logo
Мардахаев

§ 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике

Слово «принцип» (от лат. principium) означает первоначало, осно­ву, определяющую данное явление. Нередко принцип отождествляет­ся с правилом. Принцип является родовым понятием, т.е. более общим, а правило — видовым, т.е. более частным. По своему объему правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные по­ложения определенного принципа, методику его применения в кон­кретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет еще принцип, как совокупность явле­ний еще не определяет их сущности.

Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило — это определенная норма, вы­ражающая обязательный характер деятельности специалиста. Прин­цип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления пли результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.

Они подразделяются на:

• принципы социальной педагогики как науки. Они имеют обще­методологический характер и присущи научной дисциплине. Такие принципы включают: исходное положение науки, тождественное за­кону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы за­конов; частное проявление закона. К ним относят научность, объек­тивность, историзм, связь с практикой и др.;

Принципы имеют также и объективный характер: их особенность заключается в том, что если социальный педагог учитывает их требо­вания, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень велика. На практике специалист на личном опыте либо на опыте других нередко самостоятельно осваивает многие (а иногда только некоторые типичные) рекомендации, которые отражают прин­ципы социально-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе. В этом случае они выступают в форме норм, правил, опреде­ляющих практическую деятельность специалиста. Изучение принци­пов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овла­дения профессией принять те рекомендации, которые должны стать для него естественными в практической работе.