§ 2. Основные методы воздействия сми на личность и группу
В СМИ используются определенные методы подготовки и реализации программ воздействия на личность, группы. При этом учитывается аудитория, на которую они рассчитаны, время реализации, особенности психологии потребителей предлагаемых программ. В зависимости от передачи, стоящих перед ней задач, аудитории, на которую она рассчитана, определяются наиболее целесообразные методы. К таким методам относят:
информационный метод. Он активно используется при подготовке реклам, информационных сообщений, проведении рекламной кампании и направлен на информирование зрителей о том или ином событии, человеке, явлении;
эмоциональный метод. Учитывая важность эмоциональной составляющей при формировании установок личности, данный метод применяется очень активно в зависимости от решаемой СМИ проблемы и, как правило, совместно с другими методами, усиливая их влияние на аудиторию;
патриотический метод. В его основе лежит воздействие на патриотические чувства аудитории. Большинство людей далеко не безразличны к своему краю, дому, отечеству, используя данный факт, СМИ активизируют внимание людей, формируют у них определенные установки, побуждают к определенным действиям. Метод широко применяется в рекламных целях, при проведении политических акций, выполнении определенных социальных заказов, для побуждения людей на определенные действия (вызвать протест к чему-либо либо организовать «всеобщую» поддержку чего-либо и пр.);
метод пробуждения страха. Это один из наиболее эффективных методов, основанный на интересе людей, к своему здоровью, благополучию своему и своих близких. Он воздействует на эмоции человека. Принимая во внимание то, что предлагаемая информация направлена на сохранение благополучия, безопасности зрителя и его близких, СМИ привлекают зрителя (потребителя) к информации, формируют у него неравнодушное отношение к ней, включают в активное осмысление и побуждают к определенным действиям. Метод широко используется в рекламных целях, при проведении различных политических акций и кампаний;
метод создания достижений, ситуацииуспеха. Человекчувству-ет удовлетворение, когда он ощущает свою правоту, добивается каких-либо результатов в своей деятельности в настоящее время или в прошлом. Сообщая информацию о чем-либо, стараясь показать, что человек этого может добиться достаточно легко, это ему необходимо и от него не потребуется большого труда, СМИ побуждают его включаться в предлагаемый процесс взаимодействия. Например, организуя различные игры, викторины, конкурсы и прочее, СМИ широко используют этот метод;
• юмористический метод. Юмор достаточно легко и быстро захватывает аудиторию своей простотой, доступностью. Он делает зрителя соучастником, активно внушая с помощью информации точку зрения авторов. Информация представляется ненавязчиво, запоминается вместе с юмором намного легче. Этот метод широко используется при подготовке различных программ, в том числе развлекательных, политических, рекламных и пр. Одним из важных требований при его применении является необходимость учитывать особенности аудитории и соответствие юмора ее культуре, возрасту, менталитету и пр.
На телевидении есть и специальные методы (приемы), основанные на психологических эффектах. Они имеют особое назначение и порой могут серьезно влиять на психику человека. Неслучайно при этом определяется аудитория или предусматриваются ограничения для просмотра. К наиболее типичным методам относятся:
А. Эффект процесса искаженного восприятия действительности. В основе метода лежит представление о явлении, которым человек мог бы восхищаться, но связанное с ужасными событиями, оно усиливает естественные страхи. Метод разработан Маей Дерен, с 1943 по 1959 г. снявшей в Голливуде семь короткометражных фильмов (в частности, «Полуденные сети»). Например, красивейший крупный мак вдруг превращается в некое окровавленное нечто, вызывающее безотчетный страх. Или девушка, идущая по улице, открывает дверь, поднимается по лестнице, входит в дом и подходит к окну. В нем она видит, как она идет по улице, входит в дом, открывает дверь... и все повторяется вновь и вновь, только финал становится каждый раз страшнее и напряженнее. В итоге зритель, после череды повторов видящий перед собой убитую героиню, с облегчением вздыхает. Ведь с ее кончиной рвется и череда пугающей его круговерти. Так, мирный обыватель начинает склоняться к агрессии, к навязанному ему выбору, который он до показа фильма, несомненно, отверг бы.
Такие приемы используются в предвыборных рекламных роликах.
Б. Создание фона резкого эмоционального сопереживания, вкрапливая в него кратковременные (в пределах двух секунд) определенные факты. Воздействие сюжета усиливается соответствующим музыкальным сопровождением. Таким образом обеспечивается значительное направленное влияние на психику зрителя. Автор метода Стэн Брэкидж, создатель 23 фильмов. Его фильм «Окно. Вода. Движение Младенца» (1959) — это череда сцен реальных мучений рожающей женщины, ловко смонтированных с двухсекундными — «эйзенштейновской» нарезкой — кадрами. На фоне возрастания боли усиливается и многократность повторения начальных сцен. Длинные схватки рожающей женщины перемежает мельтешение «предыстории».
Подобные приемы в настоящее время активно используют создатели видеоклипов (нарезка планов с мельчайшей продолжительностью), рекламщики и авторы ужастиков.
В. Эффект постепенного ненавязчивого, но длительного восприятия, приводящий к психическому истощению зрителя, вследствие чего он становится безоружным перед воздействием экрана. Автор метода Энди Уорхолл, знаменитый художник, король поп-арта. Известно, что нарушение психики начинается после полуторачасового такого «занудства». В его картине «Девушки из Челси» на протяжении трех с лишним часов на двух экранах с разным звуком и сюжетом (вернее, их отсутствием) идут почти житейские сцены. Парень расспрашивает девушку о ее первом сексуальном опыте: девушка стрижет челку; парень медленно раздевается и любуется собой... Периодически сцена с одного экрана перепрыгивает на соседний, повторяется и логически возникает в конце...
По этому принципу строятся многие лекции, проповеди или телевизионные публицистические передачи, ток-шоу, рекламные блоки (одинаковые на разных каналах).
С помощью каждого метода решаются определенные задачи воздействия на аудиторию (см. табл. 3).
Британские специалисты провели исследование психического состояния трех групп людей, которым предлагали прослушать или увидеть репортажи соответственно чернушно-негативного, положительного или нейтрального уровня. Поведение всех без исключения участников первой «чернушной» группы характеризовалось повышением беспокойства, депрессивным состоянием или просто откровенным страхом. Когда ученые предложили участникам эксперимента перечислить все, что их заботит, то «у негативистов» проблем набралось гораздо больше, чем у остальных.
СМИимеют и положительные, и отрицательные стороны, которые необходимоучитывать социальному педагогу:
Положительные стороны СМИ | Отрицательные стороны СМИ |
Массовость | Однообразие в мышлении, ощущениях |
Получение знаний о мире | Иллюзия знания |
Скорость передачи информации | Нарушение внутреннего ритма, выработка автоматизма |
Проживание определенного жизненного опыта | Превалирование эмоции, отключение разума |
Просмотр большого количества фильмов | Привитие плохого вкуса к разным видам искусства |
Спокойная (домашняя) обстановка пользования | Иллюзия одиночества |
Изложенное требует учета особенностей информационных программ для использования в социально-педагогической работе с человеком, особенно растущим. Они могут обогащать человека, активизировать его позитивные возможности для созидательной деятельности, выполнения своего гражданского долга, но могут деформировать, вызывать низменные чувства и даже разрушать личность.
Получение информации есть естественный, единственный способ социального развития личности. В процессе социального развития у человека формируются информационные потребности. Под ними понимаются его естественные потребности в различных видах, качестве и объеме информации. Под их воздействием формируются характер взаимодействия человека со СМИ. Они выступают одним из факторов социальной активности и самореализации человека.
Педагогически целенаправленное использование возможностей СМИ позволяет формировать у растущего человека информационно-педагогическую культуру — один из показателей его воспитанности. Она проявляется в его отношении к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, а также к их целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании.
Такая культура формируется прежде всего в семье с раннего возраста ребенка. Данный факт требует от родителей внимательного отношения к различным информационным системам, предлагаемым ими информационным программам, и педагогически правильно использовать их в воспитании и обучении. Своей социально-педагогической деятельностью родители способствуют оптимизации информационных контактов растущего ребенка, управляют процессом формирования у него информационных потребностей, информационной культуры. По своей сущности такая деятельность родителей называется педагогизацией информационной среды ребенка.
Педагогизацией информационной среды занимаются также социальные педагоги, воспитатели, классные руководители, работающие в образовательных учреждениях, специальных образовательных учреждениях, досуговых центрах. В их задачу входит целесообразное использование информационных программ в социальном воспитании детей и подростков.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что понимается под средствами массовой информации?
2. Назовите основные виды СМИ и дайте им социально-педагогическую характе- ристику.
3. Каковы основные функции СМИ?
4. Каковы основные концептуальные подходы, определяющие социально-педагоги- ческое влияние СМИ на аудиторию?
Назовите и дайте характеристику основных факторов, обусловливающих влияние СМИ на аудиторию.
Каковы наиболее типичные последствия влияния СМИ на человека?
Назовите и дайте характеристику основных методов, используемых при подготовке информационных программ.
Какова специфика специальных методов, приемов, используемых в СМИ для достижения психологического эффекта воздействия?
Что понимается под информационными потребностями человека, его информационно-педагогической культурой?
10. Место и роль семьи в педагогизации информационной среды ребенка.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Телевидение как совоспитатель ребенка в семье.
2. Компьютерные технологии в социальном формировании личности растущего ребенка.
3. Основы культуры взаимодействия со СМИ.
ЛИТЕРАТУРА
Афанасьев В77.Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.
Воробьев В.В. Твоя информационная культура. М., 1988.
Воспитательное воздействие на личность средств массовой информации и учреждений культуры. М., 1979.
Голицын ГЛ., Петров В.М. Информация — поведение — творчество. М., 1991.
Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 7.
Малахова Ю. Ловцы человеческих душ // Российская газета. 2000. 10 ноября.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
10. Харис Р. Психология массовых коммуникаций. Изд. 4-е. СПб., 2001.
- Раздел I научно-теоретические основы социальной педагогики
- Глава 1
- § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- § 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
- Глава 2
- § 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- § 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
- § 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Социальное развитие человека
- § 2. Социализация человека как социально-педагогическое явление
- § 3. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
- Глава 5
- § 1. Источники социального развития человека
- § 2. Движущие силы социального развития человека
- § 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
- Глава 6
- § 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика
- § 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
- Глава 7
- § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
- § 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
- § 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
- Глава 8
- § 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества)
- § 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов
- Раздел III социальные отклонения в развитии и воспитании детей
- Глава 9
- § 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка
- § 2. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка
- Глава 10
- § 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений
- § 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Глава 11
- § 1. Понятие «трудновоспитуемьш» в социальной педагогике
- Раздел IV
- Глава 12
- § 1. Социокультурная среда семьи
- § 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи
- Глава 13
- § 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность
- § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
- Глава 14
- § 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология
- § 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- § 3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 15
- Глава 16
- § 1. Сми: виды и основные функции
- § 2. Основные методы воздействия сми на личность и группу
- Глава 17
- § 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- § 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- § 3. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- § 4. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Глава 18
- § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- § 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Специалист как личность
- § 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- § 4. Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8