Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости
Прежде чем перейти к изложению и обсуждению экспериментальных результатов исследования мотивационных особенностей учителей разного уровня профессионального мастерства, напомним, что под мотивационной сферой личности мы понимаем совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию, выражающую направленность личности.
Используемая в настоящем исследовании методика К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» (модификация А. А. Реана) позволяет выявлять на основе выраженности конкретных мотивов педагогической деятельности три мотивационных компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ). Кроме определения величины ВМ, ВПМ, ВОМ нами оценивалась и степень оптимальности мотивационного комплекса (&), которая при математической обработке имела следующее балльное выражение:
если ВМ > ВПМ > ВОМ, тогда & = 6 баллов (высшая степень оптимальности);
если ВПМ > ВМ > ВОМ, тогда & = 5 баллов;
если ВМ > ВОМ > ВПМ, тогда & = 4 балла;
если ВПМ > ВОМ > ВМ, тогда & = 3 балла;
если ВОМ > ВМ > ВПМ, тогда & = 2 балла;
если ВОМ > ВПМ > ВМ, тогда & = 1 балл.
Напомним, что ВМ составляют такие мотивы профессиональной деятельности, как удовлетворенность от самого процесса и результата работы, а также возможность более полной реализации именно в данной деятельности.
ВПМ составляют мотивы, отражающие потребность в материальном вознаграждении, в достижении социального престижа, уважения со стороны других, и стремление к продвижению по работе.
Для ВОМ характерны стремления избежать критики со стороны администрации и уйти от возможных неприятностей и наказаний.
При сравнении мотивационных особенностей педагогов разного уровня мастерства нами был использован t-критерий Стьюдента. Результаты сравнительного исследования отражены в табл. 4.8.
Таблица 4.8
Результаты сравнительной диагностики мотивационных
особенностей педагогов разной успешности
Показатели | Учителя ВПМ | Учителя НПМ | Критерий разности (L) | Уровень значимости (р) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Внутренняя мотивация | 4,2 | 3,9 | 1,4 | Незначима |
Внешняя положительная мотивация | 3,2 | 2,9 | 0,8 | Незначима |
Внешняя отрицательная мотивация | 2,4 | 3,2 | 2,3 | 0,05 |
Мотивационное соотношение (оптимальное) | 5,0 | 4,0 | 2,0 | 0,05 |
Из полученных результатов следует, что в структуре мотивации педагогов обеих групп преобладает ВМ, но на второй позиции у низкоуспешных учителей находится ВОМ, а у высокоуспешных — ВПМ. Кроме того, можно заметить, что мотивационное соотношение (&) в группе учителей-мастеров имеет почти наивысшую степень оптимальности (по усредненному показателю & = 5) и достоверно отличается от оптимальности мотивационного комплекса учителей-немастеров.
Приведенные в табл. 4.8. данные свидетельствуют и о том, что из всей мотивационной структуры учителя разной успешности достоверно отличаются друг от друга наиболее сильно по компоненту, отражающему внешнюю отрицательную мотивацию. То есть у учителей НПМ стремление избежать критики со стороны руководителей или коллег, а также уйти от возможных наказаний или неприятностей имеет больший удельный вес в мотивационном обеспечении их деятельности, чем у педагогов ВПМ.
Данный факт отражает, по-видимому, действие приспособительного механизма, защищающего педагогов НПМ от возможных дополнительных стресс-агентов педагогической деятельности, обязательно возникающих при активизации педагогической позиции. К тому же если учесть обнаруженную ранее у учителей НПМ большую степень депрессивности и застенчивости в сравнении с педагогами ВПМ, то можно заключить, что пассивно-оборонительные стресс-реакции находят в данном случае свое мотивационное обеспечение.
В этой связи хотелось бы отметить и особенности ВМ учителей разной успешности. По табличным результатам видно, что достоверных отличий в целом по ВМ между учителями обеих групп не наблюдается, но выявлены значимые отличия по одной из сторон данного мотивационного компонента. Так, более высокую потребность в полной самореализации именно в данной деятельности имеют учителя-мастера в сравнении с немастерами (t = 2,01; р < 0,05), что в ракурсе исследуемой проблематики можно трактовать как мотивационный фактор, способствующий повышению стрессоустойчивости учителей высокой успешности.
С целью выяснения взаимоотношений мотивационной сферы и стресс-проявлений нами проведен корреляционный анализ. Подробные результаты внутригруппового корреляционного анализа представлены в табл. 4.9 и 4.10.
Результаты корреляционного анализа, проведенного внутри выборки низкоуспешных учителей, свидетельствуют об отсутствии значимых корреляционных связей между мотивационными компонентами и стресс-реакциями. Этот феномен можно трактовать как низкую дифференциацию связен стресс-проявлений относительно особенностей мотивационной сферы, что косвенно может свидетельствовать о повышенном уровне дезорганизации деятельности и дисгармоничности в развитии личности учителей-немастеров.
Таблица 4.9
Коэффициенты корреляции стресс-проявлений с мотивационными компонентами в группе учителей ВПМ
Показатель | Депрессивность | Раздражительность | Застенчивость | Эмоциональная лабильность | Стрессоустойчивость |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Внутренняя мотивация | -,55 | -,55 | -,42 | -,54 | -,12 |
Внешняя положительная мотивация | ,11 | ,22 | ,05 | ,14 | -,29 |
Внешняя отрицательная мотивация | ,29 | ,41 | ,06 | ,45 | -,27 |
Мотивационное соотношение (оптимальное) | -,28 | -,47 | -,05 | -,39 | ,09 |
Таблица 4.10
Коэффициенты корреляции стресс-проявлений с мотивационными компонентами в группе учителей НПМ
Показатель | Депрессивность | Раздражительность | Застенчивость | Эмоциональная лабильность | Стрессоустойчивость |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Внутренняя мотивация | -,09 | -,15 | -,32 | -,09 | ,12 |
Внешняя положительная мотивация | -,26 | -,16 | -,34 | -,27 | ,29 |
Внешняя отрицательная мотивация | -,09 | -,01 | ,,01 | -,14 | -,18 |
Мотивационное соотношение (оптимальное) | -,04 | -,21 | -,38 | -,03 | ,07 |
Примечания к табл. 4.9 и 4.10:
а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены;
б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляции на уроню надежности р = 0,05 и выше.
В то же время отрицательная связь оптимальности мотивационного комплекса с застенчивостью (r = -0,38 при р < 0,05) отражает позитивное влияние этой мотивационной особенности па стрессоустойчивость учителей НПМ. Полученный результат может свидетельствовать о включенности педагогической направленности низкоуспешных учителей в процесс преодоления ими стресса.
Наличие значимых связей между ВМ и всеми стресс-проявлениями (за исключением экспертной оценки стрессоустойчивости) свидетельствует о большом влиянии этого мотивационного компонента на стрессоустойчивость учителей высокой успешности, что отражается в следующих коэффициентах корреляции:
1. r (1; 2) = -0,55 (р < 0,01). Отрицательная связь депрессивности с ВМ.
2.r (1;3) = -0,55(р < 0,01). Отрицательная зависимость между раздражительностью и ВМ педагога.
r (1; 4) = -0,45 (р < 0,05). Обратно пропорциональная зависимость между уровнем застенчивости и выраженностью ВМ.
r (1; 5) = -0,54 (р < 0,01). Наличие отрицательной связи эмоциональной лабильности с ВМ учителей высокой успешности.
В свою очередь, ВОМ оказывает негативное влияние на стрессоустойчивость педагога-мастера, на что указывают такие коэффициенты корреляции, как:
r (3; 3) = 0,41 (р < 0,05). Наличие положительной связи между раздражительностью и ВОМ.
r (3; 5) = 0,45 (р < 0,05). Прямая положительная связь между уровнем эмоциональной лабильности и ВОМ.
О позитивном влиянии степени оптимальности мотивационного соотношения на стрессоустойчивость высокоуспешных учителей свидетельствуют следующие коэффициенты корреляций:
r (4; 3) = - 0,47 (р < 0,05). Связь указывает на то, что с повышением оптимальности мотивационного комплекса уменьшается проявление раздражительности у педагогов-мастеров.
r (4; 5) = -0,39. Наличие отрицательной связи между оптимальностью мотивационного соотношения и уровнем эмоциональной лабильности отражает факт стимулирующего влияния степени оптимальности па устойчивость эмоциональных реакций.
Резюме
Подводя итоги исследования мотивационных особенностей педагогов высокого и низкого профессионального мастерства и их влияния на стрессоустойчивость, можно отметить следующее: педагогическая направленность учителей ВПМ характеризуется более высокой степенью оптимальности мотивационного комплекса и пониженными значениями внешней отрицательной мотивации в сравнении с мотивационной структурой педагогов НПМ.
Также выявлено положительное влияние степени оптимальности мотивационного соотношения на стрессоустойчивость учителей обеих выборок, что позволяет рассматривать данный факт как мотивационное обеспечение стрессоустойчивости учителей высокой и низкой успешности.
- Психология адаптации личности Анализ. Теория. Практика
- 1. Концепции адаптации в психологии
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности 158
- 3. Управленческая адаптация: модели,
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога 337
- 5. Технологии повышения
- Введение
- 1. Концепции адаптации в психологии личности
- 1.1. Феномен адаптации в психологии личности
- 1.1.1. История вопроса
- Три направления исследований в области адаптации
- Различные аспекты многомерного явления адаптации
- Три аспекта носителя адаптации и их взаимосвязь
- Концепция общего адаптационного синдрома г. Селье
- Индивидуальный уровень адаптивности
- Неврологическая регуляция адаптационных процессов
- Адаптация и биоритмы
- 1.1.3. Эволюционно-когнитивные схемы адаптации Адаптация и интеллект
- Когнитивная организация руководителя
- 1.1.4. Поведенческие подходы к адаптации личности
- Воззрения бихевиористов
- Изучение адаптации к стрессу
- Теория социального научения
- Адаптивность агрессии
- Две тенденции в описании адаптации
- 1.1.5. Социальная адаптация в психологии личности
- Роль личности в адаптационном процессе
- Адаптация и решение прикладных задач социальной психологии
- Структура личности руководителя с точки зрения адаптации
- Психодиагностика социальной адаптации личности
- История проблемы социальной адаптации
- 1.2. Мотивационные механизмы адаптации
- 1.2.1. Мотивация и адаптация к учебной деятельности
- Проблема определения мотивации
- Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
- Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
- Профессиональная мотивация
- 1.2.2. Мотивация профессионального развития руководителей
- Мотивация получения профессионального образования
- Мотивация профессиональной деятельности
- Мотивация профессионального развития и особенности личности руководителей
- Разработка мотивационного опросника менеджмент-образования (mom)
- 1.2.3. Мотивация и профессиональная направленность личности Профконсультация и профотбор
- Мотивация профессиональной деятельности (методика к. Замфир в модификации а. Реана)
- Измерение мотивации Инструкция
- Обработка
- Интерпретация
- Литература к главе 1
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности
- 2.1. Стресс как системная реакция человека Различные аспекты понятия «стресс»
- 2.1.1. Стресс и адаптация
- 2.2. Виды стрессовых состояний и их характеристика Определение понятия психического состояния
- Классификация психических состояний
- Классификация состояний по л. В. Куликову
- Активационные состояния
- Тонические состояния (отражающие тонус, ресурс сил)
- Тензионные состояния (отражающие степень напряжения)
- Эмоциональные состояния
- Виды стрессовых состояний
- Фрустрация
- 2.3. Устойчивость к психическому стрессу
- Определение психической устойчивости в широком смысле слова
- Различные определения стрессоустойчивости
- 2.4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивости
- Индивидные факторы стрессоустойчивости
- Личности типа а и в
- Фрустрированность и агрессивность личности
- Проявления агрессии
- Терпимость и стресс-толерантность
- Маскулинность-фемининность личности и устойчивость к экстремальным факторам
- Маскулинность
- Фемининность
- Андрогинность
- Мотивация, установки и диспозиции личности в контексте стрессоустойчивости
- Локус контроля
- Самооценка и стрессоустойчивость личности
- 2.5. Человек как субъект деятельности и стресс-толерантность
- Индивидуальный стиль деятельности
- Индивидуальные стили деятельности
- Когнитивные стили
- Стили совладеющего (coping) поведения
- Литература к главе 2
- 3. Управленческая адаптация: модели, личностные механизмы и методы Определение модели
- 3.1. Специфика профессиональной деятельности руководителей Особенности труда руководителя
- Специфика работы руководителя в системе государственной службы
- 3.2. Концепции ролевого поведения руководителей Понятие роли
- 3.3. Психологическая структура управленческой адаптации
- Обобщенная схема адаптации руководителя
- 3.4. Построение модели управленческой адаптации
- 3.5. Разработка прогностического опросника менеджерской адаптации (пома)
- Прогностический опросник менеджерской адаптации (пома) Инструкция
- Обработка
- Литература к главе 3
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога
- 4.1. Стресс в педагогической деятельности Введение
- Особенности труда педагога и его стрессогенность
- 4.2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость Трудности в педагогическом процессе как основной источник стресса
- Профессиональная я-концепция педагога
- Механизмы стрессоустойчивости у педагогов с разным уровнем профессионализма
- Организация эмпирической проверки теоретической модели стрессоустойчивости учителя
- Ход исследования
- Вопрос 1. Вы решили узнать что-то новое или подзабыли старое по методике преподавания. К кому из коллег по работе Вы обратитесь за консультацией?
- Вопрос 2. Возникла сложная ситуация с учеником или группой учеников в вашем классе. К чьему мнению по разрешению данной проблемы Вы прислушаетесь больше всего?
- Вопрос 3. Вам предстоит отстаивать честь школы на конкурсе профессионального мастерства. Кого бы Вы хотели видеть в составе вашей команды от школы?
- 4.4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости
- Субъектно-деятельностные детерминанты стрессоустойчивости педагогов
- 4.5. Исследование стрессоустойчивости и индивидно-личностных характеристик учителей разной успешности Индивидные свойства учителей и их связь с показателями стрессоустойчивости
- Результаты корреляционного анализа
- Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости
- Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости
- Литература к главе 4
- 5. Технологии повышения адаптированности личности Вводные замечания
- 5.1. Способы регуляции психофизиологического состояния*
- Дыхательные упражнения
- Аутогенная тренировка
- Правила занятий at
- 5.2. Техники, увеличивающие личностный адаптационный потенциал и креативность*
- Упражнения на развитие интеллектуального потенциала
- 5.3. Тренинг ролевого поведения руководителей: концепции и процедуры
- Основные принципы социально-психологического тренинга
- 5.3.1. Основные цели и задачи ролевого тренинга руководителей
- 5.3.2. Описание процедуры тренинга
- 5.3.3. Управленческие ситуации Исходные сведения
- Задания
- 1. Главный руководитель (лицо организации):
- 2. Лидер:
- 3. Связующее звено:
- 4. Приемник информации (монитор):
- 5. Распространитель информации (передатчик):
- 6. Представитель (рупор организации):
- 7. Предприниматель (инициатор):
- 8. Устранитель проблем (стабилизатор):
- 9. Распределитель ресурсов:
- 10. Ведущий переговоры:
- Литература к главе 5