logo search
Мардахаев

§ 1. Источники социального развития человека

Источники — это то, что питает и на основе чего имеет место социальное развитие человека. Они подразделяются на внутрен­ние — присущие новорожденному и внешние, на основе которых происходит реализация его внутренней социальной обусловлен­ности.

А. Внутренние источники социального развития человека.

К основным, наиболее существенным внутренним источникам со­циального развития относятся:

Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Развиваясь в соответствующих условиях, человек может достичь в личностном плане именно того уровня, к которому он был потенциально предрасположен. Проблема заключается в том, до како­го уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом и в тех или иных условиях (дома, в дет­ском саду, школе) в частности.

Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального факторов человека. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психичес­ком развитии сказывается на социальном и наоборот. Известно, что маугли долго не живут. Другими словами, жизненный цикл человека, не имевшего возможностей для активного социального развития в самом раннем возрасте, ограничен по сравнению с циклом его сверст­ников. Отставание в социальном плане особенно сказывается на пси­хическом развитии ребенка. Об этом свидетельствуют результаты формирования детей, личностей, оставшихся без попечения родите­лей, воспитываемых в доме ребенка, интернатах, детских домах. Таким образом, психическое и социальное развитие тесно взаимосвя­заны.

Органы чувств, уровень их развития. С их помощью ребенок по­знает среду жизнедеятельности. При этом он обогащается и формиру­ется. Характерно, что своеобразие познания ребенком окружающего мира определяется адекватностью его развития, действий и поступ­ков. Недостатки в структуре формирования органов чувств создают для него значительные трудности при взаимодействии со средой жиз­недеятельности, изучении ее. При этом его восприятие среды имеет индивидуальный характер, обусловленный уровнем и особенностями его органов чувств. Например, слепому ребенку непонятны цвета, краски, свет. Для него значительно богаче гамма звуков, тепла и пр. Данный фактор определяет отличное от сверстников социальное раз­витие ребенка с особыми нуждами и его проявление в среде жизнеде­ятельности.

Органы чувств динамичны в своем развитии. Чем с более раннего возраста они целенаправленно развиваются, тем большего уровня до­стигают, и наоборот, нереализация потенциала того или иного органа ведет к затуханию его деятельности.

Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддержи­вать жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать свои индиви­дуальные возможности и потребности в процессе социального разви­тия и воспитания.

Б. Внешние источники (факторы) социального развития ребенка.

К ним, стимулирующим социальное развитие и воспитание чело­века, относится все то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует. На микроуровне — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценнос­тей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта: семья, школьные трудовые коллективы, неформальные группы и объединения, отдельные личности. На этом уровне важное значение имеют все предметы, с которыми взаимодействует ребенок и с помо­щью которых происходит познание им среды: игрушки, игры, мебель, предметы и т.д.

На мезоуровне — это средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литература и пр. Они во многом опре­деляют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него.