§ 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
В процессе социально-педагогической работы с детьми улицы предусматривается создание так называемого «реабилитационного пространства» (РП) для несовершеннолетних из группы риска. Под ним в зарубежной теории и практике социальной работы понимается формирование территориальной системы ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск и реабилитацию несовершеннолетних, входящих в целевую группу безнадзорных. По существу выражение «реабилитационное пространство» не совсем корректно.
Во-первых, выявление несовершеннолетних, относящихся к группе риска, — это только первый шаг в организации деятельности по их социальной защите и налаживании социально-педагогической работы с ними.
Во-вторых, обеспечение взаимодействия между ведомствами одного региона может создать наиболее благоприятные условия для выявления лиц группы риска, но проблема заключается в организации защиты прав каждого и социально-педагогической работы с ним и группой в целом.
В-третьих, реабилитационное пространство предусматривает возможности преодоления негативного влияния факторов среды, способствующего развитию безнадзорности, чего не наблюдается в представленном определении.
В-четвертых, данное определение больше говорит о создании системы взаимодействия по организации деятельности, направленной на защиту прав ребенка, преодоление создавшихся социальных проблем для него, но не предусматривает решение возникающих в данной ситуации социально-педагогических задач.
Целесообразно назвать изложенную идею как создание территориальной системы профилактической деятельности по защите прав ребенка (ТСЗПР — территориальная система защиты прав ребенка). Она может решать следующие задачи:
— выявлять несовершеннолетних лиц группы риска;
обеспечивать защиту прав и свобод каждого ребенка группы риска с момента его выявления;
координировать усилия всех заинтересованных ведомств и лиц по обеспечению социальной защиты нуждающихся детей;
проводить профилактическую деятельность с несовершеннолетними группы риска по недопущению со стороны их правоправных действий;
направлять детей группы риска в приюты, центры социальной реабилитации с учетом возраста и их социальных проблем.
Основные функции ТСЗПР:
объединение и координация усилий всех заинтересованных в защите прав несовершеннолетних и социально-педагогической работе с ними на территории ТСЗПР;
исследовательские, направленные на выявление безнадзорных и социального сиротства, а также причин их возникновения, возможностей профилактической работы по месту жительства и др.;
обеспечение социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним;
привлечение к социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним населения района;
социально-педагогическая деятельность по отношению к несовершеннолетним, ставшим ее объектами;
содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав ребенка.
Основные принципы деятельности социального работника в ТСЗПР.
Принципы деятельности социального работника в ТСЗПР можно разделить на группы в зависимости: от отношения к объекту деятельности специалиста — ребенку, юноше и от профессионализма и позиции специалиста в деятельности.
Принципы, обусловленные профессионализмом специалиста и его деятельностью.
Принцип компетентности. В работу с детьми и молодежью можно включаться только компетентному человеку, знающему субкультуру молодежи, умеющему ее понимать и уважать. В противном случае ему просто будет сложно понять «детей улицы», их особую субкультуру, интересы, увлечения, позиции, отношение к окружающей среде, людям разного возраста и статуса.
Принцип искренности. С детьми и молодежью можно строить диалоговые отношения только тогда, когда между собеседниками складываются доверительные отношения. Это обязывает специалиста быть всегда искренним, говорить только то, что знает сам, в чем уверен. Не следует обещать детям то, во что он сам не верит или в чем сомневается. Если специалист не знает ответа на поставленный ему вопрос, лучше в этом честно признаться. От этого его авторитет не уменьшится, и в то же время возможности для дальнейшего диалога не будут утрачены.
Принцип естественности в профессиональной деятельности. Социальный работник строит свою деятельность как можно более естественно. Он не играет, а относится к ней с позиции своей компетенции. Он слушает ребят, интересуется их опытом, в меру необходимости учится понимать их.
Принципнезависимости и достаточности, какличности, способной привлекать детей, быть для них интересной. Дети тянутся к тому, кто привлекает их внимание своей личностью, авторитетностью, независимостью и силой воли. Социальный работник, решивший работать с детьми улицы, должен чувствовать себя личностью и уметь ее проявлять.
Принципы, обусловленные отношением специалиста к объекту деятельности и самой деятельности.
Принцип уважения личного достоинства ребенка. Социальный работник должен подходить к ребенку с учетом того, каков он есть, с его достоинствами и недостатками. Не следует выделять его как «типичного», «нормального». Он оказался в данной жизненной ситуации по различным причинам. Специалист не должен опускаться до унижения ребенка. Он, напротив, должен стремиться помочь ему в его жизненной ситуации. С каждым из них он строит свою деятельность, принимая во внимание его индивидуальность.
Принцип доверия к несовершеннолетнему. В основе деятельности специалиста — доверие к подростку. Оно подразумевает принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверительных отношений с ним. Как правило, подросток, почувствовав полное доверие со стороны педагога, сам открывает ему секреты и представляет правильную информацию. В дальнейшем социальный педагог досконально проверяет ее и пользуется полученными данными исключительно аккуратно.
Принцип добровольности. Он основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон процесса — социального работника и ребенка (подростка). Реализация требований этого принципа — дело исключительно деликатное. Специалист может вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только тогда, когда существует явная угроза его жизни и здоровью. В то же время каждый день пребывания на улице формирует у него соответствующий социальный опыт, «благополучие», и далеко не всегда этот подросток заинтересован в помощи специалиста. Опасность для его жизни, перспективы криминализации остаются очень большими.
Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. В основе социально-педагогической деятельности лежат интересы детей группы риска, каждого ребенка, подростка. Во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, специалист встает на сторону несовершеннолетнего. Проявление ребенка, не соответствующее общественным нормам, воспринимается не как преступление, а как социальная болезнь, не всегда понятная ему самому, но ощущаемая им и окружающим миром в том или ином виде.
Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы предусматривает определенные этапы:
1-й этап — контакт и мотивирование. Этот этап подразумевает контакт с несовершеннолетним и его мотивирование на ресоциализа-цию. В этот период:
при необходимости ребенку оказывается экстренная помощь и предоставляется необходимая защита;
определяются травмирующие факторы и возможности их преодоления;
изучается сам ребенок, проводится его общая диагностика, определяются причины его попадания на улицу;
выявляется наличие у него родителей, возможности и целесообразность его возвращения в семью (если таковая имеется);
делается прогноз, где и в каких условиях этот ребенок мог бы пройти следующий этап социально-педагогической работы — ресоци-ализацию;
пишется на него социально-педагогическая характеристика и разрабатываются первичные рекомендации по социально-педагогической работе с ним;
решается проблема возможности организации правозащитной и социально-педагогической работы с конкретным ребенком по месту жительства;
ребенок направляется в центр (учреждение) социально-педагогической работы (социальной реабилитации, приют, интернатное или иное учреждение).
Ориентировочное время первого этапа — 1—4 недели.
2-й этап — ресоциализация. На этом этапе необходимо обеспечить первичную реабилитацию (ресоциализацию) несовершеннолетнего. В зависимости от характера социально-педагогической проблемы такая деятельность может осуществляться в специальном центре (приюте) или по месту постоянного жительства ребенка. Содержание деятельности включает:
— разработку индивидуальной программы социально-педагогической работы с несовершеннолетним. Эта программа предусматривает коррекцию последствий различных форм насилия над ребенком в семейной, школьной или иной среде, ставшей причиной его ухода на улицу; определение содержания и способов реализации культурно-эстетического, интеллектуального развития и восстановительного образования ребенка; возможную коррекцию системы нравственных ценностей, стереотипов поведения и мировосприятия, коммуникативных свойств и форм общения и другие социально-педагогические проблемы;
— адаптацию ребенка в новых (изменяющихся) условиях. Это особенно важно, когда ребенок попадает в специальное учреждение (реабилитационный центр). В определенной степени он нуждается в такой адаптации и помощи для снятия стрессовых явлений из-за нахождения в новых, непривычных для него условиях, которые необходимы ему для смены стереотипов уличной жизни, установок на выживание в агрессивных социальных средах на принятие социальных норм и стереотипов поведения в новых условиях жизни и воспитания;
реализацию индивидуальной и групповой программ социально-педагогической работы с ребенком. В каждом центре, как правило, существуют программы социально-педагогической работы с группой. Появление нового человека не требует ее изменения, однако могут иметь место определенные корректировки, которые позволяют либо включать его в воспитательный процесс как соучастника, либо предусматривать определенное влияние на него;
организацию работы с ближайшим окружением ребенка, с целью создания для него наиболее благоприятной социально-педагогической среды;
вовлечение по возможности в социально-педагогическую деятельность ближайшего окружения ребенка лиц, наиболее заинтересованных в его исправлении (перевоспитании). К ним относятся: родители либо лица, их заменяющие, родственники, в случае их заинтересованности в решении судьбы ребенка, учителя и др.;
консультационную деятельность. Она осуществляется с ребенком, родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, осуществляющими социально-педагогическую работу с ребенком;
проведение иной деятельности, связанной с индивидуальными проблемами ребенка. К ним относятся в зависимости от необходимости: лечение, психологическая реабилитация, решение каких-либо проблем, где необходимо участие социального работника (закрепление права на жилье, защита интересов ребенка в суде и пр.).
Ориентировочное время второго этапа — 2—4 месяца.
3-й этап — завершающая реабилитация. Это этап завершения социально-педагогической (реабилитационной) работы с ребенком и его окружением. Практически речь идет о реализации результатов первичной ресоциализации (приобретения ребенком нового социального опыта) в повседневной жизни. По тому, как проходит этот этап, можно судить о степени достижения социально-педагогической цели в работе с ребенком и его окружением.
В процессе социально-педагогической работы с ребенком собирается информация о том, что сделано и какие получены результаты.
Полученная информация позволяет проследить ход выполнения программы индивидуальной работы, дать ей количественную и качественную оценку, фиксировать промежуточные результаты, выявить, какое влияние она оказала на судьбу каждого воспитанника. База данных представляет статистический материал по проблеме социально-педагогической работы с детьми улицы. Такой материал необходим для осмысления опыта социально-педагогической работы и разработки рекомендаций для специалистов, работающих на разных этапах реабилитационной работы с несовершеннолетними.
Данные аналитической работы и деятельность по выполнению программ служат основанием для изменения общественного мнения, политики в области прав несовершеннолетних и нормативно-законодательной базы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Каковы основные причины активного влияния улицы на формируемую личность ребенка?
СТ. Шацкий о природных свойствах ребенка, обусловливающих влияние улицы на формируемую личность.
Основные факторы улицы, существенно влияющие на социальное воспитание ребенка, и их характеристика.
Что понимается под выражением «дети улицы»?
Основные причины формирования «детей улицы».
Что понимается под социальным сиротством?
Типичные группы «детей улицы» и их характеристика.
Дайте характеристику понятий «бездомные», «безнадзорные» и «беспризорные дети».
Что понимается под педагогикой среды, педагогизацией среды?
Сущность и содержание профилактики безнадзорности и беспризорности.
Основные этапы социально-педагогической работы с несовершеннолетними детьми улицы и их характеристика.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Безнадзорность в подростковой среде как социально-педагогическая проблема.
Защита прав ребенка улицы: сущность, содержание, особенности обеспечения.
Дети улицы и социально-педагогическая работа с ними.
ЛИТЕРАТУРА
Семейный кодекс Российской Федерации. Ст. 11 — 13, 18, 20, 21.
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон № 120-ФЗ, 24 июня 1999 г.
О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Указ Президента Российской Федерации № 1338 от 6 сентября 1993 г. // Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994). М, 1994.
Конвенция о правах ребенка // Справочник НИИ семьи и воспитания. Изд. 2-е. М., 2001.
Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях // Всемирные федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. Р/и-Д., 2002.
Дети улиц // Информационно-консультативный вестник. М., 1997, 2000.
Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дезадаптации детей и подростков: документы и материалы. В 2 ч. М, 1997.
- Раздел I научно-теоретические основы социальной педагогики
- Глава 1
- § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- § 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
- Глава 2
- § 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- § 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
- § 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Социальное развитие человека
- § 2. Социализация человека как социально-педагогическое явление
- § 3. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
- Глава 5
- § 1. Источники социального развития человека
- § 2. Движущие силы социального развития человека
- § 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
- Глава 6
- § 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика
- § 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
- Глава 7
- § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
- § 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
- § 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками
- Глава 8
- § 1. Социальное воспитание с позиции государства (общества)
- § 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов
- Раздел III социальные отклонения в развитии и воспитании детей
- Глава 9
- § 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка
- § 2. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка
- Глава 10
- § 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений
- § 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Глава 11
- § 1. Понятие «трудновоспитуемьш» в социальной педагогике
- Раздел IV
- Глава 12
- § 1. Социокультурная среда семьи
- § 2. Пути повышения воспитательных возможностей семьи
- Глава 13
- § 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность
- § 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
- Глава 14
- § 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология
- § 2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- § 3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 15
- Глава 16
- § 1. Сми: виды и основные функции
- § 2. Основные методы воздействия сми на личность и группу
- Глава 17
- § 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание
- § 2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление
- § 3. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
- § 4. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
- Глава 18
- § 1. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура»
- § 2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
- Специалист как личность
- § 3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника
- § 4. Пути повышения педагогической культуры социального работника
- Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики . . 8