Основные формы и этапы развития речи
Импрессивная речь – процесс восприятия звучащей речи и понимания ее смысла.
Экспрессивная речь – соотносится с процессом воспроизведения устной речи.
Ребенок раннего возраста продвигается в освоении этих двух форм речи, делая заметные для окружающих успехи в говорении.
Существует определенная вариативности в сроках появления экспрессивной речи. Существует определенная норма начала говорения. Обычно указывается срок в 1,5 или 2 года, в некоторых исследованиях по развитию детской речи приводятся более ранние сроки – год или несколько позже. Практика дошкольных образовательных учреждений и практика родителей приводят и более поздние сроки: 2,5 – 3 года. Существует несколько причин разброса сроков начала устной речи:
Неопределенность критериев нормальной детской речи.
Некоторые считают речью первые праслова, которые диффузно относятся ребенком к целому набору предметов, не связанных друг с другом. Другие утверждают, что речь – это овладение номинативной функцией слова.
Плохо изученная индивидуальная динамика развития экспрессивной речи.
Хорошо известно, что в одной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки, объясняют это влиянием порядка рождения. Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. Социальные причины, определяющие интенсивность и качество общения взрослых с ребенком, также являются существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало экспрессивной.
Влияние наследственности и состояния здоровья ребенка.
Есть убеждение, что девочки начинают говорить раньше и их речь быстрее развивается. Психогенетические исследования убеждают в большой роли генотипа в динамике и успешности развития речи: существуют конкретные участки хромосом, влияющих на начало и качество речевой деятельности. Также на специфику речевого развития влияет состояние здоровья ребенка во все предшествующие фазы развития, в том числе и во внутриутробном периоде: гипоксия плода оказывает негативное длительное влияние на психическое и физическое развитие в целом, а также на задержку речи.
Существует несколько психологических причин, определяющих начало экспрессивной (активной) речи ребенка:
Направленность мотиваций взрослых на общение с малышом и их активная позиция по отношению к потребностям ребенка в коммуникативных контактах.
Потребность в общении у здоровых детей проявляется достаточно ярко, проблема возникает в способах ее экспрессии, которые использует ребенок. Многие дети в возрасте двух лет открыто и эмоционально выражают свои желания ласки или иных благ, которые они хотят получить от близкого взрослого. Этих невербальных способов выражения потребностей ребенка достаточно для того, что бы его правильно поняли и выполнили его желания. Позиция взрослых в ситуациях общения может как ускорить, так и затормозить начало говорения. Если взрослые без слов понимают своего ребенка и не побуждают применять слово в коммуникативных целях, то начало речи отодвигается. Слово появляется в арсенале средств общения только по необходимости, когда невербальные средства уже мало эффективны.
Вербальное общение с ребенком при использовании грамотной речи.
Языковое общение с ребенком раннего возраста оказывает решающее влияние на формирование не только речи, но и языковой культуры в целом. Главным носителем языка для ребенка являются его родители, в ситуациях общения с ним и между собой они передают ребенку речевой опыт, который воспринимается, конечно, некритично. Общее правило можно сформулировать так: чем больше родители разговаривают с ребенком, тем лучше он воспринимает тот речевой опыт, который они ему передают. При этом нужно бережно относится к речевой активности самого ребенка и не следует ему мешать говорить так, как он может на своем уровне развития. Безусловно, необходимо исправлять речевые ошибки, но делать это нужно, ориентируясь на индивидуальные особенности малыша. Спокойному и уравновешенному ребенку можно предложить повторить правильным образом то, что было сказано с ошибками. Если ребенок возбудим или чрезмерно обидчив, то лучше не фиксировать его внимание на ошибочно произнесенных словах или словосочетаниях, т.к. можно добиться противоположных эффектов. Такие дети впитывают правильную (и неправильную) речь постепенно, в процессе общения с близкими людьми. Замечено, что правильно интонированная, эмоционально насыщенная литературная речь, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие правильной речи. В свою очередь примитивная или безграмотная речь родителей будет тормозить речевое развитие.
Состав семьи и порядок рождения ребенка.
Словарный запас единственных в семье детей или первенцев, как правило, более обширный. Нередко языковое развитие младших более скудное, т.к. занятые родители передают часть своих воспитательских функций своим старшим детям. По крайней мере, в многодетной семье доля общения младших детей с родителями явно недостаточна для формирования грамотной речи, т.к. речь старших детей может быть далекой от совершенства.
В работе Л. Чейни (1992) даются рекомендации родителям по правильному развитию речи детей. Часть из них имеет психологический смысл, полезный и для специалистов.
