социальная педагогика как практика.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

  2. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. М., 1996.

  3. Мардахаев Л.В., Липский И.А. Социальная педагогика: пути развития // Ученые записки: Науч.-теор. сборник МГСУ. 1996. № 2.

  4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

  5. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.