Расстройства памяти
Нет понятия «Здоровая память» или «Память в норме», потому что таких качеств у памяти нет. Есть только нарушения, в основном – амнезии. Но в этом нет ничего страшного, потому что большинство нарушений памяти возникают постепенно, с возрастом, реже – после болезни или в силу психофизиологических особенностей организма. Конечно, тяжелые формы нарушений памяти – это личная и социальная беда, но они достаточно редкие.
Память начинает ослабевать уже после 35 лет, что заметно при механическом запоминании (например, при изучении иностранных языков). Выручает мыслительная деятельность и опыт. В преклонном возрасте память вообще ослабевает. Всякие ассоциации слабеют, и поэтому они легко разрываются. Новые ассоциации у пожилых людей имеют малую прочность, старые – сохраняют прежнюю силу. Например, пожилой человек, который забывает события прошлого года, воспроизводит пережитое 30-тилетней давности.
Есть ряд психопатических состояний, в которых наблюдается временное помрачение сознания, после чего субъект не сохраняет воспоминания о том, что произошло с ним за определенный промежуток времени. Это наблюдается преимущественно при малых приступах эпилепсии, носящих название «petit mal» или «absence». Здесь преемственность сознания вдруг обрывается на несколько минут, иногда и на более длинный период, и то, что субъект в это время говорил или делал, совершенно стёрто из его памяти. А между тем он может за это время совершать сложные, иногда даже целесообразные, сознательные поступки; только о сознательности не может быть и речи, ввиду полного «беспамятства», и такое своеобразное изменение сознания называется «автоматизмом». Помимо эпилепсии, к таким состояниям автоматизма могут приводить также некоторые другие психические заболевания, хронический алкоголизм и прочие.
К этой же категории расстройств памяти принадлежит сомнамбулизм как естественный, так и вызываемый искусственно, путем гипнотического усыпления. Сюда относятся редкие, но крайне важные и интересные наблюдения психического явления, известного под именем «раздвоения сознания» или личности. В этих случаях, преимущественно у истерических больных, чередуются друг за другом два состояния сознания, не имеющие ничего общего между собой. В первом - совершенно исчезает память для впечатлений и поступков, относящихся ко второму, и наоборот; но все отдельные периоды первого и второго состояния связаны друг с другом преемственностью памяти. Следовательно, субъект как бы разбивается на две личности, из которых каждая проявляется поочередно, и во время ее господства другая совершенно вытесняется из сознания и памяти.
Надо упомянуть о сравнительно редкой группе случаев, в которых из памяти исчезает временно известный промежуток, предшествующий внезапной потери сознания; это бывает иногда при сотрясении мозга вследствие ушиба. Удивительно, что по возвращении сознания субъект долго не может припомнить многие или даже все обстоятельства, имевшие место за некоторое время до момента потери сознания; впоследствии же память о них восстанавливается.
Амнезия – (от греч. a – частица отрицания, mneme – память) – утрата способности сохранять и воспроизводить информацию.
Амнезия антероградная – (от лат. anterius – прежде, до, gradior – идти) – утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следовавших за окончанием бессознательного состояния или другого расстройства психики.
Амнезия антероретроградная – (от лат. anterius – до, ufro – позади, gradior – идти) – сочетание двух видов амнезии. Из памяти больного выпадают события, не только предшествовавшие бессознательному состоянию или болезни, но и следовавшие за ними.
Амнезия защитная – забывание (вытеснение) неприятного, травмирующего прошлого опыта.
Амнезия инфантильная – (от греч. infantilis – детский) – отсутствие воспоминаний о первых 3 – 4 годах жизни.
Амнезия истерическая – своеобразная амнезия у невротиков, имеющая своим источником инфантильную амнезию.
Амнезия кататимная – (от греч. catathymica – падать духом) – амнезия только на определенные лица и события.
Амнезия прогрессирующая – утрата способности запоминания и постепенно нарастающее опустошение запасов памяти, происходящее в определенной последовательности: в первую очередь утрачивается память о событиях последних лет, позже о событиях далекого прошлого и, наконец, исчезает память всей прожитой жизни.
Амнезия репродукционная – невозможность вспомнить в нужный момент необходимое имя, число, дату, определение.
Амнезия ретроградная – выпадение из памяти полностью или частично событий дней, месяцев и даже лет, непосредственно предшествующих настоящему заболеванию.
Амнезия фиксационная – невозможность запоминания текущих событий.
Амнезия эпизодическая – неоднократно наступающая амнезия на ограниченные промежутки времени.
Амнезия негативная – амнезия, обусловленная внутренним сопротивлением индивидуума воспроизведению отдельных фактов и т. д.
Гипермнезия – (от греч. hyper – над, сверх, mnesis – воспоминание) – необычное, иногда болезненное усиление возможностей воспоминания. В патологических и пограничных случаях характеризуется удержанием в памяти обилия малосущественных деталей (например, расписания движения поездов). Гипермнезия не зависит от уровня интеллекта. Она возникает также под гипнозом и в обычных сновидениях.
Гипомнезия – (от греч. hypo - под, mnesis – память) – ослабление памяти или ее отдельных компонентов (запоминание, сохранение, воспроизведение). Гипомнезия возникает после различных заболеваний или является врожденной.
Дисмнезия – (от греч. dis – затруднение, mneme – память) – расстройство памяти, характеризующееся снижением способности к запоминанию, уменьшением запасов памяти и ухудшением воспроизведения.
Конфабуляции – (от лат. confabulo – болтаю) – вымышленные события, принимающие форму воспоминаний; ложные воспоминания. При конфабуляции действительные события забываются, а их место заполняется вымыслами, которые касаются бытовых фактов текущей жизни или имеют фантастическое содержание.
Конфабуляции мнемонические – конфабуляции, возникающие при выраженных или тяжелых расстройствах памяти и замещающие пробелы памяти вымышленными событиями.
Конфабуляции онирические – (с греч. oneireios – относящийся к сновидениям) – конфабуляции, возникающие после исчезновения сна, отражающие в своем содержании тематику перенесенного расстройства сознания.
Конфабуляции экспансивные – (с expansivae) – бредовые и фантастические конфабуляции, содержанием которых является идея величия, необычного физического здоровья, интеллектуальной одаренности, богатства, высокого происхождения, изобретательства, реформаторства и т. п.
Криптомнезии – (от греч. kryptops – скрытый, mneme – память) – искажения памяти, выражающиеся в ослаблении различия (вплоть до полного его исчезновения) между действительно происходившими событиями, увиденными во сне, прочитанными, услышанными.
Парамнезия – (от греч. para – возле, около, mnesia – воспоминание) – ложные воспоминания, возникающие в результате слияния актуального восприятия, впечатления с мнимым, бывшим якобы в прошлом. Парамнезии разделяют на конфабуляции (ложные воспоминания) и криптомнезии (искажение памяти).
Торможение индукционное – экстренное прекращение условно-рефлекторной деятельности при воздействии посторонних стимулов; биологическое значение его – преимущественное обеспечение ориентировочной реакции на неожиданно возникший раздражитель.
Торможение проактивное – (от лат. pro – раньше, activus – действующий) – ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию.
Торможение ретроактивное – (от лат. retro – назад, activus – действующий) – ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, следующей после заучивания.
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы