Возрастные особенности внимания
Ранний возраст. Внимание ребенка раннего возраста в большей степени имеет непроизвольные свойства, основанные на механизмах ориентировочно-исследовательского поведения и ориентировочного рефлекса. Это означает, что механизмы внимания ребенка активизируются новыми стимульными свойствами среды и не устойчивы во времени. Ребенок, внимание которого привлекается к новому или необычному объекту, не способен сосредоточенно его изучать необходимое время, т.к. другие события – появление родителей или домашнего животного – тормозят познавательную активность и побуждают переключать внимание на новые объекты и действия с ними. В целом непроизвольное внимание характеризуется неустойчивостью и подвижностью, слабой концентрированностью.
В начале второго года жизни эти свойства внимания сохраняются в полной мере. Однако постепенно с возрастанием способности понимания обращенной к ребенку речи окружающих появляется возможность произвольного управления переключением внимания ребенка. Он может по просьбе взрослого перенести внимание на предложенный предмет. Примерно в это же время с помощью словесных команд взрослых ребенок способен некоторое время удерживать свое внимание на необходимом предмете или событии. Естественно, что с развитием речи процессы внешнего словесного управления становятся все более совершенными.
Однако внешне управляемое внимание ребенка младшего возраста отличается свойствами, которые объясняют низкую эффективность обучения:
оно все еще неустойчиво и слишком подвижно – ребенок при побуждении взрослого пытается удержать во внимании необходимый объект, но это ему не удается из-за быстрого переутомления;
внимание ребенка одноканальное и не обладает распределенностью, свойственной взрослым – малыш не может выполнять несколько действий одновременно и при отвлечении ребенок может не вернуться к прежнему занятию без дополнительного напоминания.
Развитие речи способствует началу постепенной трансформации внешне управляемого внимания в произвольно управляемый процесс, завершение которого отодвигается к 9 – 10 годам в связи со сроками созревания лобных отделов коры головного мозга. До этого времени процессы произвольного внимания проявляют свойства непроизвольного.
Несмотря на то, что у ребенка раннего возраста в процессе речевой активности и практического взаимодействия с предметным миром, а также общения с взрослыми стимулируется развитие лобных отделов мозга, к трем годам у большинства детей фиксируется недостаточная сформированность механизмов внимания, что расценивается специалистами как разная степень рассеянности.
Следует рассмотреть стадийное становление внимания и проявление разных признаков незрелой его формы:
I стадия – переходный возраст от младенчества к раннему детству – внимание охарактеризовано как рассеянное, и следствием этого является отвлекаемость и неспособность к концентрации;
II стадия – второй год – возникновение фиксации – процесса произвольной концентрации на чем-то одном; ригидная концентрация внимания не дает ребенку осуществлять параллельную активность, причем, необходимость отвлечения от выбранного занятии порождает у него негативные эмоции;
III стадия – третий год – стадия гибкого одноканального внимания 3– ребенок переключается со своего произвольно выбранного занятия на чье-либо обращение, а после незначительного временного интервала возвращается к своему занятию.
Внимание дошкольника. Возраст от 3 до 7 лет связан с постепенным усилением роли произвольности в процессах внимания. К 6 – 7 годам наблюдается скачок в созревании лобных долей, что служит основой осознанной регуляции активационных процессов и базой для формирования произвольного внимания. Но для этого необходима направляющая деятельность взрослых через игру, речевое общение и управление поведением.
В среднем периоде дошкольного возраста (4 – 5 лет) произвольность внимания проявляется в способности ребенка к восприятию предметов, действию с ними по словесному предложению со стороны взрослого и сосредоточению на этом деле на протяжении 3 – 5 минут. К тому же дошкольник легко отвлекается на посторонние стимулы и события. Такая рассеянность обычна для детей этого возраста, т.к. внимание выглядит как лабильный, неустойчивый и слабо концентрированный процесс, который не может еще обеспечить высокой эффективности произвольной деятельности.
В психологии и педагогике в качестве основного средства развития произвольного внимания считают совместные общение и деятельность ребенка и взрослого, а также игру. Через игровую деятельность происходит становление произвольности поведения в целом, в том числе внимания, как важнейшего «усилителя» мышления. К 7 годам многие дошкольники способны произвольно управлять своим поведением, что служит основанием для выводов о достаточной степени развития произвольного внимания.
В психометрических тестах на оценку интеллекта, например, в тесте Дж. Векслера присутствует материал на оценку устойчивости внимания (корректурная проба). Известно, что не все дети 6 – 7 лет способны без ошибок выполнить корректурную пробу целиком, что позволяет заключить о недостаточной выраженности устойчивости и переключаемости произвольного внимания старших дошкольников.
Избирательность произвольного внимания дошкольника является функцией его спонтанной игровой деятельности, т.к. в игре он произвольно направляет свое внимание на то, что ему необходимо для нее. Основные достижения в процессе формирования произвольности внимания в дошкольном возрасте связаны с оттачиванием механизмов его избирательности. Остальные свойства внимания развиты намного слабее.
Произвольное внимание старшего дошкольника, несмотря на высокую степень сформированности, еще не совершенно и не полностью готово к обеспечению более сложного вида деятельности – учебной.
Внимание школьника. Мозговые механизмы организации внимания в целом в 7 – 8 лет окончательно еще не созрели. Окончательное формирование механизмов непроизвольного внимания завершается только к 9 -10 годам, когда устанавливаются стабильные связи задних отделов коры мозга с подкорковыми структурами. Механизмы произвольного внимания, нагрузка на которые увеличивается по мере обучения в начальной школе, в младшем школьном возрасте только складывается как интегративная функция лобных долей. Функциональная организация произвольного внимания осуществляется с помощью синхронизации альфа-колебаний в лобных, центральных, затылочных и слуховых долях в зависимости от сенсорной задачи, при этом между зонами правого и левого полушарий устанавливаются двусторонние связи. Это обеспечивает формирование единой мозговой системы распознавания сенсорных стимулов и организации ответных действий.
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы