Типы высшей нервной деятельности
Типы ВНД – совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех его функциях.
Удельное значение врожденного и приобретенного – продукт взаимодействия генотипа и среды – может меняться в зависимости от условий. Существуют три основных свойства нервной системы:
сила;
уравновешенность;
подвижность процессов возбуждения и торможения.
Различные комбинации этих свойств позволили И.П. Павлову выделить следующие типы нервной деятельности, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к раздражающим факторам:
сильный тип;
слабый тип.
Сильный тип нервной системы может быть неуравновешенным или уравновешенным. Неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях подвержен нарушениям ВНД, способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. Уравновешенный тип различается по подвижности нервных процессов, по быстроте реагирования, перестройки поведения:
подвижный тип – характеризуется одинаково сильными процессами возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает хорошие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций;
инертный тип – с сильными процессами торможения и возбуждения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.
Слабый тип характеризуется слабостью возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам.
Эти типы нервной системы, выделенные И.П. Павловым, соответствуют классификации темпераментов человека, предложенной 2500 лет Гиппократом. Он разделял людей на:
холериков – неуравновешенных, легко возбудимых;
сангвиников – уравновешенных, с живой, подвижной нервной системой – оптимистов;
флегматиков – уравновешенных, спокойных, рассудительных, инертных;
меланхоликов – мрачные, подавленные, вечные скептики.
Тип нервной системы наследуется от родителей, однако на него существенное влияние оказывает окружающая среда. Особенности характера формируются в индивидуальной жизни человека. Сильный тип формируется при воспитании в тепличных условиях, когда за ребенка все и всегда решают взрослые, лишают его инициативы. Изоляция ребенка от трудностей, от влияния внешней среды даже при врожденном сильном типе нервной системы может сформировать у человека лишь пассивно-защитные реакции.
Постановка слишком трудных, непосильных задач может вызвать перенапряжение корковых процессов возбуждения или торможения, что приводит к нервным срывам нервной деятельности, к неврозам. Психические функции у человека нарушаются при действии алкоголя, наркотиков. При этом серьезно страдают механизмы нервных процессов.
Рис. 16. Типы нервной системы по И.П. Павлову
Сон
Для нормальной жизнедеятельности, для восстановления сил необходим регулярный полноценный отдых. Такой отдых обеспечивает сон – жизненно необходимое периодически наступающее состояние, занимающее у человека примерно около одной трети жизни. Чередование сна и бодрствования является обязательным для жизни. Если человека лишить сна, то у него обостряется чувствительность, появляются мышечная слабость и психические расстройства.
Потребность в продолжительности сна меняется с возрастом. У новорожденного она составляет 21 – 23 часа, до 4 – 5 мес. дети спят 17 – 18 часов в сутки, к концу первого года примерно 14 часов. В 4 года – 12 часов, в 8 – 10 лет – 10 часов, в 15 – 16 лет – 9 часов. Для оптимальной деятельности взрослого человека необходимо 7 – 8 часов.
Во время сна человек утрачивает связь с внешней средой, сознание выключается. Органы чувств не воспринимают обычные внешние раздражения. Полностью тормозится условно-рефлекторная деятельность, уменьшается тонус мышц, снижается давление крови, температура тела, дыхание становится более редким.
И.П. Павлов рассматривал сон как охранительное торможение, охватывающее кору полушарий головного мозга и подкорку, предохраняющее нервные клетки от торможения и истощения.
В течение сна его глубина меняется. Наиболее глубокий («быстрый») сон наблюдается обычно в первые 1 – 2 часа и затем повторяется через каждые 60 – 80 минут в течение всего сна и длится примерно по полчаса. В промежутках между глубоким сном сон ровный, спокойный, его называют «медленным» сном. Во время глубокого сна человека трудно разбудить, в это время он нередко видит сновидения, которые, как считал И.М. Сеченов, являются различными комбинациями пережитых впечатлений.
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы