logo search
Мардахаев

§ 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность

Воспитательная роль улицы известна с древнейших времен. Мно­гие педагоги и родители, давая характеристику ребенку, нередко от­мечали влияние улицы на его воспитание. В то же время улица часто является своего рода «домом» для многих детей и их основным вос­питателем. Причинами активного влияния улицы на формируемую личность ребенка являются индивидуально-психологические особен­ности детского возраста. Как отмечал СТ. Шацкий (1878—1934), это обусловлено природными свойствами ребенка, которые можно свести к следующим положениям:

  1. у детей сильно развит инстинкт общительности;

  2. они настойчивые исследователи по природе;

  3. им свойственно созидание — делание;

4) они стремятся проявить себя, получить собственные впечатле- ния;

5) огромную роль играет инстинкт подражательности.

Улица в большой степени позволяет ребенку реализовать свои ин­стинкты. Дети каждый день сталкиваются с поведением сверстников и взрослых на улице во всем его многообразии. Основными фактора­ми улицы, существенно влияющими на социальное воспитание ребен­ка, являются:

В современных условиях значительная часть детей является про­дуктами улицы, ее воспитанниками. Их называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными.

«Дети (ребенок) улицы» — это дети (ребенок), не достигшие 18 лет, результат воспитания которых определен улицей; дети (ребенок), живущие (живущий) на улице и для которых (которого) она является родным домом. Основными причинами формирования таких личнос­тей являются:

«Детей улицы», при живых родителях по стечению обстоятельств оказавшихся без их попечения, нередко называют социальными сиро­тами. К ним относят оставшихся без единственного или обоих роди­телей в связи с:

• признанием их недееспособными (ограниченно дееспособ­ными);

Существуют классификации «детей улицы»:

а) в зависимости от времени нахожденияребенка наулице:

б) в зависимости от социального положенияребенка:

• беспризорные — безнадзорные, не имеющие места жительства и (или) места пребывания. В отличие от бездомных беспризорные могут иметь жилье, но не жить в нем по каким-либо причинам. Их нередко называют бомжами — это несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие.определенного места житель­ства (регистрации). Такая категория детей может быть как при живых родителях или лицах, их замещающих, так и без них.

В социальной педагогике изучение педагогических возможностей улицы имеет особое значение. Существует специальный раздел — пе­дагогика среды, в котором они занимают важное место. Необходи­мость ее изучения и социально-педагогического использования за­ключается в том, что ее нельзя игнорировать, так как ей принадлежит значительная роль в социальном формировании личности. Изоляция от среды ведет к искусственности воспитания, что создает серьезные сложности для растущего человека. В дальнейшем он будет испыты­вать большие трудности в общении с другими людьми, чувствовать дискомфорт на улице в различных ситуациях, не понимать происхо­дящее вокруг, не уметь реагировать на те или иные явления и пр. Ему легко стать жертвой обстоятельств, негативного воздействия других людей, обмана и т.д.

Шацкий, признавая огромную роль среды в формировании чело­веческого характера, рекомендовал ее изучать и педагогизировать. Под педагогизацией среды он понимал ее преобразование и организа­цию с целью создания наиболее благоприятных воспитательных воз­действий с ее стороны на развитие ребенка. По своей сущности это — превращение ее стихийного и зачастую негативного влияния в педа­гогически целесообразный фактор — целенаправленный, организо­ванный, управляемый.

Цель педагогизации среды — создание социально-педагогических условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка. Сущность педагогизации среды, по мнению Шацкого, состоит в выяв­лении и развитии ее педагогического потенциала на основе:

а) культурно-образовательной работы с окружающим населе- нием;

б) кооперирования воспитательных усилий всех субъектов среды с целью усиления ее воспитательного и образовательного воздействия на детей и население района;

в) создания своеобразного социокультурного пространства, в ко­тором наиболее эффективно будет происходить развитие ребенка.

Идеи Шацкого нашли отражение в его практической деятельнос­ти. Он создавал социально-педагогические центры по работе с детьми по месту жительства (педагогизация среды жизнедеятельности), от­рывая их от улицы и организовывая их досуг, совместную деятель­ность, воспитывая их.

В современных условиях существуют несколько направлений по работе с «детьми улицы». Среди них следует выделить:

Значительная часть «детей улицы» нуждается в защите взрос­лых. Это проблема «ничьих детей». Их фактически некому искать, некуда деть, нечем помочь и защитить. Жизнь на улице побуждает их к преступному поведению. Защитить их — значит спасти от ее негативного влияния, жестокого обращения, насилия над ними, предупредить их преступное поведение, предоставить кров, обеспе­чить целесообразное воспитание и обучение, помочь в самоопреде­лении в жизни. Этот комплекс проблем должен решать специалист. В зарубежных странах защита прав детей улицы возложена на спе­циально подготовленных социальных работников. Их задача заклю­чается в том, чтобы изъять ребенка с улицы и обустроить его либо в семью, либо под опеку, либо в государственное или негосударст­венное учреждение.