§ 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
Понятие «профессиональная деформация» относится и к деятельности социального работника. На его личность воздействуют свои, специфические факторы профессиональной деятельности. К наиболее важным из них, существенно влияющим на личность социального работника и его поведение, относятся: социальный статус профессии, профессиональной деятельности и субъекта социальной работы в ней; содержание и сама профессиональная деятельность; работа с человеком, имеющим социальные проблемы, относящимся к категории людей с особыми нуждами, группой; степень длительности и уровня эмоционально-волевого проявления специалиста в профессиональной деятельности и др.
Социальный статус профессии и профессиональной деятельности. Всякая профессия имеет определенный статус в обществе, который может быть общегосударственным и средовым. Общегосударственный статус характеризуется тем, какое место отведено этой профессии в стране. Он отражается в нормативных документах государства. Фактором государственного статуса профессии выступает уровень оплаты труда (материальный статус) специалиста, как отражение его социальной значимости. С учетом изложенного в обществе складывается общественное мнение об общественной значимости, признание специальности. Общественный статус может совпадать и не совпадать с государственным. В то же время в каждом регионе под воздействием ряда местных факторов формируется средовый статус профессии и профессиональной деятельности.
Под воздействием общественного и средового статуса формируется субъектный статус специалиста (социальный статус субъекта профессиональной деятельности).
Социальный статус субъекта (социального работника) и самой профессиональной деятельности (социальной работы). Данный фактор включает такие важные явления, как сложившийся статус специалиста социальной работы в обществе (данной социальной среде) и субъективный статус социальногоработника.
Сложившийся (средовый или социальный) статус специалиста в обществе формирует у личности, выбравшей эту специальность, определенное отношение к ней, его устремленность к овладению профессией и последующей профессиональной деятельности.
В настоящее время социальная работа закреплена в законодательных документах Российской Федерации. В специальной литературе встречается название специалиста этого направления — социальный работник, социальный статус которого во многом определяет отношение членов общества к специалисту как к личности и как человеку, олицетворяющему соответствующую специальность. Социально-педагогическая роль статуса заключается в том, что он, в зависимости от содержания, может возвышать личность, стимулировать проявление ответственности, важности и значимости либо формировать, укреплять безразличие к ней и даже пренебрежение.
Субъектный статус — это образ профессии, который сформирован у самого специалиста. Он складывается у человека, выбирающего профессию (абитуриента), как результат его воспитания, профориен-тационной работы с ним; у выпускника профессионального образовательного учреждения, как результат его профессиональной подготовки; у специалиста в зависимости от его индивидуальности, среды профессиональной деятельности, накопленного опыта, как результат его профессионального самосовершенствования или профессиональной деформации. Субъектный статус может совпадать со средовым, быть ниже его или, наоборот, выше. Его своеобразие зависит от многих факторов как средового, так и личностного характера и может быть высоким или низким, позитивной или негативной направленности. Уровень и направленность субъективного социального статуса являются результатом профессионального самосовершенствования или деформации личности. Именно субъектный статус во многом определяет мотивацию специалиста в профессиональной деятельности.
Специалистов с высоким позитивным профессиональным субъективным статусом часто относят к фанатам, людям увлеченным своей работой. Это в большей степени характерно для представителей социальной сферы. Они готовы идти на лишения, преодолевать большие трудности, терпеть финансовое неблагополучие ради самореализации в профессиональной деятельности и достижения позитивных результатов, добиваться позитивной динамики в объекте социальной работы. Специалисты с низким субъективным профессиональным статусом — это чаще всего те, кто не нашел своей реализации в профессии, стал не творческой, ищущей личностью, а безразличным и к работе, и к ее результатам. Последствием подобной негативной профессиональной деформации может быть полная или частичная неудовлетворенность, разочарование в возможности достичь более высокого уровня профессионализма, должностного положения, безынициативность, боязнь новизны, какого-либо негативного результата, иногда зависть к другим, более результативным в работе, и пр.
