logo
392871_1238C_rean_a_a_i_dr_psihologiya_adaptaci

4.1. Стресс в педагогической деятельности Введение

В отечественной педагогической психологии и педагогике традиционно большое внимание уделяется вопросам, связанным с изучением профессиональных способностей учителя (Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина и др.), особенностей его педагогической деятельности (В. И. Гинецинский, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, В. А. Якунин и др.). профессионально значимых качеств личности педагога (Ф. Н. Гоноболин, А. К. Маркова и др.), проблемам формирования знаний, навыков, умений (В. А. Сластенин, А. И. Щербаков), эффективности педагогического общения (И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев).

При этом многие исследователи (Л. М. Аболин, 1987; Г. Ф. Заремба, 1982; Л. М. Митина, 1992; С. В. Субботин, 1992) отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой интегральной комплексной характеристике, как стрессоустойчивость.

Интерес к изучению стрессоустойчивости приобретает особую значимость в связи со все возрастающим стрессогенным характером педагогической деятельности (А. К. Маркова, 1993, Л. М. Митина, 1992, 1994, А. И. Щербаков, 1980), обусловленным ломкой социальных стереотипов, социальным заказом на воспитание молодого поколения с учетом новых стратегий развития общества, возрастающей конкуренцией и т.п.

Между тем на сегодняшний день насчитывается ограниченное количество работ, посвященных изучению стрессоустойчивости учителя (М. В. Журавкова, 1995; Л. М. Митина, 1993; С. В. Субботин, 1993), что явно свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями педагогического труда разработке данной проблемы.

Эта глава посвящена анализу педагогической деятельности, выявлению детерминант устойчивости к психическому стрессу, ее проявлениям в педагогическом труде, а также ее роли в профессиональном становлении и личностном росте учителя.

Предпринята попытка изучить механизмы стрессоустойчивости учителей высокого профессионального мастерства (ВПМ) и низкого профессионального мастерства (НПМ) во взаимосвязи с их личностными и деятельностными характеристиками. На основе анализа отечественной и иностранной психологической мысли проведен анализ состояния проблемы стресс-толерантности учителя и предложена (теоретически обоснована и эмпирически проверена) психологическая модель стрессоустойчивости педагога.

Опираясь на основные положения системного подхода, на общепсихологическую концепцию Б. Г. Ананьева о единстве и взаимосвязи свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида, а также на учение Г. Селье об адаптационном неспецифическом синдроме (стрессе) стрессоустойчивость педагога мы рассматриваем как интегральное, комплексное, системное образование, детерминируемое индивидными, личностными и субъектно-деятельностными особенностями учителя. Доказывается, что ведущими факторами стрессоустойчивости учителя являются педагогические умения, соответствующие конкретному этапу профессиональной деятельности. Установлено общее (универсальное) и особенное (специфическое) в процессе обеспечения стрессоустойчивости учителей-мастеров и учителей-немастеров.

Показано, что психологические механизмы стрессоустойчивости у педагогов ВПМ обладают преобразовательной, активной направленностью, тогда как у учителей НПМ эти механизмы имеют приспособительный, подстроечный характер.