§ 2. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка
Ребенок в развитии может опережать сверстников, что находит отражение в его социокультурном мире. Сдерживать это развитие не следует, стимулируя его проявление с учетом индивидуальной предрасположенности. Важно позаботиться о среде, где бы он мог реализовать себя, свою культуру. Он может и отставать в развитии. В этом случае необходимо ускорить его формирование. Такая деятельность исключительно индивидуальна и зависит от причин задержки личностного, средового и (или) воспитательного характера. В каждом случае требуется свой подход к социокультурному развитию и воспитанию ребенка. К основным факторам, существенно влияющим на социокультурный мир ребенка, относятся:
«возрастная» (усвоенная) культура;
родители, воспитатели, старшие, сверстники;
среда жизнедеятельности, с которой непосредственно взаимодействует ребенок дома, на улице, в детском саду и пр.;
целенаправленная деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка;
личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой деятельности.
«Возрастная» (усвоенная) культураребенка является результатом воздействия детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение, среды, в которой жил и развивался ребенок, и его воспитания..
Для каждого возраста имеет место своеобразие в формировании и проявлении субкультуры. Например, для подросткового возраста американский психолог Г.Э. Эриксон выделил типичные конфликты в формировании самосознания, характеризующие соответствующую субкультуру, как результат социального формирования личности:
временная перспектива или расплывчатое чувство времени;
уверенность в себе или застенчивость;
3) экспериментирование с различными ролями или фиксация одной роли;
ученичество или паралич трудовой деятельности;
сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;
отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета;
идеологическая убежденность или размытость системы ценностей.
Родители, воспитатели, старшие, сверстники — это носители и трансформаторы культуры, во взаимоотношениях с которыми происходит становление и развитие социокультурного мира ребенка. Взаимодействие ребенка с ребенком является важнейшим фактором (источником) для подражания и стимулирования его социального развития. Матео Вежио (1406—1458), итальянский гуманист, писал, что дети больше всего воспитываются примерами, надо предохранить их от дурных товарищей и дурного общества. Народная мудрость гласит: «с кем поведешься, от того и наберешься».
Общение, взаимоотношения ребенка с другими людьми являются естественной формой его самопроявления. Начальное взаимодействие — «ребенок — родитель». Именно здесь в большей мере наблюдается взаимосвязь культуры взрослого человека с социокультурным миром ребенка. При этом в отношениях с матерью создаются наиболее благоприятные условия для социального развития, усвоения культуры. Она выступает главным защитником, опорой, удовлетворяет все потребности ребенка, что и определяет его связь с ней как с источником социокультуры. С возрастом он начинает выстраивать отношения и с другими людьми, которые вызывают его социальный интерес. Приоритетом чаще всего пользуются дети, сверстники. В детской среде быстрее формируются общие интересы, достигается взаимопонимание, проявляются увлечения. В дальнейшем интерес ребенка ко взрослым чаще всего снижается. Это объясняется многими причинами, и прежде всего нарушением взаимопонимания — «конфликт поколений», формированием извечной проблемы «отцы и дети». Одновременно усиливается интерес и стремление к взаимодействию со сверстниками, включение в сообщества, что характерно для подростков и юношества.
Среда жизнедеятельности, с которой непосредственно взаимодействует ребенок дома, на улице, в детском саду и пр. Человек развивается в определенной средовой обстановке. Среда — это своего рода фон, на котором формируется личность. Каждый фактор среды имеет свои социально-педагогические возможности — это семья; квартира, убранство квартиры; место расположения квартиры, дома, в котором живет ребенок (в городе, деревне); улица; люди, с которыми взаимодействует ребенок, окружающие его, представляющие своего рода пример старшего или сверстника, и многое другое. Социальная педагогика изучает факторы среды, влияющие на социальное формирование личности, и исследует возможности целесообразного использования их, профилактирования их негативного влияния.
Целенаправленная деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка. Она может иметь и (или) стихийный характер. Родители, которые уповают на то, что все дети вырастают, вырастут и их, в большей степени предпочитают стихийное воспитание. По данным специальных исследований, должна иметь место и целенаправленность в воспитании. Например, для стимулирования развития речи у детей родителям рекомендуется (Г. Крайг):
показывать и передвигать привлекательные, ярко окрашенные предметы;
размещать интересующие малыша предметы поблизости от него, чтобы их можно было стукнуть, пнуть, схватить, изучить получше;
• разговаривать с ребенком, называть его по имени;
обеспечить ребенка достаточным количеством предметов для хватания и манипулирования ими;
начинать играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «найди спрятанное»;
организовать безопасное место для исследовательско-ориенти-ровочной деятельности и обеспечить малыша набором привлекательных предметов, которые он мог бы отыскивать, перемещать и т.д.;
проговаривать свои действия («Я кладу мяч за спину, попробуй достать его»);
пытаться постепенно усложнять игры «найди спрятанное»;
играть с куклами и др.;
имитировать действия ребенка и стимулировать его к подражанию;
объяснять происходящее («Мяч закатился под стол, потому что ты ударил по нему»);
играть с ребенком во время купания, используя различные плавающие игрушки, в которые можно наливать воду, сжимать их и т.д.;
ставить вопросы и давать ребенку время найти ответ самому;
обеспечивать ребенка игрушками для его символических игр.
Основной задачей социально-педагогической деятельности взрослых по отношению к детям выступает обеспечение педагогически целесообразного взаимодействия с ними и стимулирование развития их активности, инициативы, самодеятельности.
Личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой деятельности. Источником развития ребенка выступает его природная активность. В зависимости от возраста она может проявляться в общении, деятельности, отношениях.
Особое место в формировании социокультурного мира ребенка принадлежит игре, которая является основной формой жизнедеятельности. Детские игры представляют собой один из видов социальной деятельности детского организма, средство развития ребенка как личности и способ его самовыражения. Сама по себе игра — это и цель, и действие, и наслаждение. В социально-педагогическом плане, в детских играх интегративно заложены в доступной форме социальные нормы и требования, национальный характер народа. Они отражают многовековой опыт проявления и развития душевных и физических сил ребенка, сформированный в той этнической среде, в которой он родился. Национальные игры помогают формировать у ребенка то особое, что характерно для его народа, тип личности с особенностями национальной ментальности.
Семейные игры обусловлены национальными и семейными традициями или профессиональной деятельностью родителей. Дети любят копировать своих родителей: учителей, врачей, продавцов, военнослужащих и пр. С помощью игр можно решать определенные социально-педагогические задачи, стимулируя формирование соответствующего социокультурного мира ребенка.
Предметом игры являются ролевое поведение, направленная активность, средством — разнообразные игрушки. В изобретении игрушек принимали участие многие народы и отдельные мыслители. Аристотель рекомендовал в интересах воспитания изобретать для детей игрушки, иначе они, не имея чем играть, станут ломать в доме дельные вещи. И.К. Лафатер (1741 — 1801) — швейцарский писатель придумал игру в деревянные кирпичики для построек и т.д. Платон писал, что мальчикам посредством игры следует давать такое направление, которое поможет им приспособиться к будущим своим занятиям. Локк советовал, чтобы все игры и развлечения детей имели целью формирование благих и полезных привычек. Та же мысль нашла отражение у французского педагога дошкольного воспитания Ф.В. Фре-беля (1782—1852). Он называл игру «высшей ступенью детского развития», разработал теорию игры.
В раскопках стоянок древних славян находят большое количество игрушек, что свидетельствует о любви и заботе родителей о детях, понимании важности для них игрушек и игр. В играх ребенок упражняет все части своего тела, самостоятельно познает их назначение и способы пользования ими. Они помогают развитию у него разного рода наблюдений, способности понимать, что хуже и что лучше. Посредством игры приобретаются навыки определения расстояния, величины, веса, прочности предметов, развивается сообразительность, практичность, критика суждений, воспитывается внимание. В целом они выступают важнейшим средством разностороннего развития ребенка.
Выделяют уединенные и совместные игры. Каждая из них имеет свое социальное назначение. Уединенные игры позволяют ребенку проявлять самостоятельность, полностью уходить в процесс игры и получать от этого истинное наслаждение. Они способствуют социальному развитию, формированию навыка самостоятельного решения простейших задач самореализации. Отсутствие такой возможности негативно сказывается на развитии ребенка. Закономерность его психического развития как социального существа определяется двумя противоположными процессами (тенденциями): стремлением к общению и обособлению. Нарушение условий, сказывающееся на проявлении данной закономерности, отражается на социальном развитии ребенка. Об этом свидетельствуют факты воспитания детей в государственных учреждениях, в домах, где отсутствует возможность для самостоятельной игры.
Для них имеет большое значение сам процесс игры. Именно он способствует наиболее полному развитию. Например, можно наблюдать такую картину. Мама отдыхает с ребенком, который играет в песочнице, насыпая в ведро песок и высыпая его. Подходит время идти домой, и мама начинает торопить ребенка. Чтобы ускорить игру, она помогает ему наполнить ведро песком. Ребенок возмущен, он плачет, высыпает ведро и приступает снова к его наполнению. Для него важен именно процесс, а не результат.
Ребенок, подражая другим, в играх овладевает опытом деятельности, и в душе его возникает потребность анализа. Источником его является естественная любознательность ребенка, которая проявляется в стремлении проанализировать (разобрать, развинтить и т.д.), что способствует познанию им окружающего мира на уровне обыденного сознания, в том числе и в сфере общественных отношений. Сначала этот анализ выражается примитивно (например, когда ребенку нравится какая-нибудь игрушка, он долго играет с ней, а затем чувствует неудержимое влечение познакомиться с ее внутренним устройством, разбирает ее). После этого ребенок с грустью смотрит на результат и начинает требовать ее восстановления. От анализа он переходит к творчеству. К разряду творческих игр принадлежат так называемые символические игры, а именно: в зверей, птиц, солдатиков, разбойников и т.п.
Важное место в развитии детей имеют игры, способствующие накоплению житейского опыта. С их помощью дети осваивают счет, первые правила строения, черчения, пения, состязания и т.д. Это те игры, которые еще со времен Платона рекомендуются для выявления наклонностей, степени дарований, пытливости ума и даже склада характера. Через них педагоги стараются направлять развитие умственных способностей ребенка, развивая у него склонность к определенным видам деятельности.
В социальном развитии особенно важны совместные (общественные) детские игры. Среди своих товарищей ребенок чувствует себя как бы в родственном, братском кружке. Играя с товарищами и соревнуясь с ними, он усваивает опыт общения и поведения в социальной среде. Недаром же говорят, что жизнь возгорается из жизни, как пламя от пламени. В этой среде у ребенка проявляется наибольшая изобретательность, остроумие, решительность, смелость, здесь складываются у него первые заботы об общественных интересах и уважение к ним, завязываются дружба, симпатии, вырабатываются и первые понятия о дисциплине и субординации условно поставленным вожакам. Ребенок учится соотносить свое поведение с поведением других, что важно в формировании у него понимания своих общественных отношений.
Изложенное представляет только некоторые наиболее существенные особенности социокультурного мира ребенка и необходимость его учета в процессе взаимодействия с ним, формирования его личности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы истоки формирования понимания важности детской субкультуры?
2. Раскройте понятия «субкультура», «детская субкультура», «социокультура», «социокультурный мир ребенка».
В чем сущность и особенности типичного и индивидуального социокультурного мира ребенка?
Назовите и дайте характеристику основных компонентов социокультуры ребенка.
Каковы особенности проявления социокультуры ребенка?
Каковы основные факторы, существенно влияющие на социокультурный мир ребенка?
Каково влияние «возрастной» субкультуры на развитие ребенка?
В чем проявляется влияние родителей, воспитателей, старших, сверстников социокультурный мир ребенка?
Каково влияние среды жизнедеятельности на социокультурный мир ребенка?
Раскройте особенности влияния целенаправленной деятельности по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка.
Каково влияние личных усилий самого ребенка в культурном самосовершенствовании?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Детская субкультура (на примере определенного возраста, иола, региона).
Социокультурный мир ребенка (па примере какой-либо семьи, учреждения).
ЛИТЕРАТУРА
Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2000.
Корчак Я. Право ребенка на уважение // Избр. пед. произв. М, 1979.
Крайг Г. Психология развития. Изд. 7-е. СПб., 2000.
Осорииа М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Изд. 8-е. СПб., 2000.
Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
Сухомлинский В.А. Трудные дети // Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1980. Т. 4.
- Раздел I научно-теоретические основы социальной педагогики
- Глава 1
- § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- § 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
- Глава 2
- § 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- § 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
- § 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Социальное развитие человека
- § 2. Социализация человека как социально-педагогическое явление
- § 3. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
- Глава 5
- § 1. Источники социального развития человека
- § 2. Движущие силы социального развития человека
- § 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
- Глава 6
- § 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика
- § 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
- Глава 7
- § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
- § 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
- § 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
- Глава 8
- § 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества)
- § 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов
- Раздел III социальные отклонения в развитии и воспитании детей
- Глава 9
- § 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка
- § 2. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка
- Глава 10
- § 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений
- § 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Глава 11
- § 1. Понятие «трудновоспитуемьш» в социальной педагогике
- Раздел IV
- Глава 12
- § 1. Социокультурная среда семьи
- § 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи
- Глава 13
- § 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность
- § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
- Глава 14
- § 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология
- § 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- § 3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 15
- Глава 16
- § 1. Сми: виды и основные функции
- § 2. Основные методы воздействия сми на личность и группу
- Глава 17
- § 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- § 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- § 3. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- § 4. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Глава 18
- § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- § 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Специалист как личность
- § 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- § 4. Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8