Литература к главе 4
Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КазГУ, 1987.
Акимова А. П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: Дис. ... канд. пед. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.
Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978.
Ахтариева Л. Г. Особенности психологической подготовки студентов к профессиональной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1978.
Бабанский Ю. К. Деминцев А. Д. Результаты исследования деятельности учителей // О дидактических затруднениях в деятельности учителя и путях их преодоления. М. 1974. 64 с.
С. Бажин Е. Ф. Голынкина Е. А. Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. Т. 5. № 3. 1984. С. 154-162.
Баранов А. А. Механизмы стрессоустойчивости в структуре личности учителя //Женщины России. История и современность: тезисы Всероссийской теоретической конференции. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та. 1995. С. 167-169.
Баранов А. А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. Ижевск: Изд-во УдГУ, 1997.
Вострокнутов С. II. Формирование рефлексивных умений у студентов университета в процессе подготовки к воспитательной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. Казань, 1999.
Вяткин Б. А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях // Стресс и тревога в спорте. М: ФиС, 1983.
Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во ПГУ. 1992.
Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.
Даль В. И. Толковый словарь русского языка. М., 1952.
Дворяшина М. Д. Особенности интеллектуального развития студентов и процессе обучения // Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества: ученые записки. Л., 1973. Выи. 13. С. 97-105.
Деминцев А. Д. Развитие активности учителей и совершенствования их мастерства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. 1972.
Деркач А. А. Состояние напряженности о педагогической практике студентов и пути их регулирования // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974.
Журавкова М.В. Профессиональный тип личности и развитие нервно- психического напряжения в педагогической деятельности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1995.
Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1995.
Жучева Е. Н. Успешность педагогической деятельности учителя в зависимости от педагогических и специальных способностей. Дис. ... канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1983.
Залученова Е. А. Бороздина Л. В. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1993. № 1. С. 63-66.
Заремба Г. Ф. Фрустрация в профессиональной деятельности учителя начальной школы и условия ее преодоления: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М. 1982.
Засобина Г. А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы. Дис.... канд. пед. паук. Л. 1971.
Захаров А. И. Генезис некоторых образований личности у студентов // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. М., 1976. № 3. С. 78-87.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта. Л.: ЛГПИ, 1979.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы). Челябинск, 1999.
Ильин Е.П. Изучение свойств нервной системы: Учебное пособие для факультетов психологии университетов. Ярославль, 1978.
Ильин Е. П. Психология физического воспитания. М., 1987.
Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.
Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во Л ГУ, 1967.
Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. школа, 1990.
Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. школа, 1989.
Кузьмина Н. В. Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессиоиально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. 1982. № 3. С. 63-66.
Куликов Л. В. Личностный фактор в преодолении стресса // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А. А. Крылова. СПб.: СПбГУ, 1995.
Леонтьев А. Н. К теории развития личности ребенка // Проблемы развития психики. М., 1972.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981.
Макаревич Р. А. Влияние психической напряженности на процесс общения учителя с учащимися // Психология учителя. Тезисы докладов к VII Всесоюзному съезду общества психологов СССР. М, 1989.
Максимова Э. А. Структурные компоненты педагогического знания учителя и их роль в организации процесса обучения // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974.
Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
Метельский Г. И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
Митина Л. М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя: Учебное пособие для практических психологов. М., 1992. 59 с.
Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал: Психологические проблемы. М., 1994.
Михалевская Г. И. Слагаемые педагогической самооценки // Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности у студентов: Межвузовский сборник научных трудов. Ижевск, 1988.
Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.
Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.
Общая психодиагностика /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во МГУ, 1987.
Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой и Н. А. Урклина. Л., 1972.
Переверзева И. А. Погорельцева Т. С. Смирнов Л. М. Влияние индивидуальных особенностей эмоциональности человека на экспертную опенку // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
Пиаже Ж. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984.
Полуяктова 3. Г. К вопросу о формировании педагогических умений // Обучение студентов основам педагогического мастерства. Иваново, 1971.
Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983.
Практикум по экспериментальной и прикладной психологин / Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
Раусте фон Брихт. Образ «Я» как подструктура личности // Проблемы психологии личности. М., 1982 С. 104-111.
Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности //Вестник СПбГУ. Сер. Экономики, философии, психологии, права. 1995. № 3. С. 74-79.
Реан А. А. Психологическая служба школы. (Принципы деятельности и работы с «трудными»). СПб., 1993.
Реан А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 83-88.
Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990.
Реан А. Л. Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М: Прогресс, 1979.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.
Сирота Н. А. Ялтонский В. М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. № 1. С. 53-60.
Сластенин В. А. Педагогическая деятельность и проблемы формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя. Л., 1976. Вып. I.
Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.
Словарь современного русского литературного языка. М., 1963.
Субботин С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: Дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1992.
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.
Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991.
Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
Человек — производство — управление: Психологический словарь-справочник руководителя / Под ред. А. А. Крылова и В. П. Сочивко. Л.: Лениздат, 1982.
Шошин П. Б. Метод экспертных оценок. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987.
Щербаков А. И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблемы психолого- педагогической подготовки учителя: Межвуз. темат. сб. науч. тр. ЛГПИ. Л„ 1980. С. 3-46.
Якунин В. А. Психологические основы управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Дис. ... докт. психол. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
Якунин В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л., 1988.
Bromley D. В. The psychology of human ageing. L, 1966.
Dunham I. Stress in teaching. L and Syd.: Croom Helm, 1966.
Lay С. H., Edwards J. M., Parker James D. A., Endler N. S. An assessment of appraisal, anxiety, coping and procrastination during an exmination period // Eur. J. Pers. 1989. №3.
Paykel E. S. Recent life events and clinical depression // Life stress and illness / E. K. Eric Gunderson, R. H. Rahe. Springfield, ill., 1974.
Rogers С. R. Dealing with psychological tensions // Inter personal dynamics. Essays and readings on human relation / W. G. Bennis et al. The Dorsey Press. USA, 1973.
- Психология адаптации личности Анализ. Теория. Практика
- 1. Концепции адаптации в психологии
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности 158
- 3. Управленческая адаптация: модели,
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога 337
- 5. Технологии повышения
- Введение
- 1. Концепции адаптации в психологии личности
- 1.1. Феномен адаптации в психологии личности
- 1.1.1. История вопроса
- Три направления исследований в области адаптации
- Различные аспекты многомерного явления адаптации
- Три аспекта носителя адаптации и их взаимосвязь
- Концепция общего адаптационного синдрома г. Селье
- Индивидуальный уровень адаптивности
- Неврологическая регуляция адаптационных процессов
- Адаптация и биоритмы
- 1.1.3. Эволюционно-когнитивные схемы адаптации Адаптация и интеллект
- Когнитивная организация руководителя
- 1.1.4. Поведенческие подходы к адаптации личности
- Воззрения бихевиористов
- Изучение адаптации к стрессу
- Теория социального научения
- Адаптивность агрессии
- Две тенденции в описании адаптации
- 1.1.5. Социальная адаптация в психологии личности
- Роль личности в адаптационном процессе
- Адаптация и решение прикладных задач социальной психологии
- Структура личности руководителя с точки зрения адаптации
- Психодиагностика социальной адаптации личности
- История проблемы социальной адаптации
- 1.2. Мотивационные механизмы адаптации
- 1.2.1. Мотивация и адаптация к учебной деятельности
- Проблема определения мотивации
- Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
- Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
- Профессиональная мотивация
- 1.2.2. Мотивация профессионального развития руководителей
- Мотивация получения профессионального образования
- Мотивация профессиональной деятельности
- Мотивация профессионального развития и особенности личности руководителей
- Разработка мотивационного опросника менеджмент-образования (mom)
- 1.2.3. Мотивация и профессиональная направленность личности Профконсультация и профотбор
- Мотивация профессиональной деятельности (методика к. Замфир в модификации а. Реана)
- Измерение мотивации Инструкция
- Обработка
- Интерпретация
- Литература к главе 1
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности
- 2.1. Стресс как системная реакция человека Различные аспекты понятия «стресс»
- 2.1.1. Стресс и адаптация
- 2.2. Виды стрессовых состояний и их характеристика Определение понятия психического состояния
- Классификация психических состояний
- Классификация состояний по л. В. Куликову
- Активационные состояния
- Тонические состояния (отражающие тонус, ресурс сил)
- Тензионные состояния (отражающие степень напряжения)
- Эмоциональные состояния
- Виды стрессовых состояний
- Фрустрация
- 2.3. Устойчивость к психическому стрессу
- Определение психической устойчивости в широком смысле слова
- Различные определения стрессоустойчивости
- 2.4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивости
- Индивидные факторы стрессоустойчивости
- Личности типа а и в
- Фрустрированность и агрессивность личности
- Проявления агрессии
- Терпимость и стресс-толерантность
- Маскулинность-фемининность личности и устойчивость к экстремальным факторам
- Маскулинность
- Фемининность
- Андрогинность
- Мотивация, установки и диспозиции личности в контексте стрессоустойчивости
- Локус контроля
- Самооценка и стрессоустойчивость личности
- 2.5. Человек как субъект деятельности и стресс-толерантность
- Индивидуальный стиль деятельности
- Индивидуальные стили деятельности
- Когнитивные стили
- Стили совладеющего (coping) поведения
- Литература к главе 2
- 3. Управленческая адаптация: модели, личностные механизмы и методы Определение модели
- 3.1. Специфика профессиональной деятельности руководителей Особенности труда руководителя
- Специфика работы руководителя в системе государственной службы
- 3.2. Концепции ролевого поведения руководителей Понятие роли
- 3.3. Психологическая структура управленческой адаптации
- Обобщенная схема адаптации руководителя
- 3.4. Построение модели управленческой адаптации
- 3.5. Разработка прогностического опросника менеджерской адаптации (пома)
- Прогностический опросник менеджерской адаптации (пома) Инструкция
- Обработка
- Литература к главе 3
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога
- 4.1. Стресс в педагогической деятельности Введение
- Особенности труда педагога и его стрессогенность
- 4.2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость Трудности в педагогическом процессе как основной источник стресса
- Профессиональная я-концепция педагога
- Механизмы стрессоустойчивости у педагогов с разным уровнем профессионализма
- Организация эмпирической проверки теоретической модели стрессоустойчивости учителя
- Ход исследования
- Вопрос 1. Вы решили узнать что-то новое или подзабыли старое по методике преподавания. К кому из коллег по работе Вы обратитесь за консультацией?
- Вопрос 2. Возникла сложная ситуация с учеником или группой учеников в вашем классе. К чьему мнению по разрешению данной проблемы Вы прислушаетесь больше всего?
- Вопрос 3. Вам предстоит отстаивать честь школы на конкурсе профессионального мастерства. Кого бы Вы хотели видеть в составе вашей команды от школы?
- 4.4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости
- Субъектно-деятельностные детерминанты стрессоустойчивости педагогов
- 4.5. Исследование стрессоустойчивости и индивидно-личностных характеристик учителей разной успешности Индивидные свойства учителей и их связь с показателями стрессоустойчивости
- Результаты корреляционного анализа
- Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости
- Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости
- Литература к главе 4
- 5. Технологии повышения адаптированности личности Вводные замечания
- 5.1. Способы регуляции психофизиологического состояния*
- Дыхательные упражнения
- Аутогенная тренировка
- Правила занятий at
- 5.2. Техники, увеличивающие личностный адаптационный потенциал и креативность*
- Упражнения на развитие интеллектуального потенциала
- 5.3. Тренинг ролевого поведения руководителей: концепции и процедуры
- Основные принципы социально-психологического тренинга
- 5.3.1. Основные цели и задачи ролевого тренинга руководителей
- 5.3.2. Описание процедуры тренинга
- 5.3.3. Управленческие ситуации Исходные сведения
- Задания
- 1. Главный руководитель (лицо организации):
- 2. Лидер:
- 3. Связующее звено:
- 4. Приемник информации (монитор):
- 5. Распространитель информации (передатчик):
- 6. Представитель (рупор организации):
- 7. Предприниматель (инициатор):
- 8. Устранитель проблем (стабилизатор):
- 9. Распределитель ресурсов:
- 10. Ведущий переговоры:
- Литература к главе 5