Негативныйуровеньличного профессионального статуса специалиста является часто следствием его профессиональной деформации, низкой результативности профессиональной деятельности, разочарования в своих способностях и в самой профессии. Такой специалист не видит (не хочет видеть) социальной значимости своей профессии, личной перспективы в профессиональном росте, профессиональной деятельности. Полное или частичное разочарование в выбранной профессии ведет к тому, что он считает, что его профессиональные, часто и жизненные проблемы являются следствием профессионального выбора.
Высокий положительный личностный профессиональный статус специалиста может постепенно, а иногда и скачкообразно переходить в низкий и даже в негативный. Это связано с рядом факторов личностного и средового характера. Специалист с таким статусом более уверен в себе и своей профессиональной деятельности, самостоятелен, инициативен. Неожиданный отрицательный (резко отрицательный) результат его профессиональной практики может оказаться для него катастрофическим. Например, у молодого перспективного врача, вдруг, на фоне общего благополучия, умирает больной. Это может так потрясти его, что он мгновенно потеряет и уверенность в себе как специалисте, и перспективу профессионального роста. Резкий спад уровня субъективного статуса несет в себе деструктивный, порой разрушительный потенциал по отношению к личности специалиста. Далеко не каждый способен без негативных последствий преодолевать такие трудности, а если и преодолевает, то, как правило, под воздействием более сильных внешних факторов, например экономического, боязни смены профессии, жесткого внешнего контроля, связывающего личную инициативу, и пр.
Резкая смена высокого положительного личностного профессионального статуса низким и даже негативным нередко встречается среди выпускников, окончивших профессиональное образовательное учреждение с «отличием». Выпускник имеет достаточно высокий положительный субъективный статус. Он привык, что ему все дается легко и у него высокие результаты. На практике при встрече с неординарными трудностями в профессиональной деятельности он может получить отрицательный результат. Для него это настолько неожиданно, что он теряется, проявляет поспешность, старается переделать, стремясь действовать так, как учили. Однако жизнь богаче, она требует неординарности, нетипичности в деятельности, а он к этому не готов и снова получает отрицательный результат, что крайне негативно сказывается на его статусе, профессиональной деятельности. Такие факты разрушительно действуют на молодого специалиста, закончившего учебное заведение с высоким результатом. В то же время его успешная деятельность, позволяющая наиболее полно проявить себя, получать ожидаемый результат, способствует формированию из него интересной творческой, неординарной, исследовательской личности.
Содержание и сама профессиональная деятельность социального работника как факторы, существенно влияющие на профессиональную деформацию личности специалиста. Содержание способствует формированию профессиональной компетенции, мировоззрения. В процессе профессионального становления у специалиста возникает специфический, профессиональный язык (профессиональная речь) — сленг1, профессиональные мышление, воображение, память. Неслучайно люди одной профессии понимают друг друга с полуслова. Отдельные слова, фразы для них имеют глубокий профессионально ориентированный смысл и содержание, которое не сводится к передаче специфического словарного запаса. В процессе его освоения закладывается основа профессиональной деятельности — опыт (знания, умения и навыки).
На специалиста, формирование его профессионального языка существенно влияет и так называемый «субъективный фактор» среды* профессиональной деятельности, социума. Каждый социум характеризуется чем-то своим, особым, отличающим его от других, что находит проявление в своеобразии микроклимата, настроя, взаимопомощи.
Сама профессиональная деятельность также оказывает значительное воздействие на развитие личности. В ходе ее появляются профессиональные умения и навыки, развиваются профессионально важные качества личности, приобретается соответствующий опыт деятельности. Именно профессиональная деятельность способствует самосовершенствованию специалиста, росту его профессионализма, позитивному изменению личности, возникновению профессиональной культуры. В зависимости от индивидуальности работника и среды профессиональной деятельности у него развиваются профессионально важные качества, определенная личностно обусловленная позиция
1 Сленг (от англ. slang — слова, выражения) — слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, социальных прослоек и пр.
самопроявления, индивидуальный стиль профессиональной деятельности и поведения.
Сорока-Росинский, замечательный русский педагог, отмечал, что каждый педагог — это определенный тип и стиль деятельности. Среди них он выделял: педагогов-теоретистов — это специалисты, увлеченные теоретическими подходами в ущерб практике; педагогов-реалистов, хорошо разбирающихся в людях, чувствующих их настроение, умеющих вместе с ними радоваться и горевать, жить интересами каждого; педагогов-утилитаристов, знающих людей, особенно с позиции их недостатков, и обстановку, активно работающих на результат, для них важны тренировки, оформление, показная деятельность и пр.; педагогов-артистов (педагогов-интуитивистов), способных работать по вдохновению, настроению, по наитию, интуиции и др. В чистом виде, отмечал Сорока-Росинский, приведенные типы педагогов встречаются редко, чаще бывают различные комбинации.
Следует также подчеркнуть, что всякая профессиональная деятельность способствует появлению своеобразного типа человека. Это своеобразие проявляется в восприятии явлений окружающей действительности, отношении к ним, в образе поведения, стиле самопроявления в среде жизнедеятельности и самой деятельности. В частности, преподавательская (учительская) деятельность формирует поучающий тип человека; управленческая — управленческий, командирский; научная — исследовательский, дотошный и др. Социальный работник при встрече с человеком, нуждающимся в его помощи, часто испытывает внутреннюю потребность в ее оказании.
Работа с человеком, имеющим социальные проблемы, человеком с особыми нуждами, группой. Деформационное воздействие человечес-крго фактора обусловлено взаимодействием культур субъекта и объекта деятельности, эмоциональным воздействием (заражение) и волевым давлением со стороны объекта.
В процессе взаимодействия социального работника с клиентом происходит взаимообогащение культур. Не только субъект (социальный работник) передает (обогащает, если есть чем обогащать), трансформирует свою культуру на объект, но и сам обогащается его культурой. Данный процесс позволяет специалисту лучше понимать объект своей деятельности. Неслучайно субъект профессиональной деятельности со временем настолько вживается в культуру объекта, что нередко сам становится ее носителем и проявляет ее в своей повседневной жизни.
Противостоять негативной объектной культуре субъекту помогает только высокая личная культура, его интеллигентность, постоянный самоконтроль и личная ответственность.
В процессе профессиональной практики на личность специалиста большое влияние оказывают его непосредственный руководитель, наиболее авторитетные коллеги, культура взаимоотношений в профессиональной среде. Особенно их воздействие сказывается на молодых специалистах, невольно подражающих авторитетам. Подражание, заимствование опыта нередко приводят к поглощению различных норм, правил, принципов не только положительного, но и негативного поведения, проявления в самореализации. Данный факт свидетельствует о том, что на профессиональной деформации личности специалиста сказывается не только взаимодействие культур субъекта и объекта, но и культуры среды профессиональной деятельности. В ней формируется определенная субкультура, характеризующая ее исключительность и своеобразие.
В работе с человеком имеют место общение, взаимодействие, воздействие как со стороны социального работника, так и со стороны клиента. При этом особенно сильно влияет на личность социального работника эмоциональное состояние клиента, его волевое давление (об этом речь будет идти дальше). Социальный работник совместно с клиентом организует его деятельность, управляет ею, побуждает его к чему-либо и т.д. В этом процессе происходит развитие личностных качеств специалиста, его педагогической техники. Именно она (педагогическая техника) во многом определяет формируемый индивидуальный стиль специалиста в работе с определенной категорией людей, его профессиональную культуру.
Профессиональная практика социального работника сказывается на его авторитете. Он начинает работать, опираясь на авторитет должности, который во многом определяется общественным и средо-вым статусом этой профессиональной деятельности. Авторитет должности усиливается или снижается авторитетом личности, ее обаянием, субъектным статусом, отношением к профессиональной деятельности и ее результативностью.
Во взаимодействии с группой сказывается дополнительный фактор — психология коллектива. Он либо усиливает влияние деятельности специалиста на группу и таким образом помогает ему, положительно воздействуя на развитие его личности, либо ослабляет его, мешает, противодействует ему, негативно сказываясь на его деформации.
Степеньэмоционально-волевого проявления специалиста в профессиональной деятельности. Эмоционально-волевое проявление представляет типичный эмоциональный фон, на котором он осуществляет свою профессиональную деятельность. Все остальные факторы как бы накладываются и преломляются через него, усиливая или ослабляя эмоциональное состояние специалиста.
Социальный работник как человек не может безразлично относиться к своим профессиональным задачам. Его профессиональная деятельность немыслима без эмоционального и волевого проявления. Во взаимодействии людей происходит исключительно сложное эмоционально-волевое взаимопроявление, либо обогащающее, либо деформирующее, либо в чем-то обогащающее, а в чем-то деформирующее. На эмоционально-волевое проявление социального работника влияют различные факторы. Среди них следует выделить: субъектный (типичное эмоциональное проявление специалиста); объект деятельности и его эмоциональное проявление; сама профессиональная деятельность, ее результативность; а также субъектная воля и объектная воля.
Субъектный эмоциональный фактор — типичное эмоциональное проявление специалиста в профессиональной деятельности. Эмоциональное проявление — это чувственное переживание специалиста, которое он испытывает в процессе профессиональной практики. Оно возникает под воздействием ведущих факторов, обусловливающих профессиональную деятельность социального работника.
Фактор самой профессиональной деятельности. Он может вызывать безразличие, удовлетворение и создавать комфортность или дискомфортность при самореализации специалиста. Комфортность имеет место, когда специалист увлечен своей профессией, любит ее, находит в ней свое призвание, у него есть достижения в процессе профессиональной деятельности и он получает удовлетворение от деятельности и ее результата.
Фактор объекта деятельности и его эмоционального воздействия. Объект социальной работы — это человек, находящийся в кризисной ситуации, в том числе с особыми нуждами. Он представляет собою наиболее незащищенное существо, имеющее порой значительные трудности при адаптации и самореализации в среде жизнедеятельности. В работе с таким объектом требуются особое отношение, сопереживание со стороны социального работника. Эмоциональное проявление в работе с клиентом оказывает значительное влияние на деформацию личности специалиста.
Объект социальной работы как живое существо имеет свою психику, эмоциональное своеобразие. Взаимодействие его с социальным работником способствует их взаимозаражению. Эмоциональное состояние субъекта (объекта) передается объекту (субъекту). Чем более эмоционален человек, тем более он способен трансформировать свое состояние на другого, психологически заражать его.
Эмоциональное взаимодействие предъявляет высокие требования к личности социального работника. Не каждый человек способен быть им. Данный факт следует учитывать молодому человеку при выборе профессии и при профессиональном отборе в учебных заведениях и центрах социальной работы. Специалисту нельзя быть «черствым», но и нельзя быть эмоционально заразительным. Сочувствуя клиенту, он как бы эмоционально проживает его проблемы. Чем глубже это переживание, тем большее влияние на личность специалиста оно оказывает. Длительная работа социального работника с людьми эмоциональными, имеющими особые нужды, сложные жизненные проблемы, нередко требует от него большого психического перенапряжения. Ему необходима большая психологическая энергия для преодоления возникающего эмоционального переживания. Внутренняя энергия специалиста компенсирует негативное влияние клиента. Неслучайно после работы с таким клиентом он может ощущать сильную усталость, опустошенность, такое состояние, как будто его лишили внутренней энергии, необходимой ему для самопроявления.
