logo search
Мардахаев

§ 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов

Государство (общество) определяет требования к формированию личности подрастающего поколения, к решению социальных задач воспитания. Однако непосредственными воспитателями выступают социальные институты и сам человек. Именно они решают социаль­ные задачи формирования личности. Каждый социальный институт представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его воспитательную деятельность в государстве (обществе). Он решает общие (государственные), специальные и спе­цифические социально-воспитательные задачи. Выделяются следую­щие подходы (направления) в социальном воспитании с позиции со­циальных институтов:

Каждое учреждение, каждая организация имеют свою социальную среду (профессионально ориентированную). Она способствует фор­мированию в личности того, что отличает ее социальный статус, мен­талитет человека этой среды от любой другой: социального педаго­га — от учителя, военнослужащего — от служащего, социального ра­ботника — от врача и пр.;

— специальное (специфическое) социальное воспитание. Оно при­суще именно этой среде (семье, организации, учреждению). К такому типу относятся воспитание по определенному социальному идеалу, мо­дели, формирование соответствующего социального типа личности. Воспитание по социальному идеалу, модели имеет место в каждом учреждении, организации. Оно обусловлено нравственно-психологи­ческим климатом, установками, принципами, сложившимися тради­циями, опытом воспитательной деятельности, авторитетными личнос­тями, обеспечивающими воспитательный процесс, воспитательной деятельностью, средой, определяющей социальную востребованность формируемого человека, и пр. Это то специфическое, что нарождается именно здесь, в данной среде и отличает воспитанников одного уч­реждения от подобного ему.

В семье такой тип социального воспитания можно назвать роди­тельским воспитанием по определенному социальному идеалу. Каждая мать и каждый отец задумываются о целях воспитания своего ребенка. Они решают его различно, но всегда узкоэгоистически, мысленно рисуя себе картину будущего, в котором придется жить их дочери или сыну, отыскивают в нем теплое место под солнышком и все свои силы направляют к тому, чтобы их ребенок получил то воспитание, те на­выки, которые дадут ему возможность занять это местечко. Но это будущее рисуется ими различно, например, воспитать сына так, «чтобы он блистал в обществе», «продолжал дело», «вышел в люди», сделался инженером, ученым и т.д.

Специфическая среда семьи, учреждения порой способствует соци­ально-негативному формированию личности воспитанника, вследствие чего он становится объектом воспитания улицы, негативной среды, от­дельной негативной личности. Другими словами, имеют место факты, когда либо сама среда способствует появлению социальных отклоне­ний, либо она стимулирует уход воспитанника на улицу, определяя ха­рактер его социального формирования. В этом случае возникает необ­ходимость направленной деятельности специальных государственных учреждений по перевоспитанию (исправлению) результатов уличного и семейного воспитания (Луначарский, Макаренко, Сорока-Росинский и др.). Такой подход в социальном воспитании можно назвать социаль­но контролируемая социализация, осуществляемая в специально создан­ных воспитательных организациях. Это направление получило широ­кое развитие во многих странах мира, в том числе и в России. Особенно ему стали уделять внимание с 1918 г., когда волна детской преступности и безнадзорности захлестнула Россию. Оно оказалось востребованным и в современных условиях в связи с ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Направленная социально-воспитательная деятельность имеет место и в случаях, когда речь идет о категориях детей, подростков с особыми нуждами. Имеется в виду направленное социальное воспита­ние человека с учетом его личностно-социальных проблем, возможнос­тей и в соответствии с социальными потребностями среды его жиз­недеятельности. В каждом конкретном случае возникают свои социально-воспитательные цели и способы их достижения.

С возрастом ребенок, чаще всего подросток, юноша, молодой чело­век, задумывается о смысле жизни, о будущей профессии. Он сам ста­вит перед собой вопрос о том, кем ему быть, определяет, каким обра­зом этого добиться. В зависимости от того, как он своими силенками решает этот вопрос, выбирает то или другое направление по самосо­вершенствованию и сообразно с этим организует свою работу, можно судить о его деятельности по социальному самовоспитанию. Данный факт диктует необходимость еще одного подхода в социальном воспи­тании с позиции субъекта самосовершенствования — направленное (осознанное) социальное самосовершенствование (самовоспитание) че­ловека (Шульгин). Оно определяется результатом его предшествую­щего социального воспитания и характерно для подростка, молодого человека на этапе социального выбора и практической деятельности по его достижению. Отсюда необходимость определения, каким дол­жен быть молодой человек и как этого можно достичь посредством социального воспитания в школе и семье, превращая его из объекта в субъект социального самовоспитания.

Социальный выбор юноши во многом зависит от результата его предшествующего социального воспитания. Именно ведущая

роль в нем должна принадлежать государству, которое осуществляет его через институты образования и семьи. Однако на молодого чело­века в формировании его социального выбора оказывает существен­ное влияние пример значимого для него лица, кинофильм или видео­фильм, литература или другой фактор, которые далеко не всегда носят позитивный характер. Все это свидетельствует о том, что его социаль­ный выбор может быть как позитивным, так и негативным. Следова­тельно, все то, что влияет на него, имеет не частный, а государст­венный характер. Данный факт диктует необходимость заботы госу­дарства об источниках социального воздействия на подрастающее поколение.

Изложенное раскрывает различные типы (направления) социаль­ного воспитания. Другими словами, социальное воспитание включает комплекс основных направлений воспитательной деятельности в за­висимости от того, кто определяет направление и кто обеспечивает его решение (см. схему 1).

Другие государства, конфессии, движения

Таким образом, социальное воспитание характеризуется следую­щими факторами: кто его организует; направленность; содержание; результат (тип формируемой личности как результат социального воспитания) (см. схему 2).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте общее понятие, сущности социального воспитания.

  1. Дайте общую характеристику понятия социального воспитания с позиции госу­дарства.

  2. Каковы типичные подходы к определению сущности и содержания социального воспитания?

  3. Дайте общую характеристику социального воспитания с позиции социальных институтов.

5. Дайте общую характеристику социального воспитания с позиции семьи.

6. Раскройте особенности социального воспитания с позиции интернатного учреж- дения. »

  1. В чем смысл и значение социального воспитания человека как субъекта?

  2. В чем заключается необходимость социального перевоспитания и его сущность?

9. Раскройте особенности направленного социального воспитания людей с особыми нуждами.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Социальное воспитание в семье и его особенности.

  2. Общественная организация и социальное воспитание.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Громова МЛ. Педагогические основы образования взрослых. М, 1993.

  2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

  3. Немое Р.С. Психология образования: В 2 кн. М., 1994. Кн. 2.

  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М, 1996.

  5. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления лич­ности. М, 1994.

  6. Дюргейм Э. Социология образования. М, 1996.