logo
Мардахаев

§ 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества)

Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок го­товится для жизни, а не для какой-то искусственной, оранжерейной среды, это диктует необходимость прежде всего способствовать разви­тию социальных сил ребенка и потенциалов его души, подготовки к жизни в обществе. С позиции государства (общества) проблема соци­ального воспитания направлена на формирование гражданина. Она известна с платоновских времен. Каждое государство на разных исто­рических этапах своего развития преднамеренно или непреднамерен­но осуществляет направленное (социальное) воспитание, которое оно считало необходимым для подготовки подрастающего поколения.

В разные периоды философские и педагогические течения, от­дельные педагоги и философы выдвигали идеи социального воспита­ния. Они легли в основу разработки теории социальной педагогики и были признаны лишь в конце XIX в. В начале XX в. в России они получили развитие в виде социального воспитания.

Выделяются следующие типичные подходы к пониманию сущнос­ти и содержания (направления, раскрывающие содержание) социаль­ного воспитания.

Воспитание гражданина (гражданское воспитание), характерное для любого общества, осуществляется под влиянием и контролем го­сударства (В.В. Зеньковский, А.В. Луначарский, Н.Н. Иорданский и др.). Оно ориентируется на потребности государства в воспитании подрастающего поколения, подготовке его к жизни в обществе. Госу­дарство определяет цели, содержание и пути реализации воспитания, создает для этого институты, а также обеспечивает контроль за их вос­питательной деятельностью. Именно через эти институты реализует­ся социально-воспитательная миссия государства.

Под воздействием гражданского воспитания формируется лич­ность с развитым чувством патриотизма и активной позицией по его осуществлению. Подобного рода задачи социального воспитания вы­двигались еще Платоном (428 или 427 до н. э. — 348 или 347 до н.э.). В работах «Государство» и «Законы» он обосновал свое видение роли государства в определении содержания воспитания подрастающего поколения и путей его осуществления. Оно заключалось в том, что государство, думающее о своем благополучии, предусматривает на­правленную воспитательную деятельность, обеспечивающую разви­тие социальности молодежи. «Законодатель, — писал Платон, — не должен допускать, чтобы воспитание детей было чем-то второстепен­ным и шло как попало. Напротив, это первое, с чего должен начать законодатель». К таким идеям он пришел, анализируя источники бла­гополучия государств своего времени.

Общественное воспитание, воспитание человека для данного об­щества (Зеньковский, Иорданский и др.). Данное направление сле­дует назвать общественно-государственным, так как ведущая роль в его реализации принадлежит государству и школе. Оно является средством совершенствования общественной жизни и самого госу­дарства. Улучшая систему воспитания подрастающего поколения, оно обеспечивает и соответствующее изменение общества. Более культурное и воспитанное поколение способствует позитивному из­менению общества, в котором оно живет. Общество стремится к тому, чтобы дети стояли на более высокой ступени культурного раз­вития, чем их родители. Каждое новое поколение должно быть лучше предыдущего. Как писал Зеньковский: «Воспитание должно отвечать на запросы времени, должно пойти навстречу нуждам жизни и подготовлять людей нового склада, с иными навыками, с иными понятиями».

Ведущая роль в социальном (общественном) воспитании принад­лежит прежде всего школе. «Школа (как и другие органы воспитания, конечно), — писал Зеньковский, — должна взять на себя задачи соци­ального воспитания, должна готовить не только образованных не только дельных работников, но и граждан, способных к обществен­ной работе, воодушевленных идеалами солидарности».

Это нисколько не устраняет и не отодвигает задач развития инди­видуальных способностей и особенностей ребенка, но только придает этой задаче новый смысл.

Формирование человека в соответствии с социальным идеалом (Иорданский). В этом виделась возможность через новое поколение людей сформировать соответствующее общество. В основе подобно­го социального воспитания лежало положение о направленном раз­витии социальных сил ребенка, формировании качественно нового человека по модели социального идеала и, таким образом, измене­нии общества.

Такой подход существовал в педагогике вообще и в России в част­ности. Еще в XVIII в. Руссо провозгласил в своих произведениях идею создания нового «человека» вне влияния окружающей среды во всей целостности его неразрушенной природы, что дало бы возмож­ность сформировать «новую породу» людей. Главный недостаток кон­цепции Руссо в том, что он не смог соединить личный опыт ребенка с имевшимся (накопленным) социальным опытом. Он предлагал «урезанное» (ограниченное) социальное воспитание.

Во времена Екатерины II был приглашен И.И. Бецкой (1704— 1795), который разработал проект, предусматривающий с помощью воспитания дворянской молодежи сформировать качественно новое общество. Для чего предполагалось создание закрытых учебных заве­дений, изолированных от влияния семьи и общества. Такие учебные заведения были открыты. Бецкой разработал организационные осно­вы их существования, специальные учебные программы. Они имели выпускников, однако число их было не так значительно, чтобы ока­зать существенное влияние на развитие российского общества. В то же время определенное воздействие на общество они оказали. Этот проект был обречен, так как в условиях сохранения крепостничества невозможно было добиться качественных общественных изменений.

В 1920-е и последующие годы также ставилась задача с помощью социального воспитания формировать людей нового типа — строите­лей нового общества. Такое воспитание имело классовый, партийный характер, идеалом его являлось всестороннее гармоничное развитие человека. Оно предусматривало как направленное воспитание подрас­тающего поколения, становление определенного типа человека, так и перевоспитание взрослых людей (членов семьи, членов трудовых и ученических коллективов и пр.). Для реализации идеи социального воспитания в Советской России стали действовать соответствующий институт и академия. Государство через институты социального вос­питания обеспечивало активное влияние на формирование различных категорий людей.

В рамках данного подхода социальное воспитание предусматривало также создание социально активной личности, приоритетом жизнедея­тельности которой является общественное (Зеньковский, Иорданский и др.). Основная задача социального воспитания заключалась в разви­тии социальной активности, «вкуса» к социальной деятельности, духа солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими замыслами.

Основным средством социального воспитания в государстве была образовательная система, представлявшая собой орудие государствен­ной власти для достижения социальных целей. Была образована Ака­демия социального воспитания. Она стала научно-педагогическим центром, обосновав содержание и пути реализации идеи социального воспитания. Образовательные учреждения (дошкольные, массовая школа, высшая школа) осуществляли ту цель в воспитании подраста­ющего поколения, которую ставила перед ними государственная власть. В учебных заведениях изучалась теория и практика социаль­ного воспитания. В 1923 г. вышло первое учебное пособие, подготов­ленное Иорданским.

Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран. Такой подход ориентирован преимущественно на детей, подростков, молодежную среду, отдельные личности. Он осуществлялся и осуществляется через средства массовой информации, негосударственные учрежде­ния, организации, отдельных личностей — эмиссаров, принявших предлагаемые идеалы, ценности и образ жизни. Истоки такого подхо­да надо искать в Средних веках. В тот период практиковалась актив­ная деятельность эмиссаров христианства по пропаганде и активному внедрению учения Христа в сознание масс, расширению числа веру­ющих и распространению его учения в различных странах мира. Она реализовывалась не только словом, но и оружием. С этой целью со­здавались и специальные объединения, сообщества. В 1534 г., напри­мер, был создан иезуитский орден — воинов Христа.

В современных условиях это направление находит выражение в деятельности средств массовой информации, различных эмиссаров, общественных движений и организаций по пропаганде и утвержде­нию американских идеалов, ценностей и образа жизни, религиозных учений в разных странах мира, в том числе и в России. Примером такой деятельности является вовлечение людей различного возраста в систему ценностей и образ жизни сект. Подобные секты нередко имели деформирующий, зомбирующий характер, негативно сказыва­ющийся на здоровье, поведении и материальном положении людей. Во многих странах мира деятельность таких религиозных организа­ций поставлена вне закона (запрещена).

Данный подход как одно из направлений социального воспитания в литературе не раскрывается. Он представлен как культурная, идео­логическая или религиозная экспансия.

Таково содержание социального воспитания с позиции государст­ва. Государство (общество) создает институты, призванные обеспе­чить реализацию социальных установок в воспитании подрастающего поколения.