Длительная профессиональная деятельность, требующая высокого эмоционального напряжения, постепенно ведет к негативной профессиональной деформации личности. Последствиями ее могут быть либо привыкание и нереагирование на внутренние проблемы клиента (в этом случае говорят, что специалист «одеревенел», стал «толстокожим», безразличным к чужой боли), либо саморазрушение личности субъекта (складывается психопатология личности), что требует уже специальной реабилитационной помощи. Высокая негативная эмоциональность социального работника, в свою очередь, способствует соответственному заражению клиента, его деформации. Поэтому сохранение эмоциональной устойчивости специалиста является важнейшей задачей обеспечения его профессионального долголетия, позитивной роли в социальной работе.
Фактор среды выполнения профессиональной деятельности. Среда, как уже отмечалось, — это тот микроклимат, в котором ведется социальная работа. Она характеризуется эмоционально-психологическим настроем, который либо стимулирует эффективность профессиональной деятельности и способствует оптимальному развитию качеств и свойств личности специалиста, либо ведет к ее негативной профессиональной деформации. В одной среде специалист осуществляет свою деятельность с удовольствием, получает поддержку, помощь, участие, в другой — наоборот, у него нет опоры, он чувствует неодобрение, неуважение, зависть и даже осуждение. Все это существенно сказывается не только на профессиональной деятельности, но и на самой личности социального работника.
Результат профессиональной деятельности. Данный фактор также является исключительно важным, серьезно влияющим на личность социального работника. Положительный результат формирует у него удовлетворение, уверенность в себе, желание повторять подобную деятельность. Отрицательный же создает неудовлетворение, неуверенность, разочарование в ней. Под воздействием негативного результата происходит и негативное изменение личности. Особенно сказывается влияние на специалиста такого результата, в котором он сильно заинтересован. Высокая заинтересованность в результативности своей деятельности и глубокое переживание за ее достижение способствуют, с одной стороны, большей отдаче, ответственности в работе, с другой — полученный негативный результат имеет и большие отрицательные последствия для личности.
Воля — это способность социального работника осуществлять регуляцию и саморегуляцию своей деятельности и поведения, выражающиеся в активном преодолении трудностей, противоречий и конфликтов при выборе и достижении сознательно поставленных целей. Она выражает его индивидуальность, является самопроявлением и самовыражением его Я в профессиональной деятельности. В социальной работе происходит взаимодействие воли субъекта и воли объекта деятельности.
Субъектная воля — это воля социального работника, позволяющая ему выбрать наиболее оптимальную цель профессиональной деятельности и достичь ее, преодолевая и внутренние, и внешние трудности, препятствия, конфликты. Специалист с сильной волей способен обеспечивать успешность своей профессиональной деятельности с различными категориями людей. Такая профессиональная практика в большей степени способствует положительной деформации личности — самосовершенствованию. Сильная воля и низкий профессионализм социального работника могут привести к негативному результату в работе с клиентом, сформировать у клиента сознание обреченности, бесполезности усилий, подавить его волю. В зависимости от позиции социального работника субъетная воля, вступая во взаимодействие с объектной, может не только стимулировать ее направленное самопроявление, но и подавлять, разрушать ее. В этом случае требуется большая педагогическая культура работника, осознанность действий и поступков, недопущение диктаторства. Приоритетная роль в деятельности социального работника принадлежит педагогике сотрудничества.
Объектная воля — это воля человека, с которым работает социальный работник. Она может быть достаточно сильной и превосходить субъектную волю. В последнем случае, если она принадлежит клиенту, у которого сформировано недоверие к мнению других, специалисту трудно влиять на него. Его деятельность становится малоэффективной, и изменить это исключительно трудно. Работа с такими клиентами негативно деформирует личность специалиста. Как свидетельствуют факты, он оказывается беспомощен в работе с отдельными личностями, тяготится общения с ними, испытывает огромные психологические трудности в профессиональной деятельности.
Сильная негативная волевая позиция клиента может деморализовать деятельность социального работника. Он не получает в лице такого клиента соучастника в решении проблем последнего. Позитивная волевая позиция клиента, наоборот, может способствовать укреплению уверенности в положительном результате, усилению волевой позиции специалиста в достижении цели. Это облегчает деятельность социального работника, формирует у него уверенность в себе, позволяет получить в лице клиента и помощника, и соучастника в решении социальной проблемы.
