logo
392871_1238C_rean_a_a_i_dr_psihologiya_adaptaci

5.3.1. Основные цели и задачи ролевого тренинга руководителей

Использование тренинговых процедур в ходе профессиональной подготовки руководителей имеет достаточно давнюю историю. Кроме того, могут быть выделены различные тренинговые процедуры, которые направлены на формирование различных личностных качеств руководителей. Одной из наиболее полных классификаций тренинговых программ, используемых в профессиональной подготовке менеджеров, является обзор, представленный Г. С. Никифоровым с соавторами (Психология менеджмента, 1997, с. 89-97). Здесь выделяются следующие тренинговые программы.

Т-группы

Программы, направленные на развитие у руководителей навыков эффективной коммуникации (еще одно название Т-группы). К наиболее характерным задачам Т-группы относят:

Тренинг сензитивности

Тренинг сензитивности, направленный на формирование и развитие навыков адекватного понимания личностных качеств и состояний партнеров, отношений, складывающихся между людьми. Основные задачи тренинга сензитивности:

Интеллектуальный тренинг

Программы интеллектуального тренинга, нацеленные на повышение точности, быстроты, оригинальности, структурирования информации в процессе трансформации образов. К интеллектуальным программам относятся тренинги:

Регулятивные программы

Регулятивные программы, направленные на развитие навыков самоуправления, целеполагания, уверенности в своих возможностях, волевого потенциала. В их число входят тренинги:

Тренинг специальных умений

Тренинг специальных умений, в ходе которого формируются те или иные профессиональные навыки руководителя. К ним относятся тренинг:

От классификации тренинговых процедур, использующихся при подготовке руководителей, перейдем к описанию процедуры ролевого видеотренинга.