logo
Мардахаев

§ 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология

В отечественной и международной практике существует выраже­ние — трудная жизненная ситуация, означающее переживания чело­века, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен с честью выйти (не может найти достойного для него выхода). В этом случае ему требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизнен­ной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая данный факт, государство ста­рается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуа­цию. Главная цель государства (общества) создать наиболее опти­мальные условия для жизни ребенка и его воспитания.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, ст. 1 сформулированы типичные трудные жиз­ненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. К ним отно­сится утрата попечения родителей. Такое явление может иметь место в ряде случаев:

а) смерть родителей;

б) отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений;

в) самостоятельное прекращение родителями выполнения роди- тельских обязанностей по отношению к своему ребенку (самоустра- нение от воспитания ребенка);

г) невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям (например, по состоянию здоровья — опасность заразить ребенка и пр.);

д) длительное отсутствие родителей (например, длительная ко- мандировка);

е) ограничение родителей в родительских правах. Решение прини- мается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опас- но для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболе- вание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);

ж) лишение родителей родительских прав. Оно выступает законо- дательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по от- ношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребля- ющимиродительскими правами.

В обязанности родителей входит:

• быть законными их представителями и выступать в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий;

• воспитание их.

Лишение родителей родительских прав направлено на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, на защиту их от жестокого обраще­ния и других злоупотреблений со стороны родителей. Оно может осу­ществляться только по решению суда. Родители, лишенные родитель­ских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, но не освобождаются от обязанности по его содержанию. Если такой родитель своим поведением делает для ребенка невозможным со­вместное с ним проживание, то он может быть выселен без предостав­ления другого жилого помещения. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства;

з) невозможность родителями по тем или иным причинам выпол- нять свои родительские обязанности:

отбывание наказания;

и) дети, оказавшиеся в состояниях, при которых им требуется специальная профессиональная помощь и (или) защита:

В изложенных случаях ребенок попадает в органы опеки и попечи­тельства — органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по защите прав и интересов детей, оставшихся без попе­чения родителей.

Органы опеки и попечительства призваны:

В случае невыполнения своих обязанностей по отношению к при­емным детям органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите их прав.