logo search
Мардахаев

Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8

Глава 1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи 8

§ 1. Сущность и содержание социальной педагогики как

специфического знания, теории и практики 8

§ 2. Основные категории, функции и задачи социальной

педагогики 15

Вопросы и задания. 19

Примерные темы рефератов. 19

Литература. 19

Глава 2. Основные принципы социальной педагогики 20

§ 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике . . 20 § 2. Общая характеристика основных принципов социальной

педагогики и их требования 21

Вопросы и задания. 28

Примерные темы рефератов. 29

Литература 29

Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершен- ствования 30

§ 1. Понятие, сущность и содержание

социально-педагогического процесса 30

§ 2. Общая характеристика основных компонентов

социально-педагогического процесса 32

Вопросы и задания 40

Примерные темы рефератов. 41

Литература 41

Раздел П. Социальное формирование личности 42

Глава 4. Педагогика социального становления личности 42

§ 1. Социальное развитие человека 42

§ 2. Социализация человека как социально-педагогическое

явление . 43

§ 3. Особенности возрастной социализации человека на

различных этапах его жизни 51

Вопросы и задания. 52

Примерные темы рефератов. 53

Литература 53

Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития

ребенка 54

§ 1. Источники социального развития человека 54

§ 2. Движущие силы социального развития человека 56

§ 3. Роль личности ребенка в социальном

самосовершенствовании , 71

Вопросы и задания. 73

Примерные темы рефератов. 73

Литература 73

Глава 6. Деятельность и ее социально-педагогические возмож- ности 74

§ 1. Деятельность и ее социально-педагогическая

характеристика 74

§ 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное

влияние на личность 78

Вопросы и задания. 79

Примерные темы рефератов. 80

Литература 80

Глава 7. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 81

§ 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном

развитии, социализации 81

§ 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и

преодоление 86

§ 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и

десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками . . 93

Вопросы и задания. 94

Примерные темы рефератов. 94

Литература 95

Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 96

§ 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества) . . 96 § 2. Социальное воспитание с позиции социальных

институтов и самой личности как его субъектов 100

Вопросы и задания 105

Примерные темы рефератов. 105

Литература 105

Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании

детей 100

Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка,

подростка 106

§ 1. Истоки формирования понимания важности детской

субкультуры и социокультурного мира ребенка 106

§ 2. Особенности проявления и необходимость учета

социокультурного мира ребенка, подростка 112

Вопросы и задания. 117

Примерные темырефератов. 118

Литература 118

Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути

преодоления 119

§ 1. Норма и патология в социальном развитии человека,

причины социальных отклонений 119

§ 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению

девиантного поведения детей и подростков. 126

Вопросы и задания. 131

Примерные темырефератов. 131

Литература 131

Глава 11. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины,

проблемы 132

§ 1. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике . 132 § 2. Типичные группы трудновоспитуемых и особенности

воспитательной работы с ними 138

§ 3. Формы проявления трудновоспитуемости и проблемы

воспитания трудновоспитуемых 143

Вопросы и задания. 147

Примерные темырефератов. 148

Литература 148

Раздел IV. Среда и формирование личности 149

Глава 12. Семья как социокультурная среда воспитания

и развития личности 149

§ 1. Социокультурная среда семьи 149

§ 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи . . . 155

Вопросы и задания 161

Примерные темырефератов. 161

Литература. 161

Глава 13. Улица как среда воспитания. «Дети улицы» 162

§ 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность . . 162 § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы» . . . .167

Вопросы и задания. 173

Примерные темырефератов. 173

Литература. 173

Глава 14. Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной

ситуации 175

§ 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для

детей, их типология 175

§ 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся

в трудной жизненной ситуации 178

§ 3. Государственные и негосударственные учреждения для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . 183

Вопросы и задания. 188

Примерные темырефератов. 189

Литература. 189

Глава 15. Проблемы воспитательной работы пенитенциарных

учреждений 190

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ 210

§ 1. СМИ: виды и основные функции 210

§ 2. Основные методы воздействия СМИ на личность и

группу. 217

Вопросы и задания. 222

Примерные темы рефератов. 223

Литература. 223

Глава 17. Профессиональная деятельность социального

работника и деформация личности 224

§ 1. Профессиональная деформация личности: понятие,

сущность и содержание. 224

§ 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно

влияющие на личность и ее проявление. 225

§ 3. Типичные проявления профессиональной деформации

личности социального работника 235

§ 4. Пути предупреждения и преодоления негативной

профессиональной деформации социального работника . . 241

Вопросы и задания. 245

Примерные темы рефератов. 246

Литература. 246

Глава 18. Педагогическая культура социального работника .... 247 § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура»,

«социально-педагогическая культура» 247

§ 2. Структура социально-педагогической культуры и

характеристика ее основных компонентов 248

§ 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры

социального работника 260

§ 4. Пути повышения педагогической культуры социального

работника 261

Вопросы и задания. 263

Примерные темы рефератов. 264

Литература 264

Учебное издание

МардахаевЛев Владимирович СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебник

Редактор И.Б. Зорька Корректор Е.К. Шарикова Художественным редактор И.С. Соколов Компьютерная верстка.КЫ.Купатова

Книги УИЦ «Гардарики» можно купить:

® В книготорговом объединении «Юристъ — Гардарика»:

Й Книги по ценам издательства

105082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. метро «Бауманская») Телефоны: 797-9081, 797-9082, 797-9083, 797-9084

363-0634, 363-0635, 363-0636 Адрес электронной почты: yr_grd@aha.ru

Интернет-магазин «Юристъ — Гардарика»: http://www.u-g.ru

Оптовый отдел, ,

«Книга-почтой» — с 9.00 до 18.00, выходные — суббота, воскресенье

Розничный магазин — с 10.30 до 20.00 (понедельник — суббота) с 10.00 до 16.00 (воскресенье)

ф В книжных магазинах Москвы:

• Книжный магазин «Юристъ» И Книги по цепам издательства

101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1 (ст. метро «Лубянка», «Китай-город»). Тел.: (095) 924-5036

Время работы: с 10.00 до 19.00, выходные — суббота, воскресенье

• ООО Торговый Дом «Библио-Глобус»

101861, Москва, ул. Мясницкая, д. 6 (ст. метро «Лубянка»)

• «Московский Дом Книги»

121019, Москва, ул. Новый Арбат, д. 8 (ст. метро «Арбатская»)

• ТДК «Москва»

103009, Москва, ул. Тверская, д. 8, стр. 1 (ст. метро «Охотный ряд»)

• «Юридическая книга»

121165, Москва, ул. Киевская, д. 20 (ст. метро «Студенческая»)

• «Читай-город»

Москва, ул. Новослободская, д. 21 (ст. метро «Новослободская», « Менделеевская »)

(D В книжных магазинах других городов России:

Гигиенический сертификат 77.99.02.953.Д.003058.05.04 от 05.05.2004

Изд. лиц. № 066160 от 02.11.98 Подписано в печать 12.01.2005. Формат 60x90'/к;. Печать офсетная. Гарнитура Петербург. Усл.-исч. л. 17,0. Доп. тираж 3000 экз. Заказ № 5887.

УИЦ «Гардарики» 101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1 Тел.: (095) 921-0289; факс: (095) 921-1169; e-mail: grd@aha.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфкомбинат». 143200, Можайск, ул. Мира, 93.