logo
392871_1238C_rean_a_a_i_dr_psihologiya_adaptaci

Мотивация, установки и диспозиции личности в контексте стрессоустойчивости

Как уже отмечалось, основными регуляторами — побудителями психической активности — являются установки, самосознание и направленность личности.

Б. Г. Ананьев (1980, с. 50) подчеркивал, что направленность личности является интегративным качеством, определяющим успешность человека в том или ином виде деятельности, так как она включает цели, которые ставит перед собой личность, стремления, которые ей свойственны, мотивы, которыми она руководствуется в деятельности.

А. Оллпорт (A. Allport, 1937, р. 203) приписывает мотиву способность «...становиться настойчивым, преодолевающим препятствия, умело соподчиняющим противоречивые импульсы и тормозящим иррелевантные мысли» и определяет мотивацию достижения как «потребность преодолевать трудности, развивать силы, стараться сделать что-то трудное как можно лучше и как можно быстрее» (1937, р. 80-81).

Подробно феноменология мотивации рассмотрена нами в предыдущих разделах работы. Здесь же только напомним, что большинство исследователей проблемы влияния мотивационного фактора на эффективность деятельности подчеркивают ее обусловленность законом Йеркса—Додсона. Названный закон гласит, что чем выше сила мотивации (напряжения, активации), тем выше результативность деятельности, но эта связь сохраняется до определенного, оптимального уровня, за которым дальнейшее мотивационно-эмоциональное напряжение приводит к ухудшению эффективности деятельности. Стоит еще отметить, что закономерность Йеркса—Додсона и временная развертка стадий развития стресса по Г. Селье представляют, в общем, одинаковую по конфигурации зависимость.

К социально-психологическим установкам личности, определяющим ее отношение к другим людям, а соответственно и выступающим регулятором взаимодействия с ними, можно отнести локализацию контроля над происходящими событиями (J. Rotter, 1966), иначе трактуемую как экстернальность-интернальность.

Многие исследователи данной характеристики подчеркивают большую стрессоустойчивость лиц с внутренним локусом контроля (С. В. Субботин, 1992; J. В. Rotter, 1966). Экстернальность же затрудняет процесс преодоления трудностей в профессиональной деятельности, чаще способствует развитию заболеваний психогенного характера и уменьшает вероятность достижения успехов в избранной профессии.