logo search
Мардахаев

§ 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, pai-dos — дитя, ребенок, ago — веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы спе­циально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и на­зывали paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, ко­торые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки — педагогика.

Слово «социальный» (от лат. socialis) означает — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смыс­ле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила обще­ства (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их заме­щающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.

Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направлен­ной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замеща­ющего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению челове­ка начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.

В развитии социальной педагогики прослеживаются два направле­ния: социальное и личностное.

А. Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающе­го поколения — это социопедагогика; в узком смысле — влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности чело­века — педагогика среды.

Социопедагогика. Деятельность государства и общества по воспи­танию своих граждан, отражающаяся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования имеет официаль­ный социально-педагогический характер.

В государстве складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они также имеют социально-педагогический, но неофициальный ха­рактер.

Социопедагогика изучает официальную и неофициальную дея­тельность государства, общества по формированию стратегии воспи­тания подрастающего поколения, ее тенденции и закономерности, а также особенности и возможности института ее реализации.

Педагогика среды. На формирование человека существенное влия­ние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К ним относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; иг­рушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авто­ритетные личности; социально-педагогические особенности коллек­тивов, в которые попадает человек на разных этапах его жизнедея­тельности; улица и многое другое.

Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных возрастных этапах его жизни (П. Наторп, П. Бергеманн, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, СТ. Шац­кий, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.Д. Семенов и др.).

Б. Личностное направление определяет социальную педагогику личности. Оно берет начало от «индивидуальной» педагогики Дж. Локка (1632-1704), Ж.Ж. Руссо (1712-1778) и др. В ней суще­ствует несколько направлений (условно-гуманистическое и консерва­тивное). Во второй половине XIX в. в «индивидуальной» педагогике возникла крайне правая, националистическая по своей сущности кон­цепция немецкого философа Ф. Ницше (1844—1900) — концепция формирования сверхчеловека. Это направление поставило перед пе­дагогами проблему воспитания человека ради него самого, либо под­готовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Это в большой степени способствовало появлению как альтернативы индивидуальной педагогике социального направления. Оно обосно­вывало приоритет социального предназначения человека, необходи­мость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включало: педагогику социального становления личности, педагогику социаль­ных отклонений в формировании личности, социальное воспитание.

Педагогика социального становления личности. Человек как соци­альное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, ин­дивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Ли­хачев и др.). Это значит, что человек, с одной стороны, социально формируется в соответствии с его индивидуальностью, теми особен­ностями и возможностями, которые характерны именно для него {внутренняя личностная обусловленность); с другой — формируется в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и ре­ализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей — ориентирован в социальном становлении в соответствии с требова­ниями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

Социальное саморазвитие человека. Этот сложный закономерный процесс свидетельствует о том, что при определенных условиях имеет место и соответствующее социальное развитие человека. Меняются условия, направленность и интенсивность социального развития. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Зна­ние того, как происходит социальное саморазвитие индивида, позво­ляет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленно­го влияния на условия его протекания и через них на сам процесс.

В этом заключается прикладная часть социальной педагогики. Она исследует возможности социального развития и воспитания, исправ­ления и перевоспитания, коррекции воспитательной деятельности, педагогической реабилитации конкретного человека, с учетом его ин­дивидуальности, среды воспитания и возможной социальной перспек­тивы.

Педагогика социальных отклонений в формировании личности. Подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека и определенных групп, возможности его пред­упреждения и преодоления (И.Г. Песталоцци, Е. Молленхауер, Ф.А. Дистервег, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинский и др.). На социальные отклонения формируемой личности значительное влия­ние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнеде­ятельности растущего человека и воспитание.

Социальное становление не является стихийным следствием вза­имодействия человека и среды. Значительное место в нем принадле­жит социальному воспитанию. По своей сути это — направленная де­ятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагоги­ческих целей (Песталоцци, Дистервег, Галагузова, Лихачев, Мудрик и др.).

С древнейших времен философы и педагогики считали ранний детский возраст наиболее благоприятным для направленного воспи­тания человека, стимулирования его социального самосовершенство­вания. Это период наибольшей динамичности и гибкости в развитии ребенка, чем он и важен в воспитательном отношении. Всякие упуще­ния, недоработки, перегибы, ошибки в социальном воспитании чело­века на ранних этапах его возраста незамедлительно отражаются на его становлении как личности.

Издревле важнейшим считалось нравственное воспитание. Оно подчиняется тем нормам и правилам, которые сложились в этом об­ществе и признаны им. Усвоение их человеком с раннего возраста оп­ределяет его поведение и самопроявление в среде жизнедеятельности. Именно нравственное начало в человеке выступает наиболее важной социальной основой, которая необходима ему для жизни и самореа­лизации в конкретном обществе. На это обратил внимание П.А. Со­колов (российский педагог конца XIX — начала XX вв.), анализируя истоки социально-педагогического направления в педагогике. Он под­черкивал, что известный немецкий философ И. Кант (1724—1804) идеалом социального формирования личности считал развитие ис­тинно человеческой природы, подготовки ее к нравственно волевой деятельности в условиях общества.

В нравственных принципах, нормах и правилах государство, об­щество определяют социально-педагогические ценности, идеалы, тре­бования к воспитанию человека. Нравственное воспитание включает социально-педагогический аспект, оно воздействует на содержание важнейшего направления социального воспитания — подготовку субъектов к жизни в обществе.

Сам по себе человек не может стать нравственной личностью. Он нуждается в помощи тех, кто в раннем возрасте способствовал его со­циальному становлению (родители, лица, их заменяющие, воспитате­ли, учителя и пр.). Нравственная позиция этих людей (воспитателей) во многом определяет содержание социального становления растуще­го человека. Собственное невежество в сфере воспитания они часто принимают за «мудрость». Далеко не всегда они готовы и способны прогнозировать социально-педагогические последствия своей воспи­тательной деятельности.

У человека самолюбие (себялюбие) проявляется с самого раннего возраста, когда все внимание направлено на него, на удовлетворение его потребностей и обеспечение его благополучия. Это, естественно, так как ребенок мал, слаб и беспомощен. Со временем, по мере роста, направленность и уровень себялюбия у него меняется под воздейст­вием воспитания в позитивном или в негативном плане.

Следует выделить в социальной педагогике и роль самого человека в его социальном становлении. Она различна в зависимости от его воз­раста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно инди­видуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом, как следствие образа жизни, формирования мировоззре­ния и воспитания нравственно-волевых качеств, все более и более воз­растает осознанный выбор, появляется нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определя­ют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в че­ловеке на разных возрастных этапах его жизни.

Структура социальной педагогики представлена на схеме 1.

Социальную педагогику следует рассматривать с позиций: а) госу­дарства и среды жизнедеятельности человека; б) социального воспи­тания; в) человека как социальной единицы; г) личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании.

а) Социальная педагогика — это научная и практическая деятель­ность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания подрастающего

Социопедагогика

Социальное воспитание

Педагогика социального становления личности

Педагогика социальных отклонений

Индивидуальная активность во взаимодействии со средой жизнедеятельности и в работе по самосовершенствованию

Саморазвивающаяся личность

Педагогика среды

Схема 1. Структура социальной педагогики

поколения. Она направлена на социально-педагогическую оценку за­конодательного творчества государства, деятельности государствен­ных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения. Данный раздел исследует также социаль­но-педагогические возможности и проблемы целесообразного ис­пользования различных институтов (семьи; образовательных, спе­циальных образовательных, исправительных, коррекционных, реа­билитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информа-ций и пр.) в воспитании.

б) Социальная педагогика — это теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, обществен­ных групп в процессе социализации.

Социальная педагогика как теория — это система понятий, утверж­дений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социаль­ного становление личности, социального управления группой (мас­сой) с учетом влияния на них факторов среды, сформулированных в совокупности учений и концепций и подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу соци­ального формирования личности, управления группой, проблемы со­циальных отклонений в них, возможности их предупреждения и пре­одоления.

Социальная педагогика как практика — это направленная деятель­ность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осу­ществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагнос­тике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы. Она также является направленной деятельностью по управлению массами, различными группами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иных целей.

Социальная педагогика как учебная дисциплина — это компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника, специалиста по специальной психологии, коррекционной и реабилитационной педагогике. Она состоит из ос­новных разделов, подразделов, включающих содержание педагогики среды и социальной педагогики личности. Каждый из подразделов имеет свое содержание и рассматривается во взаимосвязи с другими (см. схему 2).