Роль личности в адаптационном процессе
В соответствии с развиваемыми Б. С. Братусем теоретическими взглядами личность представляет собой своеобразное психологическое орудие формирования и самостроительства в себе человека (Б. С. Братусь, 1997). Исходя из этого, личность также может выступать в качестве некоего психологического средства, обеспечивающего адаптационные процессы на всем жизненном пути человека.
Необходимо отметить, что понятие личности — один из наиболее распространенных конструктов при построении теорий, описывающих психическую природу человека. В то же время практически всеми специалистами подразумевается, что личность — это социальный индивид, субъект и объект общественных отношений (Б. Г. Ананьев, 1980; Л. Г. Асмолов, 1984; А. Н. Леонтьев, 1981; Б. Ф. Ломов, 1984; К. К. Платонов, 1986, и др.).
Многие концепции и теоретические подходы к описанию личности содержат тезис о таком ее важнейшем элементе, как стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. По нашему мнению, такого рода выделение различных направлений исследования и описания личности достаточно условно. Они выполняют функцию больше учебно-методическую и историко-научную (поскольку создают упрощенные и удобные для обозрения и сравнения теоретические классификации), нежели содержательно-психологическую. Например, основные положения индивидуальной психологии А. Адлера, гуманистического психоанализа Э. Фромма (традиционно рассматриваемых как представители психоаналитического направления) вполне созвучны тезисам гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др. Так, основным принципом адлерианских воспитательных центров является стремление сделать личность счастливее, освободить ее от влияния комплексов, показав, что другое вовсе не лучше и не хуже тебя, они такие же, как ты. Здесь можно процитировать слова Э. Фромма, тоже перекликающиеся с идеями гуманистической психологии. Говоря о функции нового общества, направленного на формирование нового Человека, Э. Фромм указывает, что одной из главных черт его личности должно быть «всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни» (Э. Фромм, 1990).
Следует добавить, что в работах авторов когнитивистского направления можно без труда найти высказывания и положения, освещающие рационально-логические основы саморазвития личности. Так, один из разработчиков теории когнитивного диссонанса Э. Аронсон прямо указывает на мотивирующую роль степени диссонанса в условиях самонастройки на задачу:
Я хочу здесь подчеркнуть, что там, где диссонанс мал или где его вообще нет, там появляется эффект побуждения; чем ценнее задание, тем оно «лучше»; чем оно «лучше», тем оно больше нравится испытуемому (Э. Аронсон, 1984, р. 120).
Соответственно можно заключить, что одной из конструктивных посылок при рассмотрении личности является выделение в ней способности к раскрытию внутреннего потенциала на основе индивидуального своеобразия и особенностей социальной среды (по Э. Фромму, личность — это целостность врожденного и приобретенного). Проходя определенные ступени своего развития, личность переживает ряд важных жизненных событий, служащих толчком для процессов адаптации и самоактуализации.
Рассматривая совокупность таких существенных, значимых событий с точки зрения субъекта жизни, сформировавшиеся у него личностные подходы к организации жизненных событий и разрешению противоречий в жизненных ситуациях, К. А. Абульханова-Славская вводит понятие «жизненной позиции» человека:
Способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, можно назвать жизненной позицией (К. А. Абульханова-Славская, 1991. с. 44).
Рассматривая проблему социальной адаптации в масштабах жизненной стратегии, автор указывает на наличие двух основных образований в структуре жизненной позиции личности: во-первых, это совокупность субъективно значимых отношений человека (прежде всего к социальному окружению, предметному миру, самому себе), а во-вторых — совокупность способов реализации этих отношений (так называемый «способ организации жизни») (там же, с. 48).
Адаптация и активность личности. Важную роль при возникновении трудных жизненных ситуаций, вызывающих необходимость адаптивных перестроек, играет уровень активности личности, степень ее мобилизации. Как показали многочисленные исследования Л. В. Куликова, наиболее адекватной теоретической моделью является выделение оптимального уровня активности личности. Эмпирические данные свидетельствуют, что как при недостаточной, так и при избыточной мобилизации личности с большой степенью вероятности возникают психические состояния, которые нарушают адаптивное равновесие. Так, при недостаточной мобилизации в трудной жизненной ситуации весьма вероятно возникновение апатии и снижение расходования энергии. С другой стороны, в ситуации избыточной мобилизации возникает состояние высокого напряжения на фоне чрезмерного расходования энергии.
Обобщая имеющиеся теоретические разработки проблемы психологической адаптации и анализируя собственный накопленный эмпирический материал, Л. В. Куликов систематизировал картину изменений в организме и психике при столкновении личности с жизненными трудностями в виде таблицы (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Феномен адаптации личности к трудностям
(по Л. В. Куликову, 1997)
Характеристики | Мобилизация (уровень активности) | ||
Недостаточная | Адекватная | Избыточная | |
Отношение к ситуации, доминирующий мотив | Эмоциональное неприятие цели без адекватной когнитивной оценки | Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели | Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным; часто принятие цели до адекватной когнитивной оценки; стремление достичь цели немедленно |
Характер адаптации | Адаптация неполна без достаточной активности | Адаптация укрепляется активностью | Адаптация ослабляется излишней активностью |
Поведение | Пассивное (капитуляция) | Активное организованное | Активное дезорганизованное |
Продуктивность — ориентировочной активности — волевой активности |
Отсутствует
Отсутствует |
Наличествует
Наличествует |
Наличествует
Отсутствует |
Энергетическая характеристика физиологических процессов | Снижение расходования энергии или трата ее на торможение | Адекватное, устойчивое расходование энергии | Избыточное расходование энергии |
Преобладающая фаза стресса | Фаза истощения | Фаза резистентности | Фаза мобилизации (фаза тревоги) |
Главная характеристика состояния | Апатия | Активация | Высокое напряжение |
Настроение | Сниженное настроение, уныние | Ровное настроение, бодрость | Неровное настроение, беспокойство |
Вероятный исход | Гипотимия, депрессивный синдром | Сохранение или повышение психологической устойчивости, удовлетворенность самореализацией | Астения |
Изучение комплексной проблемы индивидуального развития человека (индивида, личности, индивидуальности), которая основывается на успешной социальной адаптации, привело Б. Г. Ананьева к выводу о функционировании двух контуров в ходе развития человеческой индивидуальности (правда, при этом используется более широкое понятие «регулирование»). По его мысли, внутренний контур регулирования интегрирует разнообразные и противоречивые роли субъекта различных деятельностей, а внешний контур объединяет систему видения человеком его взаимодействия с миром, его самосознание (Б. Г. Ананьев, 1980, с. 170-171).
Адаптация и смысл жизни. Взаимодействие человека с окружающей социальной средой, в ходе которой разворачиваются различные адаптационные процессы, делает чрезвычайно важной проблему смысловой идентификации личности. Как и при анализе феномена адаптации, здесь также выделяются конечные (результативные), операциональные (временные и инструментальные) аспекты. В. Франкл указывает:
На самом деле нормальное ощущение счастья не выступает в качестве цели, к которой человек стремится, а представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели (В. Франкл, 1990, р. 30).
Одним из личностных механизмов поиска смысла жизни может быть последовательность относительного освобождения (эмансипации) от внешней детерминации и внутренних природных особенностей, на что обращает внимание В. Э. Чудновский:
Суть смысла жизни как психологического феномена в том, что, возникая в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего», он вместе с тем эмансипируется от того и другого и начинает действовать как «буферный механизм», как «система сдержек и противовесов», не допускающих одностороннего подчинения «внешнему» и вместе с тем препятствующих превращению человека в раба собственных потребностей, влечений, своих непосредственных сиюминутных интересов (В. Э. Чудновский, 1995, с. 19).
Представляется, что психологический феномен адаптации также не может быть сведен только к «внешнему» (социальному) или только к «внутреннему» (эмоционально-психофизиологическому) и поэтому тоже может рассматриваться как известная эмансипация от этих взаимодействующих факторов.
- Психология адаптации личности Анализ. Теория. Практика
- 1. Концепции адаптации в психологии
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности 158
- 3. Управленческая адаптация: модели,
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога 337
- 5. Технологии повышения
- Введение
- 1. Концепции адаптации в психологии личности
- 1.1. Феномен адаптации в психологии личности
- 1.1.1. История вопроса
- Три направления исследований в области адаптации
- Различные аспекты многомерного явления адаптации
- Три аспекта носителя адаптации и их взаимосвязь
- Концепция общего адаптационного синдрома г. Селье
- Индивидуальный уровень адаптивности
- Неврологическая регуляция адаптационных процессов
- Адаптация и биоритмы
- 1.1.3. Эволюционно-когнитивные схемы адаптации Адаптация и интеллект
- Когнитивная организация руководителя
- 1.1.4. Поведенческие подходы к адаптации личности
- Воззрения бихевиористов
- Изучение адаптации к стрессу
- Теория социального научения
- Адаптивность агрессии
- Две тенденции в описании адаптации
- 1.1.5. Социальная адаптация в психологии личности
- Роль личности в адаптационном процессе
- Адаптация и решение прикладных задач социальной психологии
- Структура личности руководителя с точки зрения адаптации
- Психодиагностика социальной адаптации личности
- История проблемы социальной адаптации
- 1.2. Мотивационные механизмы адаптации
- 1.2.1. Мотивация и адаптация к учебной деятельности
- Проблема определения мотивации
- Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
- Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
- Профессиональная мотивация
- 1.2.2. Мотивация профессионального развития руководителей
- Мотивация получения профессионального образования
- Мотивация профессиональной деятельности
- Мотивация профессионального развития и особенности личности руководителей
- Разработка мотивационного опросника менеджмент-образования (mom)
- 1.2.3. Мотивация и профессиональная направленность личности Профконсультация и профотбор
- Мотивация профессиональной деятельности (методика к. Замфир в модификации а. Реана)
- Измерение мотивации Инструкция
- Обработка
- Интерпретация
- Литература к главе 1
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности
- 2.1. Стресс как системная реакция человека Различные аспекты понятия «стресс»
- 2.1.1. Стресс и адаптация
- 2.2. Виды стрессовых состояний и их характеристика Определение понятия психического состояния
- Классификация психических состояний
- Классификация состояний по л. В. Куликову
- Активационные состояния
- Тонические состояния (отражающие тонус, ресурс сил)
- Тензионные состояния (отражающие степень напряжения)
- Эмоциональные состояния
- Виды стрессовых состояний
- Фрустрация
- 2.3. Устойчивость к психическому стрессу
- Определение психической устойчивости в широком смысле слова
- Различные определения стрессоустойчивости
- 2.4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивости
- Индивидные факторы стрессоустойчивости
- Личности типа а и в
- Фрустрированность и агрессивность личности
- Проявления агрессии
- Терпимость и стресс-толерантность
- Маскулинность-фемининность личности и устойчивость к экстремальным факторам
- Маскулинность
- Фемининность
- Андрогинность
- Мотивация, установки и диспозиции личности в контексте стрессоустойчивости
- Локус контроля
- Самооценка и стрессоустойчивость личности
- 2.5. Человек как субъект деятельности и стресс-толерантность
- Индивидуальный стиль деятельности
- Индивидуальные стили деятельности
- Когнитивные стили
- Стили совладеющего (coping) поведения
- Литература к главе 2
- 3. Управленческая адаптация: модели, личностные механизмы и методы Определение модели
- 3.1. Специфика профессиональной деятельности руководителей Особенности труда руководителя
- Специфика работы руководителя в системе государственной службы
- 3.2. Концепции ролевого поведения руководителей Понятие роли
- 3.3. Психологическая структура управленческой адаптации
- Обобщенная схема адаптации руководителя
- 3.4. Построение модели управленческой адаптации
- 3.5. Разработка прогностического опросника менеджерской адаптации (пома)
- Прогностический опросник менеджерской адаптации (пома) Инструкция
- Обработка
- Литература к главе 3
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога
- 4.1. Стресс в педагогической деятельности Введение
- Особенности труда педагога и его стрессогенность
- 4.2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость Трудности в педагогическом процессе как основной источник стресса
- Профессиональная я-концепция педагога
- Механизмы стрессоустойчивости у педагогов с разным уровнем профессионализма
- Организация эмпирической проверки теоретической модели стрессоустойчивости учителя
- Ход исследования
- Вопрос 1. Вы решили узнать что-то новое или подзабыли старое по методике преподавания. К кому из коллег по работе Вы обратитесь за консультацией?
- Вопрос 2. Возникла сложная ситуация с учеником или группой учеников в вашем классе. К чьему мнению по разрешению данной проблемы Вы прислушаетесь больше всего?
- Вопрос 3. Вам предстоит отстаивать честь школы на конкурсе профессионального мастерства. Кого бы Вы хотели видеть в составе вашей команды от школы?
- 4.4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости
- Субъектно-деятельностные детерминанты стрессоустойчивости педагогов
- 4.5. Исследование стрессоустойчивости и индивидно-личностных характеристик учителей разной успешности Индивидные свойства учителей и их связь с показателями стрессоустойчивости
- Результаты корреляционного анализа
- Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости
- Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости
- Литература к главе 4
- 5. Технологии повышения адаптированности личности Вводные замечания
- 5.1. Способы регуляции психофизиологического состояния*
- Дыхательные упражнения
- Аутогенная тренировка
- Правила занятий at
- 5.2. Техники, увеличивающие личностный адаптационный потенциал и креативность*
- Упражнения на развитие интеллектуального потенциала
- 5.3. Тренинг ролевого поведения руководителей: концепции и процедуры
- Основные принципы социально-психологического тренинга
- 5.3.1. Основные цели и задачи ролевого тренинга руководителей
- 5.3.2. Описание процедуры тренинга
- 5.3.3. Управленческие ситуации Исходные сведения
- Задания
- 1. Главный руководитель (лицо организации):
- 2. Лидер:
- 3. Связующее звено:
- 4. Приемник информации (монитор):
- 5. Распространитель информации (передатчик):
- 6. Представитель (рупор организации):
- 7. Предприниматель (инициатор):
- 8. Устранитель проблем (стабилизатор):
- 9. Распределитель ресурсов:
- 10. Ведущий переговоры:
- Литература к главе 5