Понятийный словарь
Аксон – (от греч. áxōn – ось) – нейрит, осевой цилиндр, отросток нервной клетки, по которому нервные импульсы идут от тела клетки к иннервируемым органам и другим нервным клеткам.
Афферентные (чувствительные) нервные волокна – (от лат. afferens – приносящий), чувствительные волокна, проводящие импульсы от периферии к центральной нервной системе.
Возбудимость – раздражимость, способность живых клеток (от простейших одноклеточных организмов до нервных клеток человека) воспринимать изменения внешней среды и отвечать на эти изменения (раздражения) реакцией возбуждения.
Возбуждение – реакция живой клетки на раздражение, выработанная в процессе эволюции.
Гомеостаз – (от греч. hómoios – подобный, одинаковый и stásis – состояние, неподвижность) – относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма человека, животных и растений.
Дендриты – ветвящийся отросток нервной клетки, воспринимающий возбуждающие или тормозные влияния других нейронов или рецепторных клеток.
Извилина – ограниченный бороздами участок коры больших полушарий головного мозга.
Иннервация – (от лат. in – в, внутри и нервы) – снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой.
Интеграция – (от лат. integratio – восстановление, восполнение, от integer – целый) – функциональное объединение частных физиологических механизмов в сложно координированную приспособительную деятельность целостного организма.
Кожа – наружный покров тела животных и человека, осуществляющий функции защиты организма от внешних воздействий, а также осязания, обмена веществ (в т.ч. газообмена), выделения, иногда и терморегуляции.
Мозг – центральный отдел нервной системы у животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех жизненных функций организма и его уравновешивания со средой, в т.ч. и высшую нервную деятельность, а у человека – и психической функции, включая мышление.
Нейрон – (от греч. Neuron – нерв) – основная функциональная и структурная единица нервной системы; принимает сигналы, поступающие от рецепторов и других нейронов, перерабатывает их и в форме нервных импульсов передает к эффекторным нервным окончаниям, контролирующим деятельность исполнительных органов (мышцы, клетки, железы и др. нейроны).
Нервная система – совокупность структур в организме животных и человека, объединяющая деятельность всех органов и систем и обеспечивающая функционирование организма как единого целого в его постоянном взаимодействии с внешней средой.
Нервная ткань – ткань, состоящая из нервных клеток – нейронов – главных функциональных элементов нервной ткани, и вспомогательных клеток – нейроглии.
Нервные окончания – специализированные образования в концевой части длинного отростка нервной клетки – аксона, где он не имеет миелиновой оболочки; служат для передачи или приема информации.
Нервы – (от греч. neuron – жила, нерв) – шнуровидные тяжи нервной ткани, связывающие мозг и нервные узлы с другими органами и тканями тела, т.е. иннервирующие их.
Проводимость - способность тела, среды пропускать через себя электрический ток, тепло, звук.
Рефлекс – (от лат. reflexus – отражение, ответная реакция) – ответная реакция организма на воздействия внешней среды или изменения его внутреннего состояния, выполняемая с участием нервной системы.
Рефлекторная дуга – путь, состоящий из цепей нейронов, по которому нервный импульс проходит от чувствительных нервных клеток до рабочего органа.
Синапсы – (от греч. synapsis – соединение, связь) – специализированные функциональные контакты между возбудимыми клетками, служащие для передачи и преобразования сигналов.
Сома – (от греч. soma – тело) – термин, введенный для обозначения тела организма, в противоположность зародышевой плазме, передающейся из поколении в поколение через половые клетки.
Топографическая анатомия – направление анатомии, изучающее взаиморасположение органов и систем организма в условиях нормы и патологии с учетом его возрастных, половых и конституциональных особенностей.
Эффекторы – конечные звенья нейронов в рефлекторной дуге.
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы