5.1. Способы регуляции психофизиологического состояния*
* Упражнения по регуляции психосоматического тонуса и аутогенной тренировке приводятся с незначительными дополнениями и изменениями на основе следующих источников: Ладанов И. Д. Управление стрессом. М., 1989; Дзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.
Упражнение «Наблюдение»
В процессе наблюдений за людьми делайте выводы о преобладании у них положительных и отрицательных эмоций.
Опишите состояние тех, кто переживает преимущественно положительные или отрицательные эмоции (внешний вид, походка, поза, жестикуляция, цвет лица, наличие морщин).
Наблюдая за людьми, старайтесь определить причины изменения их настроения. Как наблюдаемые воспринимают других?
Оцените свою способность переносить стрессовые нагрузки.
Упражнение «Контроль над мышцами»
Исходное положение: сидя на стуле, согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте: как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше? Затем в локоть, в плечо, в шею. Левая рука напрягается. Проверьте! Почувствуйте напряжение мышц.
Уберите излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно (палец держите напряженным, как и прежде). Снимите излишки напряжения с большого пальца, с безымянного (указательный напряжен по-прежнему). Теперь снимите напряжение и с указательного пальца.
Напрягите левую ногу так, как если бы вы вдавливали каблуком в пол гвоздь. Проверьте напряжение мышц в теле. Почему напряглась правая нога? Нет ли излишков напряжения в спине?
Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину таким образом, будто вам положили на спину ящик с большим грузом. Для этого вспомните ощущения из прошлого опыта (когда вы переносили какие-нибудь тяжести). Проверьте напряжение в теле. Как напряжены колени? Чувствуете ли вы напряжение в глазах?
Это упражнение тренирует навыки мышечного внимания — умения быстро и точно направлять мышечный контроль к любой группе мышц. Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической, бессознательной деятельности.
Упражнение «Интерпретация позы» («оживленная скульптура»)
По репродукции, фотографии в журнале или скульптуре обучаемый воспроизводит позу, называет и объясняет смысл напряжения различных групп мышц. Для чего напрягают мышцы? К какому действию подготавливает поза? Как будет действовать субъект на базе данной позы?
Упражнение «Голова»
Представитель управленческих профессий (менеджер, педагог) вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на подчиненных (учащихся): в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление производственной (учебной) ситуацией вызывает у управленца «стресс руководства» и, как следствие этого, — перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых жалоб является сетование на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Предлагаемое упражнение помогает снять неприятные соматические ощущения. Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение «Самочувствие»
Тренировка кожных и внутренних (ннтероцептивных) ощущений, которые определяют многие стороны самочувствия человека. Вспомните:
как у вас болел зуб (как вы мучились);
как, когда, где и чем вы порезали руку (ногу), как смачивали рану иодом, как иод жег рану;
как вам в глаза попала соринка, как она мешала вам и как болел глаз;
как вы больной лежали с высокой температурой;
как в один из жарких дней вас томила жажда, пересыхал рот, как вы наконец добрались до воды и, захлебываясь, пили;
как вы отравились чем-нибудь, как вам нездоровилось;
как вы запыхались, когда пришлось долго бежать;
как пахнут ранние летние огурцы (яблоки, груши, дыни, апельсины и т.д.);
как летом вы приятно ощущали холод легкого ветерка, ласку лучей солнца, слышали шелест деревьев.
Помогайте воспоминаниям внутренней речью. Вспомните детали своих действий, напрягайте внутреннее зрение. Восстанавливайте всю былую цепь событий, связанную с воспоминанием. Научитесь воскрешать любое физическое самочувствие. Это поможет вам научиться управлять своими эмоциями.
Упражнение «Внутренний луч»
Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности.
Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу — сидя или стоя, в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться (в рабочем кабинете, в транспорте, в домашних условиях).
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, разглаживается складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и сотрудниками.
Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».
Упражнение «Настроение»
Для создания хорошего настроения нужно воскресить образ приятного для вас события.
Пример. Вспомните в подробностях день, когда вы набрали целую корзину отличных грибов (поймали сразу три щуки, одержали победу и т.д). Помните, вы проснулись в деревне рано утром и никак не могли понять, почему поют птицы, откуда они взялись? Потом помчались к реке. Легкий ветерок пробегал по водной глади. Солнце дробилось в каждой волне. Хорошо и спокойно. Вам захотелось петь. Почему? Вспоминайте, вспоминайте, что было потом. Улыбайтесь!
Конкретные приятные видения должны разбудить ваши эмоции и создать хорошее настроение.
Упражнение «Темпоритм»
Темпоритм — это тот или иной градус настроения (самочувствия), который зависит от интенсивности, насыщенности действий человека в данный момент, от стечения различных обстоятельств.
Выделяют семь градаций:
предельная пассивность, вялость, бездействие, подавленность, опустошенность;
постепенный переход к энергичном}', бодрому состоянию (пробуждение, оживление, бодрость);
готовность к любому действию, четкая цель в энергичном плодотворном действии;
темпоритм «настороженного внимания», когда человек должен моментально принимать точное решение. Это ритм принятия решений в условиях дефицита времени;
преодоление серьезных препятствий в энергичном действии, первое проявление опасности, тревога или бурная радость;
лихорадочный пульс жизни (повышенная активность; высочайшая активность, граничащая с суетой, однако до нее не доходящая);
миг перед падением в пропасть (состояние на грани потерн контроля над своими действиями).
Порядок тренировки:
Исходное положение: сидя на стуле, снимите мышечное напряжение, расслабьтесь. Создавайте в своем воображении (используя жизненный опыт, художественную литературу, рассказы других лиц) ситуации, которые поставят вас в соответствующий градус темпоритма. Начинайте с первой градации.
Понаблюдайте за людьми на улице (на экране телевизора). Определите темпоритм наблюдаемых.
Понаблюдайте за людьми, оживающими приема у нотариуса, у начальника, в приемной зубного врача. Определите темпоритмы людей в фойе кинотеатра, на стадионе, в процессе слушания музыки и т.д. Опишите состояние мышечной активности наблюдаемых. Попробуйте создать у себя напряжений соответствующих групп мышц. Проверьте, как меняется при этом ваше настроение.
Упражнение «Пресс»
(Упражнение не рекомендуется людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями)
Игровое упражнение выполняется индивидуально и способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессин. Его рекомендуется практиковать перед работой в сложных условиях, разговором с «трудным» коллегой, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния, мешающего успешной работе, поскольку психотерапевтический результат достигается только в том случае, если человек умеет вовремя заметить в самом себе нарастание психической напряженности. Если же по тем или иным причинам данный момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная «стихия» сметет все на своем пути и не даст возможности для выстраивания эффективного самоконтроля. Как следствие того, что субъект попал в зависимость от своих собственных эмоциональных состояний, он может прибегнуть к нежелательным, но широко распространенным в практике межличностных взаимодействий и управленческой деятельности способам «сбрасывания» отрицательно заряженной энергии на подчиненного или любого другого коллегу по работе. Нередко «заземление» отрицательной энергии, к сожалению, происходит в собственной семье, где ослабляется внутренний самоконтроль после работы (проявление раздражения, высказывание упреков, недовольства и пр.).
Суть упражнения состоит в следующем. Необходимо представить внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.
Упражнение «Антистресс»
Чтобы избавиться от нарастающих волн разрушительного стресса, нужно окунуться в волну положительных эмоций. Нередко этому помогает эмоциональная гимнастика. Исходное положение — стоя, сидя, лежа (в зависимости от ситуации, в которой вы находитесь).
Имитация зевка. Расслабьтесь. Настройтесь на зевок, постарайтесь ощутить приход зевка. Мысленно произнесите, как при зевке, звук «у-у-у», который по мере звучания понижается, становится грудным.
Зевок. Слегка наморщите нос и приподнимите брови, стараясь вызвать на лице мимику неодолимой зевоты. Зевайте с наслаждением.
Состояние после сна. Полностью расслабьтесь. Представьте, как отдыхают лоб, брови, ресницы, губы, щеки, расслабляются плечи, руки, ноги, хочется потянуться.
Добрая улыбка. Вспомните приятный момент в своей жизни (лучше из детства и юности). Поднимите кончики губ, сделайте веселые морщинки около глаз, слегка наморщите нос. Сохраните на лице эту мимику.
Ликование. Вскиньте руки как спортсмен, одержавший победу. Ликуйте! Произнесите звуки ликования (конечно, не очень громко).
Луч солнца. Синтез всех предыдущих упражнений. Зевните, улыбнитесь, ликуйте. Вообразите, что лицо озарилось ласковыми лучами солнца. Постарайтесь сохранить это ощущение.
Упражнение очень эффективно: человек начинает ощущать прилив сил, все невзгоды в сторону. Мрачное настроение рассеивается.
Упражнение «Аутогенная медитация»
Исходное положение: сидя (в кресле или на стуле). Расслабьтесь, установите дыхание, полузакройте глаза. Сосредоточьтесь на дыхании, на выдохе мысленно произносите ключевое слово. Лучше, если оно не будет иметь конкретного предметного значения. Некоторым подходит слово «раз», другим «ом», третьим — «онг» и т.д. Хорошо работает слово, заканчивающееся сонорными звуками. Можно вместо ключевого слова использовать воображаемые или реальные предметы:
после полного расслабления и установки дыхания мысленно воспроизводится какой-либо пейзаж. Закрыв глаза, тренирующийся в малейших деталях воспроизводит хорошо знакомый ему участок местности;
мысленное воспроизведение какого-либо предмета (вазы, букета, отдельного цветка). Чтобы добиться аутогенного эффекта, сначала с открытыми глазами изучают контуры, цветовую гамму предмета и его особенности, а потом воспроизводят это с закрытыми глазами;
мысленное воспроизведение пламени свечи. Для этого в метре с небольшим перед собой устанавливают горящую свечу, затем в течение двух минут пристально изучают пламя и потом, закрыв глаза руками, воспроизводят его в своем сознании.
Продолжительность сеанса 20 минут. Двукратная каждодневная тренировка благотворно сказывается на самочувствии, помогает избавиться от многих недугов, способствует шлифовке характера.
Упражнение «Дыхательная медитация»
Исходное положение сидя. Расслабьтесь, установите дыхание, полузакройте глаза. Сосредоточьте внимание на дыхании. Мысленно считайте выдохи от 1 до 10, затем повторяйте все с начала. Выполняйте упражнение в течение 15-20 минут.
Не пугайтесь, если в ходе упражнения вам покажется, что вы что-то услышали или увидели. Например, одному кажется, что где-то зазвенел звонок, другой услышит шум моря и т.д. Все это характерно для периода погружения в сон. Однако старайтесь не засыпать, настойчиво продолжайте счет.
Ежедневная двухразовая тренировка в дыхательной медитации благотворно сказывается на работоспособности, устраняет многие личностные «недуга».
Упражнение «Медитации над чакрами»
Согласно йоге, у человека есть семь основных чакр, представляющих собой сгущения внутренней энергии, локализованные в определенных участках тела: промежность, хара (примерно пять сантиметров ниже пупка), солнечное сплетение, грудь, шея (район щитовидной железы), третий глаз, темя. Последовательное возбуждение названных чакр снизу вверх освобождает сосредоточенную в нижней части позвоночного столба анергию, поднимает ее вверх и генерирует жизненную силу — кундалини, дающую человеку возможность раскрыть невиданные доселе силы.
Исходное положение. Сидя в позе «лотоса» (можно в кресле или на стуле в позе «кучера на дрожках»). Позвоночник держите прямо, не сгибайтесь, для этого нужно выпятить ягодицы. Расслабьтесь, установить дыхание, полузакройте глаза.
Процедура. Сделайте полный выдох. Слегка задержите дыхание, затем полный вдох, представляя, что вместе с воздухом в легкие устремляется жизненная сила — прана. Не закрывая носоглотку, мысленно представьте себе чакру № 1 и выдохните весь воздух, воображая, как в нее входит жизненная сила. Расслабьтесь, затем повторите то же самое с чакрами № 2, 3 и т.д.
Варианты: а) процедуру можно повторять последовательно — чакру за чакрой; б) в каждую чакру можно делать но 2— 3 выдоха.
Внимание! Упражнение поделывается 1-2 раза в день. Нельзя манипулировать с чакрами более 3 раз за время одной тренировки.
- Психология адаптации личности Анализ. Теория. Практика
- 1. Концепции адаптации в психологии
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности 158
- 3. Управленческая адаптация: модели,
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога 337
- 5. Технологии повышения
- Введение
- 1. Концепции адаптации в психологии личности
- 1.1. Феномен адаптации в психологии личности
- 1.1.1. История вопроса
- Три направления исследований в области адаптации
- Различные аспекты многомерного явления адаптации
- Три аспекта носителя адаптации и их взаимосвязь
- Концепция общего адаптационного синдрома г. Селье
- Индивидуальный уровень адаптивности
- Неврологическая регуляция адаптационных процессов
- Адаптация и биоритмы
- 1.1.3. Эволюционно-когнитивные схемы адаптации Адаптация и интеллект
- Когнитивная организация руководителя
- 1.1.4. Поведенческие подходы к адаптации личности
- Воззрения бихевиористов
- Изучение адаптации к стрессу
- Теория социального научения
- Адаптивность агрессии
- Две тенденции в описании адаптации
- 1.1.5. Социальная адаптация в психологии личности
- Роль личности в адаптационном процессе
- Адаптация и решение прикладных задач социальной психологии
- Структура личности руководителя с точки зрения адаптации
- Психодиагностика социальной адаптации личности
- История проблемы социальной адаптации
- 1.2. Мотивационные механизмы адаптации
- 1.2.1. Мотивация и адаптация к учебной деятельности
- Проблема определения мотивации
- Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
- Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
- Профессиональная мотивация
- 1.2.2. Мотивация профессионального развития руководителей
- Мотивация получения профессионального образования
- Мотивация профессиональной деятельности
- Мотивация профессионального развития и особенности личности руководителей
- Разработка мотивационного опросника менеджмент-образования (mom)
- 1.2.3. Мотивация и профессиональная направленность личности Профконсультация и профотбор
- Мотивация профессиональной деятельности (методика к. Замфир в модификации а. Реана)
- Измерение мотивации Инструкция
- Обработка
- Интерпретация
- Литература к главе 1
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности
- 2.1. Стресс как системная реакция человека Различные аспекты понятия «стресс»
- 2.1.1. Стресс и адаптация
- 2.2. Виды стрессовых состояний и их характеристика Определение понятия психического состояния
- Классификация психических состояний
- Классификация состояний по л. В. Куликову
- Активационные состояния
- Тонические состояния (отражающие тонус, ресурс сил)
- Тензионные состояния (отражающие степень напряжения)
- Эмоциональные состояния
- Виды стрессовых состояний
- Фрустрация
- 2.3. Устойчивость к психическому стрессу
- Определение психической устойчивости в широком смысле слова
- Различные определения стрессоустойчивости
- 2.4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивости
- Индивидные факторы стрессоустойчивости
- Личности типа а и в
- Фрустрированность и агрессивность личности
- Проявления агрессии
- Терпимость и стресс-толерантность
- Маскулинность-фемининность личности и устойчивость к экстремальным факторам
- Маскулинность
- Фемининность
- Андрогинность
- Мотивация, установки и диспозиции личности в контексте стрессоустойчивости
- Локус контроля
- Самооценка и стрессоустойчивость личности
- 2.5. Человек как субъект деятельности и стресс-толерантность
- Индивидуальный стиль деятельности
- Индивидуальные стили деятельности
- Когнитивные стили
- Стили совладеющего (coping) поведения
- Литература к главе 2
- 3. Управленческая адаптация: модели, личностные механизмы и методы Определение модели
- 3.1. Специфика профессиональной деятельности руководителей Особенности труда руководителя
- Специфика работы руководителя в системе государственной службы
- 3.2. Концепции ролевого поведения руководителей Понятие роли
- 3.3. Психологическая структура управленческой адаптации
- Обобщенная схема адаптации руководителя
- 3.4. Построение модели управленческой адаптации
- 3.5. Разработка прогностического опросника менеджерской адаптации (пома)
- Прогностический опросник менеджерской адаптации (пома) Инструкция
- Обработка
- Литература к главе 3
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога
- 4.1. Стресс в педагогической деятельности Введение
- Особенности труда педагога и его стрессогенность
- 4.2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость Трудности в педагогическом процессе как основной источник стресса
- Профессиональная я-концепция педагога
- Механизмы стрессоустойчивости у педагогов с разным уровнем профессионализма
- Организация эмпирической проверки теоретической модели стрессоустойчивости учителя
- Ход исследования
- Вопрос 1. Вы решили узнать что-то новое или подзабыли старое по методике преподавания. К кому из коллег по работе Вы обратитесь за консультацией?
- Вопрос 2. Возникла сложная ситуация с учеником или группой учеников в вашем классе. К чьему мнению по разрешению данной проблемы Вы прислушаетесь больше всего?
- Вопрос 3. Вам предстоит отстаивать честь школы на конкурсе профессионального мастерства. Кого бы Вы хотели видеть в составе вашей команды от школы?
- 4.4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости
- Субъектно-деятельностные детерминанты стрессоустойчивости педагогов
- 4.5. Исследование стрессоустойчивости и индивидно-личностных характеристик учителей разной успешности Индивидные свойства учителей и их связь с показателями стрессоустойчивости
- Результаты корреляционного анализа
- Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости
- Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости
- Литература к главе 4
- 5. Технологии повышения адаптированности личности Вводные замечания
- 5.1. Способы регуляции психофизиологического состояния*
- Дыхательные упражнения
- Аутогенная тренировка
- Правила занятий at
- 5.2. Техники, увеличивающие личностный адаптационный потенциал и креативность*
- Упражнения на развитие интеллектуального потенциала
- 5.3. Тренинг ролевого поведения руководителей: концепции и процедуры
- Основные принципы социально-психологического тренинга
- 5.3.1. Основные цели и задачи ролевого тренинга руководителей
- 5.3.2. Описание процедуры тренинга
- 5.3.3. Управленческие ситуации Исходные сведения
- Задания
- 1. Главный руководитель (лицо организации):
- 2. Лидер:
- 3. Связующее звено:
- 4. Приемник информации (монитор):
- 5. Распространитель информации (передатчик):
- 6. Представитель (рупор организации):
- 7. Предприниматель (инициатор):
- 8. Устранитель проблем (стабилизатор):
- 9. Распределитель ресурсов:
- 10. Ведущий переговоры:
- Литература к главе 5