Приоритет активности ребенка – речь развивается быстро и эффективно, если малыш испытывает потребность в ее использовании;
Речь взрослых партнеров по общению должна быть доступной для понимания ребенком – использование коротких и просто построенных фраз, т.к. у ребенка раннего возраста ресурс слухоречевой памяти еще не достаточен для удержания длинных фраз;
Взрослому принадлежит важная роль представления образцов правильной нормативной речи, которой малыш еще не владеет – короткие односложные или двусложные фразы ребенка необходимо развернуть, показывая ему, как надо высказываться более точно, определенно и конкретно;
Речевые действия взрослого с ребенком должны иметь вербальные комментарии к поступкам ребенка и к своим собственным – надо расширять пассивный словарь малыша и постепенно накапливать смысловые связи: действие, предмет и слово, их обозначающее.
Разумеется, эффективность такого обучения различна в зависимости от возраста и стадии, на которой находится процесс становления речи ребенка. Известно, что в возрасте от года до трех лет экспрессивная речь проходит несколько стадий развития:
автономная речь – ребенок использует вместо слов их корни (начало второго года).
Малыш часто слышит от взрослых похожие по звучанию сочетания звуков речи – фонем. Т.к. слуховая дифференциальная чувствительность и память еще не достаточно развиты, ребенок не может запомнить тонкие отличия между словами. Поэтому в дальнейшем одним таким однокоренным словом он обозначает набор предметов, иногда не имеющих между собой ничего общего. Окончание этого периода приходится на третью четверть второго года, оно совпадает с концом кризиса первого года жизни. Задержка окончания этой стадии – явный признак аномалии психического развития, свидетельствующей о задержке развития фонемного слуха, слуховой и слухоречевой форм памяти, а также мышления.
«телеграфная речь» – однословные выражения и двухсловные сочетания, передающие определенный смысл, и поэтому выполняющие роль предложения (конец 2-го года).
Ребенок использует однословные предложения с определенным смыслом. При этом он применяет слова, обозначающие действия и предметы, связанные с его потребностями и поведением. В связи с тем, что в предметной среде каждого ребенка есть определенный и индивидуальный набор игрушек и предметов быта, с которым он имеет дело, то ряд этих слов-предложений ограничен и обусловлен данным набором. Такая речь может быть понята правильно только в конкретной ситуации. В полтора года дети в своей речи начинают использовать существительные и глаголы, и очень редко – другие части речи. Ребенок способен конструировать словосочетания, представляющие относительно устойчивые речевые единицы, образование которых подчиняется некоторым грамматическим правилам. Следовательно, «телеграфная речь» обладает начальными свойствами грамматически организованной речи.
полноценная речь – появление полных и распространенных предложений, состоящих из трех и более слов (граница раннего и дошкольного возрастов).
Ребенок овладевает многими падежными окончаниями и осваивает грамматику, что способствует развитию у него языкового чутья и речевого творчества. Постепенно в лексикон малыша входит множественное число, прошедшее и будущее время. Его речь в этот период характеризуется множеством грамматических неточностей и ошибок, поток речи имеет прерывистый характер. Постепенно грамматические и синтаксические погрешности уменьшаются в количестве, и речь ребенка становится более нормативной.
Рис. 29. Стадии развития экспрессивной речи
Параллельно с процессом грамматического оформления экспрессивной речи происходит существенное увеличение активного словаря ребенка, т.е. количества слов. Если в 1,5 года малыш использует от 10 до 30 слов, в 2 года – около 200 слов, то к трем годам активный словарь содержит более 1000 слов. Развитие речи соотносится с общим психическим развитием ребенка и обеспечивает адекватное социальное его поведение, выступая в качестве основного средства общения.
Развитие у ребенка способности к общению наблюдается на всех этапах развития речи, начиная с довербального этапа, и заканчивая появлением связной речи.
Этапность становления речи и временные границы этапов – условно принятые феномены: фактически у каждого ребенка имеется свой специфический и неповторимый путь в язык. Довольно часто родители, а особенно работника дошкольных образовательных учреждений, фиксируют различные отклонения от принятой в педагогике и психологии возрастной нормы и динамики становления речи. Можно сказать, что нормой является проявление у каждого ребенка тех или иных трудностей в развитии речи. Специалисты предлагают следующую классификацию причин, приводящих к появлению проблем в становлении речевой функции:
морфолого-физиологические дефекты и отклонения, например, утрата слуха или частичная глухота, незаращение верхней губы или неба;
негативные эмоциональные реакции на окружающих, на поведение близких взрослых или эмоциональные состояния, связанные с болезнью;
плохо развитая двигательная координация или нарушения в развитии сенсомоторной интеграции;
дефицит общения со взрослыми как носителями языка, связанный с нежеланием или невозможностью родителей общаться с ребенком с помощью речи как средством социальной коммуникации;
негативная реакция окружающих, в том числе старших детей, на речевые ошибки в виде насмешек или издевательств.
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы