§ 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
Методологические основы социальной педагогики. В широком смысле к ним следует отнести теоретические, концептуальные положения, знания, которые выполняют по отношению к социальной педагогике методологическую функцию. Они вырабатываются такими науками, как философия, социальная философия, педагогика, психология, социальная психология, социальная работа, этнография, социология, медицина и др. В узком смысле это — цели, принципы построения, формы организации способов научного познания социально-педагогической действительности.
Основные категории социальной педагогики — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др. Сущность категорий рассматривается в соответствующих главах пособия.
Назначение (цель) социальной педагогики — способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).
Предмет социальной педагогики — социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия сто реализации. Однако перечисленное недостаточно полно раскрывает содержание предмета социальной педагогики. Поэтому каждый раздел будет его дополнять.
Содержание социальной педагогики определяется ее функциями, каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отражающих ее содержание. Функции (от лат. functio — отправление, деятельность) — обязанность, круг деятельности, назначение. Функции социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним относятся:
• Познавательная — исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).
Научная — изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические явления.
Диагностическая (оценочная) —диагностика социального в личности, социального своеобразия группы, осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.
Прогностическая — определение перспектив (ближайших и длительных во времени) развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека).
Объяснительная — описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования.
Адаптационная — деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия).
Преобразующая — социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание.
Коррекционная — направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей.
Реабилитационная — направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.
Мобилизационная — направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.
Профилактическая (защитно-профилактическая) — направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.
Образовательная — исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.
Управленческая — направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.
• Задачи педагогики. Они подразделяются на общие — теоретические, практические и частные — по отраслям практической деятельности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому из них по направлениям — теоретическому, практическому и образовательному. Задачи социопедагогики:
осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;
исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;
использование факторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решении определенных социально-педагогических задач;
исследование влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.
Задачи социального воспитания:
исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;
исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;
изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;
изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др.
Задачи изучения человека как социальной единицы:
исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности;
исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своеобразием;
выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления и др.
Задачи изучения личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:
выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;
исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человека на различных возрастных этапах и др.
2 - 5887
В публикациях встречается смешение понятий «социальная педагогика» и «социальная работа». Основными причинами такого подхода являются:
Институт социальной педагогики не получил широкого развития в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть социальной работы. В России социальная работа развивалась в том же русле.
В России институты социальной работы и социальной педагогики формировались одновременно. Ее первые теоретики (В.Г. Бочарова) считали, что отечественная социальная работа отличается от американской тем, что она делает значительный акцент на активизацию самого человека в решении своих социальных проблем. В этом заключается педагогика социальной работы — социальная педагогика.
Такой подход к социальной педагогике как педагогике социальной работы поддерживается зарубежными специалистами. Он им по-нятеп,
Однако следует подчеркнуть, что социальная работа и социальная педагогика имеют свои цели, объект и предмет (см. табл. 1).
Таблица 1
| Социальная работа | Социальная педагогика |
Цель | Социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обслуживание и пр. | Социально-педагогическая оценка (экспертиза), социальное развитие, социальное воспитание, их коррекция и реабилитация, исправление и перевоспитание |
Объект | Человек, имеющий социальную проблему, которую он не может решить самостоятельно | Человек, нуждающийся в социально-педагогической помощи. Социально-педагогические прогнозирование, оценка (экспертиза) |
Предмет | Оказание материальной помощи, социальная защита человека, процесс консультирования, процесс социального обслуживания человека с особыми нуждами и пр. | Социально-педагогический процесс развития, воспитания, коррекции или реабилитации и пр. Методы и методика проведения социально-педагогических прогнозирования, оценки (экспертизы) |
В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педагогика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет. Реализуют они свои цели соответствующими (своими) методами, средствами.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите и раскройте основные направления, отражающие развитие социальной педагогики.
Что представляет собой социопедагогика?
Дайте характеристику педагогики среды.
Что представляет собой педагогика социального становления личности?
Дайте характеристику педагогики социальных отклонений.
Каково место и роль самого человека в социальном становлении?
Что такое социальная педагогика?
Дайте характеристику социальной педагогики как теории.
Дайте характеристику социальной педагогики как практики.
Дайте характеристику социальной педагогики как учебной дисциплины.
Назовите и дайте характеристику основных категорий социальной педагогики.
Каково назначение социальной педагогики?
Что является предметом социальной педагогики?
Каковы основные функции социальной педагогики?
Каковы основные задачи социальной педагогики?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Социальная педагогика как теория.
Социальная педагогика как практика.
ЛИТЕРАТУРА
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. М., 1996.
Мардахаев Л.В., Липский И.А. Социальная педагогика: пути развития // Ученые записки: Науч.-теор. сборник МГСУ. 1996. № 2.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.
- Раздел I научно-теоретические основы социальной педагогики
- Глава 1
- § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- § 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
- Глава 2
- § 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- § 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
- § 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Социальное развитие человека
- § 2. Социализация человека как социально-педагогическое явление
- § 3. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
- Глава 5
- § 1. Источники социального развития человека
- § 2. Движущие силы социального развития человека
- § 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
- Глава 6
- § 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика
- § 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
- Глава 7
- § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
- § 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
- § 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
- Глава 8
- § 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества)
- § 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов
- Раздел III социальные отклонения в развитии и воспитании детей
- Глава 9
- § 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка
- § 2. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка
- Глава 10
- § 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений
- § 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Глава 11
- § 1. Понятие «трудновоспитуемьш» в социальной педагогике
- Раздел IV
- Глава 12
- § 1. Социокультурная среда семьи
- § 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи
- Глава 13
- § 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность
- § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
- Глава 14
- § 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология
- § 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- § 3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 15
- Глава 16
- § 1. Сми: виды и основные функции
- § 2. Основные методы воздействия сми на личность и группу
- Глава 17
- § 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- § 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- § 3. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- § 4. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Глава 18
- § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- § 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Специалист как личность
- § 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- § 4. Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8