Рациональная организация учебного процесса
Урок. Рациональная организация учебных занятий сокращает период врабатывания, способствует удлинению периода оптимальной работоспособности и отодвигает, делает менее выраженным утомление.
Рассмотрим динамику работоспособности во время урока в начальной школе: первые 3 – 5 мин – врабатывание, затем 10 – 15 мин оптимальной работоспособности, еще 5 – 7 мин неустойчивой работоспособности и – утомление. Отсутствие времени на врабатывание приведет к эмоциональному напряжению, повышению тревожности, что удлинит врабатывание и резко сократит период оптимума. Следует помнить, что продолжительность периодов работоспособности зависит от функционального состояния ребенка и его индивидуальных особенностей. Например, у медлительных детей период врабатывания в 1,5 – 2 раза продолжительнее, так же как и у утомленных и ослабленных после болезни детей. У ребят 5 – 6 лет первый период составляет 5 –6 мин, а оптимум – 10 мин; у 6 – 7-летних период врабатывания сокращается до 1,5 – 3 мин, а оптимума удлиняется до 15 – 17 мин. Установлено, что для детей младшего школьного возраста продолжительность урока не должна превышать 40 – 45 мин. При этом наименее эффективны первые, пятые и последующие уроки. Планируя любую работу на уроке необходимо учитывать эти закономерности.
Дневная динамика работоспособности также дает достаточно четкую картину: I урок – врабатывание, II и III уроки – оптимум; IV урок – повышение напряжения и снижение качества; V урок в начальной школе не эффективен, а при возможно успешной работе функциональная цена учебной нагрузки очень высока.
Специальные исследования показали, что к 4-му уроку работоспособность первоклассника снижается в 2 раза, и случаи сильного утомления отмечаются у четверти детей. У первоклассников 6-ти лет также отмечено резкое падение работоспособности уже после первого урока, а утомление в конце дня выявлено почти у 70% детей даже при облегченном режиме дня. Понятно, что 5-й и 6-й уроки в начальной школе не только не целесообразны (слишком высоко напряжение и низка эффективность), но просто вредны, т.к. ребенок будет работать на фоне утомления. Следует учесть, что при чрезмерной интенсивной работе у учащихся 1 – 3 классов снижение работоспособности начинается со 2-го урока, а на 3-м наблюдается резко выраженное утомление. У 5-классников – оптимальный уровень работоспособности также отмечен на 2 и 3 уроках, а после 5-го – резкое снижение. Для старшеклассников максимальное количество уроков – 6, седьмые и восьмые часы малоэффективны и связаны с высоким функциональным напряжением.
Улучшить состояние ребенка в течение дня, отодвинуть утомление, снять усталость помогают физиологические «стимуляторы», например:
активная прогулка – это может быть часовая прогулка после 3-го урока;
форсированное дыхание – такие упражнения можно проводить на каждом занятии;
физкультминутки;
холодовые раздражители – обтирание влажной салфеткой лица и шеи;
звуковые раздражители и др.
Важно знать и оптимальную продолжительность различных видов деятельности на уроке. Например, непрерывное чтение в 6 лет должно продолжаться не более 8 мин, в 7 – 8 лет – 10 мин, в 9 лет – 15 мин; непрерывное письмо в 7 лет – всего 2 мин 40 с в начале урока и 1 мин 45 с – в конце.
Оптимальная организация урока – главный фактор предохранения от предметного утомления и повышения функционального напряжения. Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в 5-м классе возможна в течение 20 – 25 мин. Кратковременный перерыв позволяет продолжать ее следующие 20 – 25 мин. У старшеклассников период эффективной непрерывной интеллектуальной работы не намного выше – 30 – 35 мин, но хорошо сформированные механизмы произвольной регуляции деятельности позволяют в этом возрасте значительно удлинить период высокой работоспособности и при высокой мотивации старшеклассники могут в течение нескольких часов увлеченно заниматься.
Рационально организованный урок – это урок, в котором не только учтена продолжительность отдельных моментов, но и соблюдается оптимальный темп деятельности, не создается ситуация подгонки, дефицита времени. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени – ведущие факторы нарушения функционального состояния и нарушений психического здоровья. В тех случаях, когда они сочетаются с высокой мотивацией, невротирующее действие таких нагрузок усиливается. Т.о., неправильно организованный урок может быть фактором прямого действия, вызывающим нарушение в состоянии здоровья и комплекс школьных проблем.
Неделя. В недельной динамике работоспособности можно отметить те же периоды: понедельник – врабатывание, вторник, среда – оптимум, в четверг повышается напряжение и снижается эффективность работы (т.е. растет ее физиологическая «цена»), в пятницу работоспособность ниже, чем в другие дни недели.
Новый материал, трудные задания, контрольные работы потребуют значительно большего напряжения в дни врабатывания или накопления утомления. Это можно учитывать, распределяя учебную нагрузку. Опыт многих школ показывает, что, сделав четверг «разгрузочным» днем (экскурсия, бассейн, прогулки, рисование, музыка), пятница и суббота становятся днями «высокой и устойчивой работоспособности». В этом случае четверг играет роль «физиологического стимулятора», как физкультминутка на 25-й минуте урока или как прогулка после 3-го урока.
Школы, работающие в режиме пятидневной учебной недели, создают для детей положительный социальный эффект, предоставляя им два дня отдыха в семье, при условии, что это действительно рационально организованный отдых в благоприятной социальной обстановке. К сожалению, у большинства детей это два дня безнадзорной беготни или, наоборот, жестокого давления и выяснения отношений со взрослыми. В этих случаях ничего положительного нет, и остаются негативные эффекты нарушения недельного ритма и динамики работоспособности: удлиняется период врабатывания (понедельник, вторник), сокращается период оптимальной работоспособности (среда), отмечается более сильное утомление (пятница). К тому же увеличивается ежедневное число уроков.
Вывод о целесообразности и эффективности пятидневки могут и должны сделать в каждой школе самостоятельно, исходя из условий жизни ребенка и в школе, и дома, но выбрав в качестве приоритетных не желания учителей и родителей, а реальные возможности детей. Пятидневная учебная неделя рациональна и допустима только при сокращении объема общей недельной нагрузки и изменении всей системы работы в школе.
Год. Годовая динамика работоспособности очень близка к стандартной кривой. Первые месяцы обучения (адаптация) – врабатывание, причем этот период наиболее длителен (6 – 8 недель) в первом классе, затем во 2 – 4-м классах сокращается до 3 – 4-х недель, опять увеличивается в 5-м классе до 4 – 6 недель и в последующие годы обучения составляет 2 – 3 недели.
Наступление утомления в течение года сдерживается каникулами, играющими роль физиологических «стимуляторов». Наиболее трудными периодами учебного года на протяжении всех лет обучения являются период после 20-го декабря и середина февраля. Первый спад работоспособности (в декабре) компенсируется зимними каникулами, которые могли бы дать больший эффект, если бы начинались 25-го числа. Второй спад работоспособности (в феврале) также рекомендуется компенсировать 7 – 10-дневными каникулами в середине месяца (для младших школьников) либо снижением нагрузки (для учащихся основной и старшей школы).
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы