logo search
Возр

Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)

Речь является основой формирования мышления ребенка, и особенности речевой деятельности в младшем школьном возрасте определяет специфику мыслительных операций. Для 7 – 8 лет характерно образное мышление, основой которого является достигшее определенной степени зрелости зрительное восприятие, а средством – образ.

С развитием механизмов речевой деятельности, ее левополушарной латерализации и произвольности, ребенок приобретает способность выделять с помощью вербально-логического мышления сущностные характеристики предметов и явлений, скрытые от непосредственного восприятия.

Освоение учебной программы в начальной школе требует обучения ребенка новой форме речи – письменной, что происходит на основе интенсивного развития устной речи в монологической ее форме. Этот процесс возможен, если своевременно созревают речевые зоны левого полушария, успешно специализируются нейронные ансамбли, появляются длинные и короткие ассоциативные кортикальные связи. При параллельной динамике в лобных отделах коры, программирующих вербальную деятельность и обеспечивающих координированную моторную активность при письме, ребенок способен своевременно освоить не только чтение, но и письмо. В 7 – 8 лет еще имеется определенный и иногда существенный дефицит тонких и точных моторных реакций руки, который к 9 – 10 годам должен редуцироваться, т.к. за период обучения в начальной школе интенсивно формируются мозговые механизмы, моторного обеспечения тонких и высоко специализированных движений.

Имеющаяся в 7 – 8 лет неполная специализация полушарий в вербальной деятельности, к 9 – 10 годам приобретает более избирательный характер и признаки левополушарной латерализации из-за усиления участия лобных областей в речевых процессах. К формированию способности ребенка воспринимать и анализировать с помощью вербально-логических процедур скрытые от непосредственного наблюдения свойства объективного мира приводят:

  1. развитие вербального мышления на основе механизмов речевых функций;

  2. начало левополушарной специализации;

  3. развитие произвольности мышления и поведения.