logo
Возр

Возрастные особенности внимания

Ранний возраст. Внимание ребенка раннего возраста в большей степени имеет непроизвольные свойства, основанные на механизмах ориентировочно-исследовательского поведения и ориентировочного рефлекса. Это означает, что механизмы внимания ребенка активизируются новыми стимульными свойствами среды и не устойчивы во времени. Ребенок, внимание которого привлекается к новому или необычному объекту, не способен сосредоточенно его изучать необходимое время, т.к. другие события – появление родителей или домашнего животного – тормозят познавательную активность и побуждают переключать внимание на новые объекты и действия с ними. В целом непроизвольное внимание характеризуется неустойчивостью и подвижностью, слабой концентрированностью.

В начале второго года жизни эти свойства внимания сохраняются в полной мере. Однако постепенно с возрастанием способности понимания обращенной к ребенку речи окружающих появляется возможность произвольного управления переключением внимания ребенка. Он может по просьбе взрослого перенести внимание на предложенный предмет. Примерно в это же время с помощью словесных команд взрослых ребенок способен некоторое время удерживать свое внимание на необходимом предмете или событии. Естественно, что с развитием речи процессы внешнего словесного управления становятся все более совершенными.

Однако внешне управляемое внимание ребенка младшего возраста отличается свойствами, которые объясняют низкую эффективность обучения:

  1. оно все еще неустойчиво и слишком подвижно – ребенок при побуждении взрослого пытается удержать во внимании необходимый объект, но это ему не удается из-за быстрого переутомления;

  2. внимание ребенка одноканальное и не обладает распределенностью, свойственной взрослым – малыш не может выполнять несколько действий одновременно и при отвлечении ребенок может не вернуться к прежнему занятию без дополнительного напоминания.

Развитие речи способствует началу постепенной трансформации внешне управляемого внимания в произвольно управляемый процесс, завершение которого отодвигается к 9 – 10 годам в связи со сроками созревания лобных отделов коры головного мозга. До этого времени процессы произвольного внимания проявляют свойства непроизвольного.

Несмотря на то, что у ребенка раннего возраста в процессе речевой активности и практического взаимодействия с предметным миром, а также общения с взрослыми стимулируется развитие лобных отделов мозга, к трем годам у большинства детей фиксируется недостаточная сформированность механизмов внимания, что расценивается специалистами как разная степень рассеянности.

Следует рассмотреть стадийное становление внимания и проявление разных признаков незрелой его формы:

I стадия – переходный возраст от младенчества к раннему детству – внимание охарактеризовано как рассеянное, и следствием этого является отвлекаемость и неспособность к концентрации;

II стадия – второй год – возникновение фиксации – процесса произвольной концентрации на чем-то одном; ригидная концентрация внимания не дает ребенку осуществлять параллельную активность, причем, необходимость отвлечения от выбранного занятии порождает у него негативные эмоции;

III стадия – третий год – стадия гибкого одноканального внимания 3– ребенок переключается со своего произвольно выбранного занятия на чье-либо обращение, а после незначительного временного интервала возвращается к своему занятию.

Внимание дошкольника. Возраст от 3 до 7 лет связан с постепенным усилением роли произвольности в процессах внимания. К 6 – 7 годам наблюдается скачок в созревании лобных долей, что служит основой осознанной регуляции активационных процессов и базой для формирования произвольного внимания. Но для этого необходима направляющая деятельность взрослых через игру, речевое общение и управление поведением.

В среднем периоде дошкольного возраста (4 – 5 лет) произвольность внимания проявляется в способности ребенка к восприятию предметов, действию с ними по словесному предложению со стороны взрослого и сосредоточению на этом деле на протяжении 3 – 5 минут. К тому же дошкольник легко отвлекается на посторонние стимулы и события. Такая рассеянность обычна для детей этого возраста, т.к. внимание выглядит как лабильный, неустойчивый и слабо концентрированный процесс, который не может еще обеспечить высокой эффективности произвольной деятельности.

В психологии и педагогике в качестве основного средства развития произвольного внимания считают совместные общение и деятельность ребенка и взрослого, а также игру. Через игровую деятельность происходит становление произвольности поведения в целом, в том числе внимания, как важнейшего «усилителя» мышления. К 7 годам многие дошкольники способны произвольно управлять своим поведением, что служит основанием для выводов о достаточной степени развития произвольного внимания.

В психометрических тестах на оценку интеллекта, например, в тесте Дж. Векслера присутствует материал на оценку устойчивости внимания (корректурная проба). Известно, что не все дети 6 – 7 лет способны без ошибок выполнить корректурную пробу целиком, что позволяет заключить о недостаточной выраженности устойчивости и переключаемости произвольного внимания старших дошкольников.

Избирательность произвольного внимания дошкольника является функцией его спонтанной игровой деятельности, т.к. в игре он произвольно направляет свое внимание на то, что ему необходимо для нее. Основные достижения в процессе формирования произвольности внимания в дошкольном возрасте связаны с оттачиванием механизмов его избирательности. Остальные свойства внимания развиты намного слабее.

Произвольное внимание старшего дошкольника, несмотря на высокую степень сформированности, еще не совершенно и не полностью готово к обеспечению более сложного вида деятельности – учебной.

Внимание школьника. Мозговые механизмы организации внимания в целом в 7 – 8 лет окончательно еще не созрели. Окончательное формирование механизмов непроизвольного внимания завершается только к 9 -10 годам, когда устанавливаются стабильные связи задних отделов коры мозга с подкорковыми структурами. Механизмы произвольного внимания, нагрузка на которые увеличивается по мере обучения в начальной школе, в младшем школьном возрасте только складывается как интегративная функция лобных долей. Функциональная организация произвольного внимания осуществляется с помощью синхронизации альфа-колебаний в лобных, центральных, затылочных и слуховых долях в зависимости от сенсорной задачи, при этом между зонами правого и левого полушарий устанавливаются двусторонние связи. Это обеспечивает формирование единой мозговой системы распознавания сенсорных стимулов и организации ответных действий.