Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8
Глава 1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи 8
§ 1. Сущность и содержание социальной педагогики как
специфического знания, теории и практики 8
§ 2. Основные категории, функции и задачи социальной
педагогики 15
Вопросы и задания. 19
Примерные темы рефератов. 19
Литература. 19
Глава 2. Основные принципы социальной педагогики 20
§ 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике . . 20 § 2. Общая характеристика основных принципов социальной
педагогики и их требования 21
Вопросы и задания. 28
Примерные темы рефератов. 29
Литература 29
Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершен- ствования 30
§ 1. Понятие, сущность и содержание
социально-педагогического процесса 30
§ 2. Общая характеристика основных компонентов
социально-педагогического процесса 32
Вопросы и задания 40
Примерные темы рефератов. 41
Литература 41
Раздел П. Социальное формирование личности 42
Глава 4. Педагогика социального становления личности 42
§ 1. Социальное развитие человека 42
§ 2. Социализация человека как социально-педагогическое
явление . 43
§ 3. Особенности возрастной социализации человека на
различных этапах его жизни 51
Вопросы и задания. 52
Примерные темы рефератов. 53
Литература 53
Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития
ребенка 54
§ 1. Источники социального развития человека 54
§ 2. Движущие силы социального развития человека 56
§ 3. Роль личности ребенка в социальном
самосовершенствовании , 71
Вопросы и задания. 73
Примерные темы рефератов. 73
Литература 73
Глава 6. Деятельность и ее социально-педагогические возмож- ности 74
§ 1. Деятельность и ее социально-педагогическая
характеристика 74
§ 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное
влияние на личность 78
Вопросы и задания. 79
Примерные темы рефератов. 80
Литература 80
Глава 7. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 81
§ 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном
развитии, социализации 81
§ 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и
преодоление 86
§ 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и
десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками . . 93
Вопросы и задания. 94
Примерные темы рефератов. 94
Литература 95
Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 96
§ 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества) . . 96 § 2. Социальное воспитание с позиции социальных
институтов и самой личности как его субъектов 100
Вопросы и задания 105
Примерные темы рефератов. 105
Литература 105
Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании
детей 100
Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка,
подростка 106
§ 1. Истоки формирования понимания важности детской
субкультуры и социокультурного мира ребенка 106
§ 2. Особенности проявления и необходимость учета
социокультурного мира ребенка, подростка 112
Вопросы и задания. 117
Примерные темырефератов. 118
Литература 118
Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути
преодоления 119
§ 1. Норма и патология в социальном развитии человека,
причины социальных отклонений 119
§ 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению
девиантного поведения детей и подростков. 126
Вопросы и задания. 131
Примерные темырефератов. 131
Литература 131
Глава 11. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины,
проблемы 132
§ 1. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике . 132 § 2. Типичные группы трудновоспитуемых и особенности
воспитательной работы с ними 138
§ 3. Формы проявления трудновоспитуемости и проблемы
воспитания трудновоспитуемых 143
Вопросы и задания. 147
Примерные темырефератов. 148
Литература 148
Раздел IV. Среда и формирование личности 149
Глава 12. Семья как социокультурная среда воспитания
и развития личности 149
§ 1. Социокультурная среда семьи 149
§ 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи . . . 155
Вопросы и задания 161
Примерные темырефератов. 161
Литература. 161
Глава 13. Улица как среда воспитания. «Дети улицы» 162
§ 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность . . 162 § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы» . . . .167
Вопросы и задания. 173
Примерные темырефератов. 173
Литература. 173
Глава 14. Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации 175
§ 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для
детей, их типология 175
§ 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации 178
§ 3. Государственные и негосударственные учреждения для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . 183
Вопросы и задания. 188
Примерные темырефератов. 189
Литература. 189
Глава 15. Проблемы воспитательной работы пенитенциарных
учреждений 190
Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ 210
§ 1. СМИ: виды и основные функции 210
§ 2. Основные методы воздействия СМИ на личность и
группу. 217
Вопросы и задания. 222
Примерные темы рефератов. 223
Литература. 223
Глава 17. Профессиональная деятельность социального
работника и деформация личности 224
§ 1. Профессиональная деформация личности: понятие,
сущность и содержание. 224
§ 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно
влияющие на личность и ее проявление. 225
§ 3. Типичные проявления профессиональной деформации
личности социального работника 235
§ 4. Пути предупреждения и преодоления негативной
профессиональной деформации социального работника . . 241
Вопросы и задания. 245
Примерные темы рефератов. 246
Литература. 246
Глава 18. Педагогическая культура социального работника .... 247 § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура»,
«социально-педагогическая культура» 247
§ 2. Структура социально-педагогической культуры и
характеристика ее основных компонентов 248
§ 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры
социального работника 260
§ 4. Пути повышения педагогической культуры социального
работника 261
Вопросы и задания. 263
Примерные темы рефератов. 264
Литература 264
Учебное издание
МардахаевЛев Владимирович СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебник
Редактор И.Б. Зорька Корректор Е.К. Шарикова Художественным редактор И.С. Соколов Компьютерная верстка.КЫ.Купатова
Книги УИЦ «Гардарики» можно купить:
® В книготорговом объединении «Юристъ — Гардарика»:
Й Книги по ценам издательства
105082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. метро «Бауманская») Телефоны: 797-9081, 797-9082, 797-9083, 797-9084
363-0634, 363-0635, 363-0636 Адрес электронной почты: yr_grd@aha.ru
Интернет-магазин «Юристъ — Гардарика»: http://www.u-g.ru
Оптовый отдел, ,
«Книга-почтой» — с 9.00 до 18.00, выходные — суббота, воскресенье
Розничный магазин — с 10.30 до 20.00 (понедельник — суббота) с 10.00 до 16.00 (воскресенье)
ф В книжных магазинах Москвы:
• Книжный магазин «Юристъ» И Книги по цепам издательства
101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1 (ст. метро «Лубянка», «Китай-город»). Тел.: (095) 924-5036
Время работы: с 10.00 до 19.00, выходные — суббота, воскресенье
• ООО Торговый Дом «Библио-Глобус»
101861, Москва, ул. Мясницкая, д. 6 (ст. метро «Лубянка»)
• «Московский Дом Книги»
121019, Москва, ул. Новый Арбат, д. 8 (ст. метро «Арбатская»)
• ТДК «Москва»
103009, Москва, ул. Тверская, д. 8, стр. 1 (ст. метро «Охотный ряд»)
• «Юридическая книга»
121165, Москва, ул. Киевская, д. 20 (ст. метро «Студенческая»)
• «Читай-город»
Москва, ул. Новослободская, д. 21 (ст. метро «Новослободская», « Менделеевская »)
(D В книжных магазинах других городов России:
Санкт-Петербург, ул. Кронштадтская, д. 11 • ОАО «Ленкнита»
Оренбург, ул. Туркестанская, д. 23 • Магазин «Мир книги»
Воронеж, ул. Кольцовская, д. 23 • Магазин «Книги для вас»
Краснодар, ул. Ставропольская, д. 87 • Магазин «Кругозор»
Новосибирск, Красный пр-т, д. 153 • «Сибирский Дом Книги»
Нижний Новгород, пл. Свободы, д. 1 • Магазин «Деловая книга»
Самара, ул. Чкалова, д. 100 • ООО «Киви»
Саратов,у а. Университетская, д. 42 • Библиотека СТУООО «Александрией К>:
Челябинск, ул.Барбюса, д. 61 • Книжный магазин
Омск, пр-т Мир а, д. 55А • Магазин «Велесъ»
Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 101 • Магазин «Де-Юре»
Иркутск, ул. Байкальская, д. 172 • Магазин «ПродаЛитЪ»
Иркутск, ул. К. Маркса, д. 12 • Магазин «Иркутская книга»
Гигиенический сертификат 77.99.02.953.Д.003058.05.04 от 05.05.2004
Изд. лиц. № 066160 от 02.11.98 Подписано в печать 12.01.2005. Формат 60x90'/к;. Печать офсетная. Гарнитура Петербург. Усл.-исч. л. 17,0. Доп. тираж 3000 экз. Заказ № 5887.
УИЦ «Гардарики» 101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1 Тел.: (095) 921-0289; факс: (095) 921-1169; e-mail: grd@aha.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфкомбинат». 143200, Можайск, ул. Мира, 93.
- Раздел I научно-теоретические основы социальной педагогики
- Глава 1
- § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- § 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
- Глава 2
- § 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- § 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
- § 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Социальное развитие человека
- § 2. Социализация человека как социально-педагогическое явление
- § 3. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
- Глава 5
- § 1. Источники социального развития человека
- § 2. Движущие силы социального развития человека
- § 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
- Глава 6
- § 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика
- § 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
- Глава 7
- § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
- § 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
- § 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
- Глава 8
- § 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества)
- § 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов
- Раздел III социальные отклонения в развитии и воспитании детей
- Глава 9
- § 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка
- § 2. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка
- Глава 10
- § 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений
- § 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Глава 11
- § 1. Понятие «трудновоспитуемьш» в социальной педагогике
- Раздел IV
- Глава 12
- § 1. Социокультурная среда семьи
- § 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи
- Глава 13
- § 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность
- § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
- Глава 14
- § 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология
- § 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- § 3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 15
- Глава 16
- § 1. Сми: виды и основные функции
- § 2. Основные методы воздействия сми на личность и группу
- Глава 17
- § 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- § 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- § 3. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- § 4. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Глава 18
- § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- § 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Специалист как личность
- § 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- § 4. Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8