logo search
Мардахаев

§ 1. Социокультурная среда семьи

Основными функциями (от лат. functio — функции, исполнение) семьи (специфическое назначение) являются:

• репродуктивная — продолжение рода;

• социализация (ресоциализация) — естественное усвоение соци­ального опыта и становления на этой основе человека как личности;

• коммуникативная — общение, т.е. в ней осуществляется изна­чальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.

На формирующуюся личность в семье оказывают влияние много­численные факторы, каждый из которых имеет свои особые социаль­но-педагогические возможности. К основным факторам, оказываю­щим существенное влияние на ребенка, относят:

Субкультурные — факторы, обусловленные субкультурным свое­образием семьи:

состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая по крайней мере из двух взрослых пар, обычно представителей двух по­колений; преимущественно женский или мужской состав и др.);

Факторы, обусловленные воспитательными возможностямироди-телей. Они отражают возможности членов семьи в передаче (форми­ровании) культуры ребенку:

собственный опыт семейного воспитания;

Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной дея-тельностьюродителей:

динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов, средо-вых условий;

приобщение к труду, самообслуживанию — трудовое воспитание;

умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания ребенка, как позитивную, так и негативную, и использовать получен­ную информацию в процессе воспитания;

типичные ошибки семейного воспитания.

«Детский» фактор — своеобразие объекта семейной среды суб­культурного воспитания:

Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности че­ловека, становление его как личности, развитие индивидуальности. Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое роди­телями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеоб­разие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью каких-либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями лич­ностей родителей, направленности воспитания и пр. В соответствии с типом воспитания и формируется личность. Можно выделить сле­дующие:

а) статусное:

б) социального назначения:

национальное воспитание — воспитание, основанное на нацио­нальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование типа личности — представителя определенной нации;

религиозное (конфессиональное) воспитание — воспитание в со­ответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложив­шегося в определенной религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители;

в) отличающееся своеобразием характерологических черт (стиль семейного воспитания) — способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причаст- ности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содер- жании испытываемых друг к другу чувств:

г) по направленности содержания — умственное, нравственное и т.п. Данные направления рассматриваются в теории воспитания общей педагогики.

На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотно­шения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.

Семейные взаимоотношения—субъективно переживаемые взаимо­связи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональные и де­ловые отношения в семье, ее микроклимат. Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский):

она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, не приспо­собленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, по­ступкам;

Авторитет родителей — это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые первыми ими не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедли­вость и целесообразность.

Макаренко выделил родительские авторитеты, негативно сказы­вающиеся на воспитании ребенка:

авторитет подкупа — послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.

Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, ос­нован на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчи­во, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя свой ха­рактер.