Аутогенная тренировка
В отличие от медитации аутогенная тренировка базируется главным образом на сознательном компоненте психики, вызывающем при определенных условиях изменения в отдельных участках человеческого тела и органах. Создателем ее считается немецкий психотерапевт Иоганнес Генрих Шульц, который синтезировал основные направления медитации.
Аутогенная тренировка (AT) — это система психологического воздействия человека на самого себя. AT помогает регулировать эмоциональные состояния, устранять нежелательные переживания и тревоги, способствует быстрому восстановлению работоспособности при физическом и нервном утомлении, улучшает сон. Кроме того, она частично устраняет неуверенность, застенчивость, рассеянность и т.п. С помощью такой тренировки можно выработать устойчивость своего поведения, сдержанность. Овладев определенными навыками, человек может сознательно управлять своей психикой, где нужно — возбуждаться, а где нужно — оставаться хладнокровным и невозмутимым.
Аутогенная тренировка представляет собой процесс самовнушения. Главным орудием здесь выступает слово, обращенное к самому себе, слово, направленное на саморегуляцию непроизвольных функций организма.
Известно, что почти половина клеток головного мозга регулирует двигательный аппарат человека. Поэтому при самовнушении расслабления мускулатуры эти клетки посылают в мышечную систему соответствующее импульсы. От расслабленной мускулатуры в мозг поступают слабые минимальные сигналы, что действует на человека успокаивающе. Особенно важно здесь расслабление мышц лица, которые посылают в головной мозг гораздо больше импульсов, чем, например, мышцы всего туловища, и значительно сильнее, чем другие мышцы, поддерживают состояние активности головного мозга. Вот почему, научившись управлять хотя бы мышцами лица, человек может овладеть навыками воздействия на свою нервную систему.
Заниматься аутогенной тренировкой можно в трех основных позах:
— лежа на спине, при этом руки должны быть слегка согнуты в локтях и лежать ладонями вниз, а ноги раздвинуты на ширину плеч; лежать лучше на чем-либо твердом или полумягком, под головой иметь невысокую подставку (подушку);
сидя в кресле (откинувшись на спинку, руки на подлокотниках);
на стуле в позе «кучера на дрожках».
Третья поза самая неудобная, но самая доступная: тело покоится на половине стула, не опираясь на спинку, ноги, стоящие на полной ступне, слегка выдвинуть вперед так, чтобы колени образовывали угол 120-140°, руки свободно положены на бедра так, что кисти свисают вовнутрь; голова слегка опущена, спина выгнута таким образом, что опущенные плечи оказываются по вертикали над тазобедренными суставами, глаза полуприкрыты.
Перед занятием следует расстегнуть одежду, стесняющую тело, отрегулировать ритм дыхания и занять соответствующую позу. Первое занятие лучше проводить не ранее чем через два часа после принятия пищи; оно начинается с общего расслабления.
Для этого, находясь в одной из описанных поз, сделайте глубокий вдох и длинный замедленный выдох. Повторите действие несколько раз. Затем при вдохе средней глубины мысленно произнесите слово «я», а на заполненном выдохе, так же мысленно — более длинное слово «расслабляюсь». Чтобы почувствовать расслабление, нужно на вдохе напрячь мышцы, а на выдохе их расслабить. Только в этом случае получится ясное ощущение расслабления. Затем следует мысленно произнести: «Мое внимание — на моем лице» (надо мысленно увидеть свое лицо). Если это не получается, то можно воспользоваться зеркалом: посмотреть в зеркало, а затем закрыть глаза и снова мысленно увидеть свое лицо.
После этого нужно так же мысленно проговорить по 6-8 раз следующее формулы:
...расслабляются мышцы лба... ...расслабляются мышцы глаз... ...расслабляются щеки... ...расслабляются крылья носа... ...губы и зубы разжаты... ...челюсть слегка опущена... ...язык расслаблен... ...расслабляются мышцы затылка... ...расслабляются мышцы шеи...
Перед произнесением каждой формулы нужно почувствовать напряжение соответствующих мышц, а после мысленного произнесении команды — их расслабление.
Далее приступают к расслаблению тела, повторяя по 3-4 раза следующие формулы:
...плечи опущены и расслаблены...
...локти расслаблены...
...кисти, как плети, лежат на коленях и давят на них...
...мой таз свободно давит па стул (кресло)...
...мои голени расслаблены...
...мои ступни расслаблены...
Порядок расслабления очень прост, некоторые неточности в формулах не нарушают общего хода тренировки.
Когда все тело расслаблено, приступают к основным упражнениям аутогенной тренировки. Тренироваться нужно 2-3 раза в день.
Упражнение 1. «Тяжесть»
Мысленно повторите 5—6 раз формулы: ...Моя правая рука расслабляется и становится тяжелой... ...Моя правая рука становится все тяжелее и тяжелее... ...Моя правая рука совсем тяжелая, я совершенно спокоен... (1 раз).
При этом следует вспомнить ощущение тяжести в руке (например, когда вы несли или держали в руке что-то тяжелое). Чем сильнее будет ощущение тяжести, тем эффективнее окажут свое воздействие произносимые формулы.
После произнесения всех формул следует настойчиво, в течение 2-3 минут, ждать ощущения тяжести, которая как бы сваливается с плеча в кисть правой руки.
Через несколько минут 3 раза мысленно произнесите: «Тяжесть из рук уходит», 3 раза согните руку в локте и откройте глаза. Затем дайте себе 2-3 минуты отдыха и после полного расслабления еще раз повторите упражнение. Нa следующий день следует повторить упражнение, желательно утром и вечером. Перед тем как внушать себе «тяжесть», следует обеспечить полное расслабление. Таким образом тренируйтесь два дня.
На третий, четвертый и пятый день точно так же отрабатывайте:
«тяжесть» в левой руке;
«тяжесть» в обеих руках;
«тяжесть» в обеих руках и ногах.
Итак, упражнение «Тяжесть» необходимо отрабатывать не менее пяти дней.
Упражнение 2. «Тепло»
Все начинается с самого начала: дыхание, поза, общее расслабление лица и тела. Мысленное повторение формул предыдущего упражнения «Тяжесть». Затем, по 5-6 раз — формулы «тепла»:
...Моя правая рука расслабляется и теплеет...
...Моя правая рука становится все теплее и теплее...
...Моя правая рука совсем теплая...
...Я совершенно спокоен... (1 раз).
Две-три минуты настойчиво вспоминайте ощущение теплоты (например, прикосновение к радиатору парового отопления). Затем три раза мысленно произнесите: «Тепло и тяжесть из рук уходят». Три раза согните руку в локте и откройте глаза. Отдохните 2-3 минуты и повторите все с начала.
Точно так же тренировать;
«тепло» в левой руке;
«тепло» в обеих руках;
«тепло» в обеих руках и ногах;
«тепло» во всем теле.
На каждый элемент упражнения уходит по 1-2 дня; всего на упражнения затрачивается, как правило, 5-6 дней.
В первые 3-4 дня интенсивных занятий некоторые могут долго ощущать тяжесть в руках (ногах, теле). Не нужно волноваться: постепенно все пройдет. Чтобы помочь этому, можно проговорить: «Тяжесть уходит, мышцы крепнут, я чувствую легкость в теле». Через какое-то время все приходит в норму.
Упражнение 3. «Сердце»
Третье упражнение помогает нормализовать работу сердца. Доказано, что человек, повторяя про себя формулы AT, может научиться частично или полностью устранять неприятные ощущения в области сердца. Начинать занятия следует с регуляции дыхания, расслабления мышц лица и тела, затем повторить упражнения «Тяжесть» и «Тепло» (1-2 раза). Для выполнения третьего упражнения предлагаются следующие формулы, которые надо мысленно проговаривать по 5-6 раз:
...Моя грудь теплая...
...Мое сердце бьется ровно и спокойно...
...Я совершенно спокоен... (1 раз).
После выполнения всю процедуру упражнений повторите еще раз и закончить ее так же, как и предыдущие упражнения. Для полного овладения упражнением необходимы 5-6 дней занятий по 15-20 минут в день.
Упражнение 4. «Дыхание»
К началу освоения четвертого упражнения человек должен уметь произвольно вызывать у себя расслабление мышц и чувство тепла в теле, а также научиться нормализовывать работу сердца.
Цель четвертого упражнения — регуляция ритма дыхания. Это упражнение способствует устранению расстройств дыхание, улучшает насыщение легких кислородом, действует общеоздоровляюще. Формулы упражнения (произносятся 5—6 раз):
...Мое дыхание спокойно...
...Мне дышится легко и свободно...
...Я совершенно спокоен... (1 раз).
Упражнение 5. «Живот»
Пятое упражнение выполняется с целью вызвать чувство тепла и покоя в солнечном сплетении и в брюшной полости. В области солнечного сплетения находится нервный пучок, связанный со многими внутренними органами. При удачном выполнении упражнения возникает ощущение тепла в брюшной полости (аналогичное ощущениям после принятия теплой ванны). Начало и конец упражнения стандартны. Повторите предыдущие формулы (1-3 раза). Упражнение состоит из следующих формул, которые следует мысленно проговаривать по 5-6 раз:
...Мой живот становится мягким и теплым... ...Мое солнечное сплетение излучает тепло... ...Мой живот прогрет приятным глубинным теплом... ...Я совершенно спокоен... (1 раз).
Для облегчения освоения упражнения применяются вспомогательные приемы: например, проглотите слюну и представьте, как вместе с глотком по пищеводу и брюшной полости постепенно распространяется ощущение тепла.
Упражнение 6. «Лоб»
Шестое упражнение вызывает ощущение прохлады в области лба и висков. Оно помогает устранить или ослабить головную боль сосудистого характера. Как вызвать подобное ощущение? Можно представить себе холодный компресс на лбу или прохладный ветерок, овевающий лоб и виски. После принятия исходного положения и повторения предыдущих формул произносятся по 5-6 раз следующие формулы:
...Мой лоб приятно прохладен...
...Моя голова ясная...
...Я совершенно спокоен... (1 раз).
Из всех шести упражнений аутогенной тренировки два первых можно считать основными. Их вполне достаточно для того, чтобы человек научился управлять собой. Формулы этих упражнении позволяют ему вызывать, когда это нужно, сон (оставаться всегда спокойным), подавлять некоторые не контролируемые обычным путем ощущения, например боль. Усвоив формулы «тепла» и «тяжести», человек может легко использовать их для мобилизации своих физических и духовных сил.
- Психология адаптации личности Анализ. Теория. Практика
- 1. Концепции адаптации в психологии
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности 158
- 3. Управленческая адаптация: модели,
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога 337
- 5. Технологии повышения
- Введение
- 1. Концепции адаптации в психологии личности
- 1.1. Феномен адаптации в психологии личности
- 1.1.1. История вопроса
- Три направления исследований в области адаптации
- Различные аспекты многомерного явления адаптации
- Три аспекта носителя адаптации и их взаимосвязь
- Концепция общего адаптационного синдрома г. Селье
- Индивидуальный уровень адаптивности
- Неврологическая регуляция адаптационных процессов
- Адаптация и биоритмы
- 1.1.3. Эволюционно-когнитивные схемы адаптации Адаптация и интеллект
- Когнитивная организация руководителя
- 1.1.4. Поведенческие подходы к адаптации личности
- Воззрения бихевиористов
- Изучение адаптации к стрессу
- Теория социального научения
- Адаптивность агрессии
- Две тенденции в описании адаптации
- 1.1.5. Социальная адаптация в психологии личности
- Роль личности в адаптационном процессе
- Адаптация и решение прикладных задач социальной психологии
- Структура личности руководителя с точки зрения адаптации
- Психодиагностика социальной адаптации личности
- История проблемы социальной адаптации
- 1.2. Мотивационные механизмы адаптации
- 1.2.1. Мотивация и адаптация к учебной деятельности
- Проблема определения мотивации
- Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
- Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
- Профессиональная мотивация
- 1.2.2. Мотивация профессионального развития руководителей
- Мотивация получения профессионального образования
- Мотивация профессиональной деятельности
- Мотивация профессионального развития и особенности личности руководителей
- Разработка мотивационного опросника менеджмент-образования (mom)
- 1.2.3. Мотивация и профессиональная направленность личности Профконсультация и профотбор
- Мотивация профессиональной деятельности (методика к. Замфир в модификации а. Реана)
- Измерение мотивации Инструкция
- Обработка
- Интерпретация
- Литература к главе 1
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности
- 2.1. Стресс как системная реакция человека Различные аспекты понятия «стресс»
- 2.1.1. Стресс и адаптация
- 2.2. Виды стрессовых состояний и их характеристика Определение понятия психического состояния
- Классификация психических состояний
- Классификация состояний по л. В. Куликову
- Активационные состояния
- Тонические состояния (отражающие тонус, ресурс сил)
- Тензионные состояния (отражающие степень напряжения)
- Эмоциональные состояния
- Виды стрессовых состояний
- Фрустрация
- 2.3. Устойчивость к психическому стрессу
- Определение психической устойчивости в широком смысле слова
- Различные определения стрессоустойчивости
- 2.4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивости
- Индивидные факторы стрессоустойчивости
- Личности типа а и в
- Фрустрированность и агрессивность личности
- Проявления агрессии
- Терпимость и стресс-толерантность
- Маскулинность-фемининность личности и устойчивость к экстремальным факторам
- Маскулинность
- Фемининность
- Андрогинность
- Мотивация, установки и диспозиции личности в контексте стрессоустойчивости
- Локус контроля
- Самооценка и стрессоустойчивость личности
- 2.5. Человек как субъект деятельности и стресс-толерантность
- Индивидуальный стиль деятельности
- Индивидуальные стили деятельности
- Когнитивные стили
- Стили совладеющего (coping) поведения
- Литература к главе 2
- 3. Управленческая адаптация: модели, личностные механизмы и методы Определение модели
- 3.1. Специфика профессиональной деятельности руководителей Особенности труда руководителя
- Специфика работы руководителя в системе государственной службы
- 3.2. Концепции ролевого поведения руководителей Понятие роли
- 3.3. Психологическая структура управленческой адаптации
- Обобщенная схема адаптации руководителя
- 3.4. Построение модели управленческой адаптации
- 3.5. Разработка прогностического опросника менеджерской адаптации (пома)
- Прогностический опросник менеджерской адаптации (пома) Инструкция
- Обработка
- Литература к главе 3
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога
- 4.1. Стресс в педагогической деятельности Введение
- Особенности труда педагога и его стрессогенность
- 4.2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость Трудности в педагогическом процессе как основной источник стресса
- Профессиональная я-концепция педагога
- Механизмы стрессоустойчивости у педагогов с разным уровнем профессионализма
- Организация эмпирической проверки теоретической модели стрессоустойчивости учителя
- Ход исследования
- Вопрос 1. Вы решили узнать что-то новое или подзабыли старое по методике преподавания. К кому из коллег по работе Вы обратитесь за консультацией?
- Вопрос 2. Возникла сложная ситуация с учеником или группой учеников в вашем классе. К чьему мнению по разрешению данной проблемы Вы прислушаетесь больше всего?
- Вопрос 3. Вам предстоит отстаивать честь школы на конкурсе профессионального мастерства. Кого бы Вы хотели видеть в составе вашей команды от школы?
- 4.4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости
- Субъектно-деятельностные детерминанты стрессоустойчивости педагогов
- 4.5. Исследование стрессоустойчивости и индивидно-личностных характеристик учителей разной успешности Индивидные свойства учителей и их связь с показателями стрессоустойчивости
- Результаты корреляционного анализа
- Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости
- Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости
- Литература к главе 4
- 5. Технологии повышения адаптированности личности Вводные замечания
- 5.1. Способы регуляции психофизиологического состояния*
- Дыхательные упражнения
- Аутогенная тренировка
- Правила занятий at
- 5.2. Техники, увеличивающие личностный адаптационный потенциал и креативность*
- Упражнения на развитие интеллектуального потенциала
- 5.3. Тренинг ролевого поведения руководителей: концепции и процедуры
- Основные принципы социально-психологического тренинга
- 5.3.1. Основные цели и задачи ролевого тренинга руководителей
- 5.3.2. Описание процедуры тренинга
- 5.3.3. Управленческие ситуации Исходные сведения
- Задания
- 1. Главный руководитель (лицо организации):
- 2. Лидер:
- 3. Связующее звено:
- 4. Приемник информации (монитор):
- 5. Распространитель информации (передатчик):
- 6. Представитель (рупор организации):
- 7. Предприниматель (инициатор):
- 8. Устранитель проблем (стабилизатор):
- 9. Распределитель ресурсов:
- 10. Ведущий переговоры:
- Литература к главе 5