§ 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс состоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Практика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качественные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.
Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.
В широком плане это, например, процесс социального развития человека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека — ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности социального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристики на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику очень подробно оценивать ход социального развития человека, ориентироваться в определении цели и характера социально-педагогической деятельности по отношению к нему в данных условиях.
Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реализации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечивает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообразное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогического процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического процесса и умение использовать его применительно к себе, своей профессиональной деятельности очень важно для социального работника.
По своей сущности внешний социально-педагогический процесс — это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспечения прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогического процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста.
При рассмотрении содержания социально-педагогического процесса выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению определенной цели. Функциональный определяет особенности профессио-
3 - 5887
нальной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе (по-дэтане). Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой), а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъекта и объекта.
Субъект внешнего социально-педагогического процесса — это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной деятельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.
Содержание и направленность внешнего социально-педагогического процесса ориентируются на определенный объект социальной работы — людей пожилого возраста, людей с особыми нуждами, социально незащищенных людей и пр., их индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к своей проблеме, возможности ее решения.
Субъект и объект определяют своеобразие социально-педагогического процесса.
Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста — как ее идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.
Внешний социально-педагогический процесс также включает определенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следующие (структурный подход):
— 1-й — подготовительный;
— 2-й — непосредственной деятельности (процесс реализации выбранной педагогической технологии);
— 3-й — результативный.
В литературе чаще встречается функциональный подход при выделении этапов, например: диагностико-ирогностический, выбора технологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно-результативный.
Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутреннего социально-педагогического процесса, цели социально-педагогической деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют:
Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально-педагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность. В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального поведения можно предметно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:
а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с этим социальные проблемы;
б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его по- зитивного потенциала, создающих возможности для самореализации;
в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализа- ции, возможностей (личностных) в достижении определенной степе- ни, активности в работе над собой, отношения к социальному работ- нику;
г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность для самореализации.
При взаимодействии социального работника с человеком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных педагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:
а) создать социально-педагогическую характеристику клиента;
б) сформулировать его основные социально-педагогические про- блемы;
в) выработать рекомендации социальному работнику в работе с ним:
показания;
предостережения, главное назначение которых — «не навреди»;
• советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.
Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность человека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к следующему подэтапу.
Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания человека, закономерностей его развития (закономерностей развития качеств, свойств личности) социальный работник имеет возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внутреннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.
Предметом социально-педагогического прогнозирования выступают два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социально-педагогическими процессами:
а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагоги- ческим процессом, а именно:
направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;
возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;
б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социально- педагогическим процессом, а именно:
способность социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;
способность социального работника обеспечить достижение прогнозируемой цели;
соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.
Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии достаточно полной информации о личности клиента, необходимой социальному работнику, с другой — на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.
В начале своей профессиональной деятельности специалист (социальный работник) пользуется преимущественно учебными пособиями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогнозирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобретает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозирования перспектив своего клиента и своей социально-педагогической деятельности.
Основываясь на личностном понимании своего социального предназначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особенностей, собственных возможностей, условий работы социальный работник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение.
Цель социально-педагогического процесса — это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом. .
В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить для ее достижения.
Далее следует подэтап выявления содержания и способа реализации внешнего социально-педагогического процесса. Данный подэтап включает:
Социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эмпирическое создание идеальной модели целенаправленной деятельности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей достижение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или частный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Главное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному работнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.
Выбор технологии — следующий подэтап социально-педагогического процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.
Для выбора (разработки) технологии социальному работнику необходимо знать:
социальные проблемы клиента и причины их возникновения;
индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция и возможности;
цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и основные задачи, которые следует решить в процессе ее достижения;
условия реализации технологии (в специализированном центре, дома);
формы реализации технологии (в стационарных условиях; в домашних условиях; в центре социального обслуживания);
свои возможности в применении той или иной технологии;
временные возможности для реализации технологии.
Для каждой социально-педагогической проблемы может быть несколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной работы будут создаваться банки технологий по различным социальным проблемам. Каждая технология ориентирована на определенную категорию клиентов и решаемую проблему. Она включает: описание варианта социально-педагогической деятельности по ее решению; рекомендации к реализации, основные требования к личности, профессиональной подготовке и деятельности социального работника.
В зависимости от клиента, его социальных проблем, личного опыта социального работника, условий среды выбирается одна из технологий. Реализация ее осуществляется социальным работником через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления — множество.
Далее необходимо определить способ ее реализации. Для этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации, то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее оптимальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.
Планирование своей деятельности — следующий подэтап подготовительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализации по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности). Планирование помогает реализовать замысел, обеспечивающий комплексность и интенсивность деятельности.
Как правило, реализация технологии предусматривает определенное методическое обеспечение — материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала, необходимого для качественной и педагогически целесообразной деятельности по достижению цели.
Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социальная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить индивидуальный корректив для технологии, на основе которого делается ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совместной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.
Второй этап — основной — непосредственной деятельности по реализации выбранной технологии с использованием совокупности методов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными качественно-количественными показателями. Именно ради этих подэта-пов проводится вся предшествующая деятельность.
11а втором этапе идет не только активная реализация технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация.
Завершается он достижением в той или иной степени поставленной цели.
Третий этап — результативный — оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:
а) предварительная оценка результативности процесса деятель- ности. Чтобы сделать окончательный вывод об эффективности внеш- него социально-педагогического процесса, надо понять, в какой степе- ни человек может реализовать себя в естественной среде жизнедеятельности. Для этого необходимо дать человеку возмож- ность адаптироваться в новой обстановке и реализовать себя;
б) адаптация в естественных условиях самореализации. Наступле- ние данного подэтапа чаще всего зависит от результатов, реабилита- ции, перевоспитания, исправления в специализированных образова- тельных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Продуманная, хорошо организованная адаптация помогает не только закрепить полученные результаты дея- тельности, но и оценить результативность всего процесса, что позво- ляет ее считать заключительной операцией;
в) общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и его результативности;
г) общие (итоговые) выводы но реализации социально-педагоги- ческого процесса.
Для каждого внешнего социально-педагогического процесса существуют определенные условия среды, которые обеспечивают его наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию), достижение рационального результата.
Каковы пути повышения эффективности деятельности социального работника?
Внутренний социально-педагогический процесс обусловлен следующими факторами, определяющими соответствующие пути его совершенствования:
а) внутренними (индивидуальными) возможностями клиента к со- ответствующей адаптации, реабилитации;
б) активностью клиента, стимулирующей его деятельность по самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчер- кивает исключительную роль самого клиента. Он выступает, не пас- сивным фактором, а активным самосозидателем;
в) действенностью внешнего социально-педагогического процесса, который непосредственно ориентирован на взаимодействие с внут- ренним и направлен на обеспечение его наиболее полной реализации;
г) условиями среды, в которых живет и самореализуется клиент. Они либо стимулируют, либо сдерживают самореализацию внутрен- него социально-педагогического процесса клиента.
Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преимущественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь усиления его эффективности — повышение действенности каждого этапа, в том числе:
— повышение качества диагностики индивидуальности клиента;
качественная и наиболее полная социально-педагогическая характеристика клиента;
умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обусловленных внешним социально-педагогическим процессом;
достаточно точное определение социально-педагогической (соци-алыго-педагогических) проблемы (проблем) и на основе ее (их) — целевой установки внешнего социально-педагогического процесса; задачи, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное достижение цели;
умение осуществлять социально-педагогическое моделирование процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной технологии;
выбор наиболее оптимальной технологии и способа ее реализации;
обеспечение качества подготовки к реализации процесса деятельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социально-педагогического процесса);
обеспечение качества реализации внешнего социально-педагогического процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;
обеспечение адаптации клиента после завершения реализационной деятельности, помощь и поддержка его в самореализации.
Таким образом, достигается наиболее оптимальное взаимодействие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и наиболее полная реализация их возможностей.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте характеристику понятия «педагогический процесс».
Охарактеризуйте позицию П.Ф. Каптерева как основоположника идеи педагогического процесса.
Раскройте сущность и структуру внутреннего социально-педагогического процесса.
Раскройте сущность, структуру (этапы) внешнего социально-педагогического процесса.
5. Какова взаимосвязь внутреннего и внешнего социально-педагогических про- цессов?
6. Охарактеризуйте субъекта и объекта социально-педагогического процесса.
7. Каковы основные направления совершенствования социально-педагогического процесса?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Внутренний социалыю-педагогичсский процесс.
Внешний социально-педагогический процесс в социальной работе.
ЛИТЕРАТУРА
Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М., 1982.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Изд. 2-е. М., 1996.
Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
Сласпенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шияиов Е.Н. Педагогика. М., 1998.
Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.
6. Стефаиовская ТА. Педагогика: наука и искусство. М, 1998.
- Раздел I научно-теоретические основы социальной педагогики
- Глава 1
- § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- § 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
- Глава 2
- § 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- § 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
- § 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Социальное развитие человека
- § 2. Социализация человека как социально-педагогическое явление
- § 3. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
- Глава 5
- § 1. Источники социального развития человека
- § 2. Движущие силы социального развития человека
- § 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
- Глава 6
- § 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика
- § 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
- Глава 7
- § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
- § 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
- § 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
- Глава 8
- § 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества)
- § 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов
- Раздел III социальные отклонения в развитии и воспитании детей
- Глава 9
- § 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка
- § 2. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка
- Глава 10
- § 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений
- § 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Глава 11
- § 1. Понятие «трудновоспитуемьш» в социальной педагогике
- Раздел IV
- Глава 12
- § 1. Социокультурная среда семьи
- § 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи
- Глава 13
- § 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность
- § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
- Глава 14
- § 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология
- § 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- § 3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 15
- Глава 16
- § 1. Сми: виды и основные функции
- § 2. Основные методы воздействия сми на личность и группу
- Глава 17
- § 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- § 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- § 3. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- § 4. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Глава 18
- § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- § 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Специалист как личность
- § 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- § 4. Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8