Существует мнение, что специалист обязан справляться с любой личностью, так как имеет профессиональную подготовку. Однако те, кто так рассуждают, забывают, что социальный работник — это прежде всего человек с определенной эмоциональной и волевой сферой. Она вполне может оказаться слабее объектной. В этом случае только профессиональное мастерство и культура специалиста могут быть эффективными в социальной работе. В противном же целесообразно передать объект другому специалисту. Недостаточный учет данного фактора может так деформировать личность социального работника, что он как специалист будет потерян.
Необходимо подчеркнуть, что в данной проблеме достаточно сложно определить, действительно ли социальный работник не может справиться с объектом и нуждается в помощи или он хочет избавиться от неудобного для него клиента. Выявить эту грань непосредственному руководителю удается далеко не всегда.
Эмоционально-волевое проявление социальногоработника впрофес-сиональной деятельности. Эмоции и воля — явления тесно взаимосвязанные. Неслучайно говорят об эмоционально-волевой характеристике специалиста. Успешные волевые проявления подкрепляются положительными эмоциями, и наоборот, слабость, неуверенность вызывают и соответствующие эмоции. Личностная профессиональная деформация специалиста в первую очередь сказывается на эмоционально-волевой сфере. Ее разрушение практически ведет к профессиональной непригодности специалиста.
Таким образом, рассмотрены основные факторы, существенно влияющие на профессиональную деформацию социального работника. При их анализе отмечались личностный (субъекта социальной работы) и средовый факторы. Личностный — это тот потенциал (положительный и отрицательный), который присущ социальному работнику и его осознанная самоактивность. В процессе профессиональной деятельности как раз он имеет тенденцию к развитию. Что именно, в каком направлении и с какой интенсивностью получит развитие (задержится в развитии), зависит от самоактивности специалиста и среды, в которой он осуществляет свою профессиональную деятельность. Самоактивность социального работника определяет его жизненную позицию, в какой степени и в каком направлении он является самосозидателем или пассивным реализатором себя в профессии. В народе говорят: «Под лежачий камень вода не течет». Проявляя в профессиональной практике творчество, инициативу, активность или пассивность по обстоятельствам, копируя те или иные личности, проявляя волю и характер, социальный работник создает себя.
Среда выступает фоном, стимулирующим или сдерживающим самопроявление и развитие чего-либо в процессе профессиональной деятельности социального работника. Она позволяет наиболее полно реализоваться всем тем проявлениям, которые характерны, хотя бы в зачаточном состоянии, специалисту.
- Раздел I научно-теоретические основы социальной педагогики
- Глава 1
- § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- § 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
- Глава 2
- § 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- § 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
- § 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Социальное развитие человека
- § 2. Социализация человека как социально-педагогическое явление
- § 3. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
- Глава 5
- § 1. Источники социального развития человека
- § 2. Движущие силы социального развития человека
- § 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
- Глава 6
- § 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика
- § 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
- Глава 7
- § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
- § 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
- § 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
- Глава 8
- § 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества)
- § 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов
- Раздел III социальные отклонения в развитии и воспитании детей
- Глава 9
- § 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка
- § 2. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка
- Глава 10
- § 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений
- § 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Глава 11
- § 1. Понятие «трудновоспитуемьш» в социальной педагогике
- Раздел IV
- Глава 12
- § 1. Социокультурная среда семьи
- § 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи
- Глава 13
- § 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность
- § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
- Глава 14
- § 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология
- § 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- § 3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 15
- Глава 16
- § 1. Сми: виды и основные функции
- § 2. Основные методы воздействия сми на личность и группу
- Глава 17
- § 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- § 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- § 3. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- § 4. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Глава 18
- § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- § 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Специалист как личность
- § 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- § 4. Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8