logo
392871_1238C_rean_a_a_i_dr_psihologiya_adaptaci

1.2.2. Мотивация профессионального развития руководителей

Мотивационная сфера личности играет важнейшую роль при анализе побудительных причин человеческой активности, направляющих и определяющих выбор предмета, на который нацелена деятельность, ее способов и средств. При этом мотивы выполняют также смыслообразующую функцию, являясь источником для формирования личностных смыслов тех или иных поступков человека, целостной стратегией его жизненного пути, направления его личностного в профессионального развития. Исходя из этого, проблема управленческой адаптации с точки зрения личностного и профессионального развития ее субъекта не может быть рассмотрена достаточно полно без учета динамики мотивационной сферы. Однако для того, чтобы подойти к рассмотрению и последующему изучению основных мотивационных тенденций адаптантов-руководителей, необходимо определиться в общеметодологическом подходе, лежащем в основе построения соответствующего теоретического конструкта.

Типология мотивации. По мнению И. И. Вартановой (1998), существует два основных подхода к построению типологии мотивации — теоретический и эмпирический.

Теоретический подход основывается на том, что основные классифицирующие критерии задаются заранее исходя из принятой автором (авторами) концептуальной схемы. Затем только проводится сбор и обработка экспериментальных данных, которые подтверждают (вписываются, соотносятся и т. д.) или не подтверждают исходные теоретические построения. В качестве таких априорно задаваемых признаков могут выступать структура деятельности, происхождение мотива (генетическая парадигма), фундаментальный подход и др.

Эмпирический подход, напротив, характеризуется тем, что основания для построения классификационных типологий создаются в ходе или сразу же после проведения исследований с использованием научной интуиции автора. В этом случае в качестве классификационного основания выступают содержательные характеристики выполняемой деятельности, структура социальных мотивов, общественная или личная направленность активности человека.

Раскрывая методологические схемы построения типологии мотивации в случае реализации теоретической или же эмпирической логики, И. И. Вартанова указывает:

В первом случае анализ осуществляется «сверху вниз»: от методологии к системе операциональных понятий (этот этап наиболее тщательно проработан, но обнаружены различные системы и способы описания мотивации) и далее к выработке диагностических процедур и сопоставлению с экспериментально наблюдаемыми фактами (этот этап значительно менее проработан и требует больших исследовательских усилий). Во втором случае анализ проводится «снизу вверх»: от наблюдения и сбора экспериментальных данных к обобщению материала в системе операциональных понятий (этот этап достаточно хорошо разработан, поскольку известны стандартные приемы анализа и статистические методы), после чего делается теоретическое обобщение, связывающее операциональные понятия с методологическими категориями (этот этап значительно менее разработан, поскольку эти связи далеко не очевидны и необходимы специальные исследовательские усилия для их экспликации) (И. И. Вартанова, 1998,с. 83-84).

Соответственно в настоящей работе мы, следуя теоретической схеме построения типологии, проанализируем различные концептуальные схемы мотивационной сферы (прежде всего в сфере профессионального развития и профессиональной деятельности руководителей), а затем попытаемся разработать собственную теоретическую модель мотивации профессионального развития руководителей с ее последующей операционализацией.